Сдвоенная многодисковая фрикционная муфта

 

О П И С А Н И Е пц 590526

ЙЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советскик

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 15.07.76 (21) 2388119/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.01.78. Бюллетень № 4 (45) Дата опубликования описания 06.02.78 (51) М. Кл.а F 16D 13/56

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.825.54 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. С. Топчий и В. П. Титов (71) Заявитель (54) СДВОЕННАЯ МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин — муфтам сцепления.

Известны сдвоенные фрикционные многодисковые муфты, содержащие два ведущих приводных шкива, ведомый вал, два пакета фрикционных дисков и элементы механизма управления, взаимодействующие с помощью подпружиненных кулачков и роликов с кулачковым диском (11.

Такие муфты требуют индивидуального привода к каждому шкиву и имеют большие габариты.

Целью изобретения является обеспечение возможности реверсивной работы муфты от одного из приводных шкивов и уменьшение ее линейных размеров.

Это достигается тем, что муфта снабжена двумя параллельно расположенными валами, на каждом из которых установлены пакет фрикционных дисков, элементы механизма управления и смонтированный на нем с помощью подшипников приводной шкив, при этом последние связаны между собой, а параллельные валы и ведомый вал — друг с другом зубчатыми зацеплениями.

На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта, общий вид; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез по Б — Б на фиг. 1.

В корпусе 1 муфты на подшипниках закреплены валы 2 и 3, связанные кинематически зубчатым зацеплением с ведомым валом

4 му рты, также закрепленным на подшипниках в корпусе 1.

На валах 2 и 3 жестко закреплены ведомые втулки 5 и 6 с направляющими пазами для ведомых фрикционных дисков и на подшипниках установлены ведущие втулки 7 и 8 с направляющими пазами для ведущих фрикционных дисков. На втулках 7 и 8 закреплены зубчатые колеса 9 и 10, находящиеся в зацеплении друг с другом, и приводные шкивы ll и 12, внутри которых установлены подвижные нажимные диски 13 и 14, взаимодействующие с одной стороны профильными выступами через направляющие пазы ведущих втулок 7 и 8 с фрикционными дисками, а с другой — через подшипники 15 и 16 с подвижными втулками 17 и 18, на которые навинчены для регулировки рабочих зазоров муфты ограничительные втулки 19 и 20. На последние установлены элементы механизма управления — подвижные втулки-направляющие 21 и 22, на которые установлены компенсационные пружины 23 и 24 и которые взаимодействуют через рычаги 25 и 26 механизма управления, закрепленные на кронштейнах27 и 28, с кулачковым диском 29 управляющей втулки 30, установленной на оси 31, закреп

590526

30

Зб

55 ленной во втулке-обойме 32, жестко соединенной с корпусом муфты.

На управляющей втулке 30, подпружиненной спиральной пружиной 33, установлены управляющий рычаг 34 и пружина 35 демпфирующего устройства, воздействующего на рычажок 36, жестко скрспленный с кулачковым диском 29, имеющим возможность ограниченного перемещения с помощью штифта

37 диска относительно управляющей втулки

30 на величину паза втулки 30 и создающим в зависимости от положения относительно рычажка 36 (слева пли справа) демпфпрующий момент переменной величины (по знаку). Изменение положения пружины 35 относительно рычажка 36 осуществляется автоматически с помощью ролика 38, закрепленного на пластине 39, установленной па оси 40 в стойке 41 и имеющей ограниченный угол качания, равный углу поворота кулачкового диска 29 относительно управляющей втулки 30.

Регулировка рабочих зазоров муфты осуществляется с помощью втулок 42 и 43, установленных в окрпусе и имеющих направляющие выступы, установленные в пазах подвижных втулок 17 и 18.

Принцип действия муфты заключается в следующем.

При повороте управляющей втулки 30 с помощью рычага 34, связывающего ее с отслеживаемым параметром, кулачки кулачкового диска 29 воздействуют на ролики рычагов 25 и 26, которые в зависимости от профиля кулачков воздействуют через втулкинаправляющие 21 и 22, и компенсационные пружины 23 и 24 на подвижные втулки 17 и

18, поджимая их к нажимным дискам или отводя от них. При нажатии подвижных втулок на нажимные диски последние передают осевое усилие компенсационных пружин на пакеты фрикционных дисков полумуфт, которые соединяют ведущие втулки 7 или 8 с ведомыми втулками 5 или 6, передавая вращающий момент, подведенный к ведущим втулкам, на ведомый вал 4 муфты через зубчатое зацепление. Для привода муфты используется один из приводных шкивов 11 или 12, при этом другой может служить ведомым валом.

Принцип действия демпфирующего устройства состоит в следующем.

При вращении управляющей втулки 30 в одном направлении кулачковый диск 29 на определенном участке (определяемом углом поворота управляющей втулки, в пределах которого отключены обе полумуфты) остается неподвижным и с помощью рычажка 36 передает усилие пружины 35 одному из рычагов 25 или 26, который передает некоторое осевое усилие одной из полумуфт. При достижении границы зоны разобщения управляющая втулка 30 краем паза упирается в штифт кулачкового диска 29 и имеет с этого момента при дальнейшем своем движении жесткую связь с диском 29, а пружина с помощью ролика 38 перемещается на противоположную сторону относительно рычажка 36 и при обратном направлении движения управляющей втулки 30 будет создавать аналогичное воздействие, только на другую полумуфту, имеющую момент вращения противоположного направления.

Регулировка рабочих зазоров муфты осуществляется следующим образом.

При вращении втулок 42 и 43 вращаются подвижные втулки 17 и 18, осуществляя навинчивание или свипчивание ограничительных втулок 19 и 20, которые ограничены от поворота выступами, установленными в корпусе, и тем самым регулируется ход подвижных втулок (свободный зазор между подвижными втулками и нажимными дисками).

Формула изобретения

Сдвоенная многодисковая фрикционная муфта, содержащая два ведущих приводных шкива, ведомый вал, два пакета фрикционных дисков и механизм управления, взаимодействующий с помощью подпружиненных кулачков и роликов с кулачковым диском, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения возможности реверсивной работы муфты от одного из приводных шкивов и уменьшения ее линейных размеров, она снабжена двумя параллельно расположенными валами, на каждом из которых установлены пакет фрикционных дисков, элементы механизма управления и смонтированный на нем с помощью подшипников приводной шкив, при этом последние связаны между собой, а параллельные валы и ведомый вал — друг с другом с помощью зубчатых зацеплений.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Лвторское свидетельство СССР № 462033, кл. F 16D 13/56, 1973.

Составитель А. Безуглый

Редактор Н. Суханова Техред А. Камышникова

Корректор Л. Орлова

Заказ 3330/2 Изд. № 178 Тираж 1154

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Подписное

Сдвоенная многодисковая фрикционная муфта Сдвоенная многодисковая фрикционная муфта Сдвоенная многодисковая фрикционная муфта Сдвоенная многодисковая фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управляемым сцепным муфтам и может быть использовано в машинах, для работы которых необходима передача момента двигателя на один из двух концентрично расположенных первичных валов коробки передач, например автомобилей, тракторов и т.п
Наверх