Гидродинамическая однополостная проточная муфта

 

ОПИСАНИЕ

ИЗО БРЕТ ЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

М. Кл. F 166 33/08

Заявлено 25.1!.1971 (№ 1631331/24-6) с присоединением заявки ¹

Приоритет

Опубликовано 23.V.1973. Бюллетень № 24

Дата опубликования описания 6Х111.1973

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Иинистроа

СССР

УДК 621.825-585.2(088.8) Автор изобретения

Ю. А. Цыбульник

Заявитель

ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ОДНОПОЛОСТНАЯ

ПРОТОЧНАЯ МУФТА

Известны гидродинамические однополостные проточные муфты, содержащие турбинное колесо с кожухом и насосное колесо со ступицей, имеющей радиальные каналы, в которой по оси муфты размещен поворотный полый золотник для регулирования наполнения рабочей полости с радиальными каналами, взаимодействующими с радиальными каналами, вьгполненными в ступице насосного колеса.

Цель изобретения — автоматическое изменение заполнения рабочей полости при пуске и торможении муфты.

Цель достигается тем, что в камере между тыльной стороной насосного колеса и кожухом трубинного колеса расположены радиальные лопатки, связанные с золотником.

На фиг. 1 представлен продольный разрез муфты с обозначениями, необходимыми для пояснения ее работы; на фиг. 2 — разрез по

 — В фиг.1 через камеру лопаток; на фиг.З— разрез по à — Г фиг. 1.

Устройство состоит из лопастного насосного колеса 1 и лопастного турбинного колеса 2.

К турбинному колесу 2 крепится кожух 8.

Турбинное колесо 2 вращается на подшипниках 4 и 5, посаженных на ступицу насосного колеса 1. Уплотнение ступицы насосного колеса 1 осуществляется уплотнением б. Подвод и отвод рабочей жидкости производится при помощи коллектора 7. В ступице насосного колеса 1 установлен поворотный полый золотник 8 с лопатками 9, расположенными в камере между тыльной стороной насосного колеса 1 и кожухом 8 турбинного колеса. Золотник имеет радиальные каналы 10, взаимодействующие с радиальными каналами 11 в ступице насосного колеса 1.

Перед пуском приводного двигателя (на

10 чертежах не показан) муфта заполнена рабочей жидкостью до уровня нижнего среза центрального сливного отверстия диаметра Дц, то есть менее чем на 50о о рабочего объема.

Поступающая в муфту по стрелке А рабочая

13 жидкость сливается в коллектор 7 и отводится по стрелке Б.

При включении приводного двигателя, рабочая жидкость отбрасывается рабочими лопатками насосного колеса к периферии и на20 чинает циркулировать в рабочей полости муфты, обеспечивая на ее валу начальный момент.

Под действием развитого этими лопатками напора, рабочая жидкость стремится вы25 броситься из рабочей полости по кольцевой камере К, образованной тыльной стороной насосного колеса 1 и кожухом 8. Этомувыбросу препятствуют лопатки 9 золотника 8, которые, вращаясь вместе с насосным колесом

30 1, создают противодавление, препятствующее

383916 выбросу рабочей жидкости из рабочей полости муфты.

Как видно из фиг. 1, золотник не соединен жестко с насосным колесом 1, а может свободно поворачиваться вокруг оси муфты между упорами 12, неподвижно закрепленными на тыльной стороне насосного колеса 1 на угол а.

При повороте на угол а, радиальные каналы частично закрываются, когда муфта вращается в рабочем направлении. При реверсе приводного двигателя для торможения радиальные каналы открываются полностью.

При включении приводного двигателя разгон насооного колеса 1 происходит при заторможенном турбинном колесе 2 и кожухе 3.

Поскольку лопатки 9 золотника 8 при вращении жидкости в кольцевой камере между насосным колесом и кожухом 8 передают энергию находящейся в ней жидкости, определяемую величиной дискового трения, на лопатки золотника действует сила реакции, стремящаяся повернуть его в направлении, противоположном вращению насосного колеса 1. При этом, с поворотом золотника происходит взаимное смещение радиальных каналов в ступице насосного колеса 1 и в золотнике 8, что ведет к снижению подачи рабочей жидкости в рабочую полость муфты. Избыток рабочей жидкости, не прошедший через малое проходное сечение перекрытого золотника, сливается, минуя рабочую полость муфты, по кольцевому каналу между трубой подвода жидкости и порогом золотника 8 с внутренним диаметром Д„(показано пунктирной стрелкой) в сливную камеру коллектора.

Таким образом, при пуске двигателя муфта вначале заполнена частично (менее, чем на

50О/р), что обеспечивает малое значение момента ппи оазгоне двигателя.

При разгоне приводимой машины, в связи с ограниченной подачей рабочей жидкости в круг циркуляции, ускорение приводимой машины мало, и момент на валу не превышает допустимой двигателем величины. К концу разгона муфта заполнена на 100О/о, и жидкость сливается через центральное отверстие

Д„в коллектор.

При торможении приводимой машины ре1О версом двигателя, с изменением направления вращения насосного колеса меняется и направление окружного усилия на лопатках золотника 8, что ведет к повороту его в другое крайнее положение и полному открытию ра15 диальных каналов 10. Поступающая при этом в рабочую полость в большом количестве ра. бочая жидкость обеспечивает интенсивный теплоотвод, а смягчение моментной характеристики обусловлено работой рабочих лопа20 ток с наклоном «назад».

Предмет изобретения

Гидроди намическая однополостная проточная муфта, содержащая турбинное колесо с кожухом и насосное колесо со ступицей, имеющей радиальные каналы, в которой по оси

30 муфты размещен поворотный полый золотник для регулирования заполнения рабочей полости с радиальными каналами, взаимодействующими с радиальными каналами, выполненными в ступице насосного колеса, отлича35 юи аяся тем, что, с целью автоматического изменения степени заполнения рабочей полости при пуске и торможении, в камере между тыльной стороной насосного колеса и кожухом турбинного колеса расположены радиаль35 ные лопатки, связанные с золотником.

383916 г. У

Г-Г

ФЬг, ге

Составитель С. Стесни

Редактор Л. Мазуронок Техред Т. Курилко Корректоры; Л. Чуркина и Е. Миронова

Заказ 2147/7 Изд. № 1604 Тираж 826 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4j5

Типография, пр. Сапунова, 2

Гидродинамическая однополостная проточная муфта Гидродинамическая однополостная проточная муфта Гидродинамическая однополостная проточная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента между валами как на транспорте, так и в других отраслях производства

Изобретение относится к гидродинамическим муфтам, в частности, для составной турбосистемы

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к гидродинамическим муфтам

Изобретение относится к гидродинамической муфте с постоянным или изменяемым заполнением рабочей средой

Изобретение относится к машиностроению, в частности к гидромуфтам

Изобретение относится к сварке трением, а именно к оборудованию для ее осуществления
Наверх