Муфта электромагнитная

 

О П И С А- Н И- Й;"

ИЗОБРЕТЕН ИЯ т > 412392

Союз Советских

Социалистимеских

Реслублик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства— (22) Заявлено 15.06.67 (21) 1168203/24-6 с присоединением заявки №вЂ” (32) Приоритет—

Опубликовано 25.01.(4. Бюллетень ¹ 3

Дата опубликования описания 19.08.74 (51) М. Кл. F01р 7/08

F 16с1 27, 06

Государственный комитет

Совета Министров СССР ио делам изобретений и открытий (53) УДК 621.432.714. .75 (088.8) (72) Автор

Г. И. Левин изобретения

Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта (71) Заявитель (54) МУФТА ЭЛ ЕКТРОМАГН ИТНАЯ

Изобретение относится к машиностроению и 1предназначено для .иопользования в качестве привода, преимущественно вентиляторо в охлаждения дви|гателей .внутреннего сгорания, особенно автомобильного типа.

Известны электромагнитные муфты, в частности для привода вентиляторов охлаждения двигателей автомобильного типа, имеющие ведущий узел с крыльчаткой водяного насоса, установленный на одном валу с пр иводным шкивом, и электромагнитную катушку, соединенную с токосъемником, а также ведомьш узел, на,котором размещен якорь катушки и лопасти вентил ято р а.

Однако известные электромагнитные муфты характеризуются сложностью фрикционного узла, особенно механизма его осевого перемещения, а также ограниченностью допусков на износ фрикционных поверхностей и значительной величиной потребляемого тока. Объясняется это тем, что в известных муфтах вентилятора механизм осевого перемещения имеет воз вращающие пружины, передающие и крутящий момент вентилятора. Поэтому такие пружины выполняются достаточно жесткими и при износе фрикционных поверхностей .возрастающий воздушный зазор затрудняет включение муфты.

Сложность конструкции:и необходимость поддержания точной величины зазора между фракционными поверхностями удорожают производство и эксплуатацию и препятствуюг использованию автоматизированного привода вентилятора охлаждения транспортных двигателей внутреннего сгорания. У известных муфт токосъемник вращается даже тогда, когда .муфта выключена, т. е. все .время работы двигателя.

Цель изобретения — упрощение фрикцион10 ного узла и повышение его срока службы.

Это достигается путем, раздельного выполнения элементов, передающих крутящнн момент и осуществляющих возврат якоря в выключенное положение, а также уменьшением продолжительности .работы токосъемника.

Для этого якорь муфты выполнен в виде концентрично .расположенных колец, подв ижно ,посаженных на направляющие пальцы, а токосъемник закреплен на ведомом узле.

На фпг. 1 по казан поперечный разрез предлагаемой муфты, установленной па валу водяного насоса автомобильно го двигателя; на фиг. 2 — .вид муфты спереди; »а фиг. 3 — изменение техепературы в блоке автомобильного двигателя с вентилятором, автоматически уп,равляемым с помощью электромагнитной мчфты.

Ведомый узел 1 установлен на валу 2 водяного насоса прн помощи подшипников 8, З0 которые могут быть выполнены как качения, 412392 так и скольжения. На ведомом узле жестко закреплены лопасти .вентилятора 4 и электромагнитная катушка 5. Якорем кату шки и одновременно фрикционной поверхностью веду,щего узла со шкивом б служат сдвоенные концентрично,расположенные кольца 7 (см. фиг. 2), подвижно (в осевом направлении) посаженные по линии сопряжения друг с другом на на правляющие пальцы 8, закрепленные в шкиве 6. На ведомом узле 1 с,помощью опорного кольца 9 и изолирующего кольца 10 закреплен TQIKocúåìíèê 11, сопряженный,со щеткой 12, укрепленной на кронштейне 18.

Во время работы вентилятора при подаче тока через токосъемник 11 .в катушку 5 ,кольца 7 беспрепятственно перемещаются по пальцам 8 и притягиваются к ведомому узлу

1, который начинает вращаться вместе со шкивом 6. В:результате;выполнения якоря из двух ион центрических колец, допускающих смещение друг относительно друга, обеспечивается безотказность . их осевого перемещения и илотное прилегание фриыционных поверхностей.

При выключен ии катушки якорь возвращается в исходное положение вод действием сил, возникающих в результате разницы в величине, крутящих моментов на ведущем и ведомом узлах.

Отсутствие возвращающих аьружин обеспечивает уменьшение потребляемого тока при включениями в три раза и допускаемую величину воздушного зазора между фрикционными поверхностями позволяет увеличить до 4—

5 лгм.

Положительный эффеил:изобретения илБ люстрирован фиг. 3, где линия 1 — III паказывает изменение температуры (горизонтальная ось) по времени работы (вертикальная ocr) двигателя, причем на участке 1 — 1 во время его запуска и прогрева при закрытых жалюзи;

10 I — 11 — после, автоматического открытия жалюзи, а II — III — во .время работы под нагрузкой при автоматическом управлениями муфтой:вентилятора с помощью термореле. Симметричность линии на участке II — 111 харак)Ь теризует надежность работы предлагаемой электромагнитной муфты. Предмет изобретения

1. Муфта электромагнитная, преимущественно для вентиляторов охлаждения двигателей внутреннего сгорания, содержащая ведущий iH ведомый узлы, на одном из которых

25 помещена катушка, питаемая через токосъемник, а на другом — якорь, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, якорь выполнен в виде,концентрично расположенных колец, подвижно посаженных на направЗо ляющие пальцы.

2. Муфта пгю и. 1, отличающаяся тем, что токосъемник за креплен на ведомом узле.

412392

OРие /

0т паке фемя, мин йтанааренныи uuanazpa

4:Ы ааИе жанае темаерат ру (3шр<реренциап) Составитель И. Абашкин

Техред А. Камышникова Корректор А. Васильева

Редактор А. Батыгин

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

Заказ 624 Изд. № 442 Тираж 565 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Муфта электромагнитная Муфта электромагнитная Муфта электромагнитная Муфта электромагнитная 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для включения и выключения вентилятора охлаждающей системы двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет повысить эффективность охлаждения путем увеличения расхода воздуха и оптимального его распределения по поверхности радиатора

Изобретение относится к системам автоматического регулирования теплового состояния двигателя
Наверх