Сдвоенная многодисковая фрикционная муфта

 

«

OflHCÀÍИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

< н 462 0 33

Союз Советских

Со@иалистнческкк

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 26.03.73 (21) 1899171/25-27 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 28.02.75. Бюллетень № 8

Дата опубликования описания 20.05.75 (51) М. Кл. F 16d 13, 56

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открмтнй (53) УДК 621.825.54 (088.8) (72) Автор изобретения

В. П. Титов (71) Заявитель (54) СДВОЕННАЯ МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин-муфтам сцепления.

Известны сдвоенные многодисковые фрикционные муфты, состоящие из левой и правой полумуфт, между которыми размещен подвижный в осевом направлении нажимной диск, установленный на подвижной втулке, взаимодействующей одним торцом с компенсационной пружиной, а другим — с кулачковой втулкой, подпружиненной к бурту вала и кинематически связанной через кулачковую передачу с другой кулачковой втулкой, взаимодействующей с качающимися кулачковыми рычагами, другие концы которых опираются в профильные упоры управляющей втулки.

Такие муфты недостаточно быстро срабатывают из-за инерционности и имеют сравнительно большие габариты.

Целью изобретения является снижение момента срабатывания муфты и уменьшение ее габаритов, обеспечивающее компактность и увеличивающее возможность применения.

Эта цель достигается тем, что нажимной диск подпружинен к подвижной втулке, а управляющая втулка снабжена кулачковым диском, воздействующим на роликовые кулачки кулачковой втулки, при этом муфта снабжена тормозным барабаном с фрикционным диском, взаимодействующим с управляющей втулкой через кулачковый диск и роликовые кулачки.

На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — кинематиче5 ская схема муфты.

На общем валу 1 муфты установлена на подшипниках управляющая втулка 2, на которой с внешнего торца размещены упоры 3, взаимодействующие с профильными торцовы10 ми кулачками прижимного кольца 4, установленного в корпусе 5. В торце корпуса расположен фрикционный диск 6, имеющий направляющие штифты 7 с пружинами 8, которые поджимают фрикционный диск 6 к внутренне15 му ободу тормозного барабана 9, жестко закрепленного на валу 1. С другого торца на управляющей втулке 2 расположен кулачковый диск с двумя диаметрально противоположными профильными торцовыми кулачками

20 10, взаимодействующими с подвижными упорами 11 втулки 12, которая своими направляющими выступами входит в направляющие пазы другой втулки 13 и расположена на наружном кольце подшипника, свободно уста25 новленного на валу через обойму, действующую своим торцом на подвижную втулку 14, установленную на валу 1 с возможностью перемещения его по шпонке. На подвижной втулке 14 смонтирован нажимной диск 15, на

30 котором закреплены ступица 16 с направляю462033

I0

55 щими шлицевыми выступами для ведомых фрикционных дисков 17 правой полумуфты и направляющая шпонка, по которой нажимной диск 15 перемещается по направляющему пазу подвижной втулки 14 на величину хода в кольцевом пазу двух жестко связанных с нажимным диском 15 упоров-полуколец 18, подпружиненных расположенными в гнездах подвижной втулки 14 пружинами 19.

Левая полумуфта состоит из резьбовой втулки 20, установленной на подшипнике на втулке 13 и жестко связанной сосдинительной ступицей 21 со шкивом 22, на котором закрепляются ведущая втулка 23 с направляющими шлицевыми пазами для ведущих фрикционных дисков 24 и регулирующее зубчатое колесо 25, входящее в зацепление с втулкой-диском 26, навинченным на резьбовую втулку 20.

Правая полумуфта состоит из резьбовой втулки 27, установленной на подшипнике на втулке 28, торец которой служит опорой для пружины 29, прижимающей пакет фрикционных дисков левой полумуфты. Резьбовая втулка 27 жестко связана соединительной втулкой

30 со шкивом 31, на котором закрепляется ведущая втулка 32 с направляющими шлицевыми пазами для ведущих фрикционных дисков и регулирующее зубчатое колесо 33, входящее в зацепление со ступицей 34, навинченной на резьбовой втулке 27.

Втулка 2 приводится в движение (поворот вокруг оси на определенный угол) с помощью кинематического звена, связывающего ее с отслеживающим параметром, своими диаметрально противоположными торцовыми кулачками 10 она воздействует на подвижные ролики 11 втулки 12 и, в зависимости от направления движения, либо подводит кулачки к роликам 11, отжимая втулку 12 в направлении перемещения ее по направляющим пазам корпуса 5 вправо, либо отводит их от роликов.

Перемещаясь вправо, втулка 12 через обойму подшипника действует на подвижную втулку 14 нажимного диска и перемещает ее по направляющей шпонке вдоль вала 1. Подвижная втулка 14, перемещаясь, отжимает противодействующую компенсационную пружину 29, уменьшая или снимая передаваемое этой пружиной через втулку 14 и диск 15 нажимное усилие на фрикционные диски левой полумуфты, увеличивая тем самым проскальзывание в левой полумуфте или отключая ее. При дальнейшем перемещении вправо подвижной втулки 14 вместе с диском 15 последний отходит от левой полумуфты и входит в контакт с правой полумуфтой, выбирая зазоры между фрикционными дисками. При полной выборке зазоров диск 15 останавливается, а подвижная втулка 14, продолжая перемещаться вправо, отходит своими упорами от ограничительных упоров-полуколец 18 диска 15, который под действием компенсационных пружин 19 нажимает на фрикционные диски правой полумуфты, включая ее. При этом вал 1 меняет направление вращения.

При отводе кулачков 10 от подвижных роликов 11 втулка 14 под действием пружины

29 перемещается влево и отводит диск 15 or правой полумуфты, выключая ее. При дальнейшем перемещении подвижной втулки 14 влево диск 15 входит в контакт с левой полумуфтой и включает ее. Вал муфты снова меняет направление вращения.

Для уменьшения переходных процессов при переключениях муфты (реверсе) управляющая втулка 2 при одновременно расцепленных дисках левой и правой полумуфт своими подвижными упорами 3 взаимодействует с профильными торцовыми кулачками прижимного кольца 4, которое, перемещаясь влево или вправо, соответственно сжимает или отпускает пружины 8, передающие переменное прижимное усилие фрикционному диску 6, создающему на фрикционном барабане 9 тормозной момент, эффективно снижающий обороты вала 1.

Предмет изобретения

Сдвоенная многодисковая фрикционная муфта, содержащая левую и правую полумуфты, между которыми размещен подвижный в осевом направлении нажимной диск, установленный на подвижной втулке, опирающейся одним торцом на компенсационную пружину, а другим — на кулачковую втулку, взаимодействующую через кулачки с управляющей втулкой, отличающаяся тем, что, с целью снижения момента срабатывания и уменьшения габаритов, нажимной диск подпружинен к подвижной втулке, а на управляющей втулке закреплен кулачковый диск, причем кулачки кулачковой втулки выполнены в виде роликов, свободно посаженных на радиальных осях по окружности втулки, при этом муфта снабжена тормозным барабаном с фрикционным диском, взаимодействующим с управляющей втулкой через прижимное кольцо, имеющее профильные кулачки, которыми оно воздействует на управляющую втулку через установленные на ней радиальные роликовые кулачки, 462033

6 3 5 10 11

2 1213 76 22

Фиг.2

Составитель Е. Васильева

Редактор В. Дибобес Техред T. Курилко Корректоры: Л. Денисова и О. Тюрина

Заказ 1350/9 Изд. № 1145 Тираж 869 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Сдвоенная многодисковая фрикционная муфта Сдвоенная многодисковая фрикционная муфта Сдвоенная многодисковая фрикционная муфта Сдвоенная многодисковая фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управляемым сцепным муфтам и может быть использовано в машинах, для работы которых необходима передача момента двигателя на один из двух концентрично расположенных первичных валов коробки передач, например автомобилей, тракторов и т.п
Наверх