Двойная фрикционная муфта

 

(ц 694700

ОПИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (б1) Дополнительное к авт. св|д-ву (22) Заявлено 25.04.77 (21) 2479960 25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.10.79. Бюллетень ¹ 40

Дата опубликования описания 30.10.79 (5I ) М Кл с

Г 16D 13! 56

Государственный комитет (53) УДК 621.825 54 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

Н. A. Книга (71) Заявитель

Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (54) ДВОЙНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к транспортному машиностроению.

Известна двойная фрикционная муфта, содержащая два пакета фрикционных дисков, сжимаемых поршнем (1).

Недостатком ее является большой вес и габариты.

Известна двойная фрикционная муфта, содержащая ведущий барабан и соосно смонтированные в нем фрикционные диски, сжимаемые упругими элементами и расположенные по обе стороны от нажимного диска, связанного с механизмом переключения (2).

Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Недостатком его является низкая надсгкпасть работы.

Цель изобретения — повышение надежности муфты в работе.

Для этого в предлагаемой муфте упругие элементы выполнены в виде расположенных параллельно оси обойм со щеками на торцах, смонтированных на нажимном диске и несущих предварительно поджатые пакеты тарельчатых пружин, при этом упругие элементы снабжены болтами, расположенными в обоймах, имеющими упорные головки на концах и связывающими обоймы с механизмом переключения, а наживной диск установлен между пакетами тарельчатых пружин.

5 Муфта снабжена демпфирующими пружинами, каждая из которых смонтирована между упорной головкой болта и щекой обоймы.

10 Механизм переключения выполнен в виде жестко закрепленной на ведущем барабане ступицы, смонтированной на ней подвижной IIQ ocI втулки с продольными пазамц на цилиндрической поверхности и размс)5 щенных в нпх роликов и фигурных сектороз, при этом на ступице выполнено два кольцевых ряда лунок, а упомянутые ролики размещены в нпх, Муфта снабжена кольцами П-образного

20 сечения, одно из которых жестко закреплено на болтах, à другое — на втулке механизма переключения, и радиально расположенными двуплсчпмп рычагами, взаимодействующими средней частью с ведущим

25 барабаном, а концами — с упомянутыми кольцамп.

На фиг. 1 изображена двойная фрикционная муфта, разрез; на фиг. 2 — сечение

Л вЂ” А на фиг. 1; па фпг. 3 — график рас3Q четной характеристики одной тарельчато I

694700

5 !

О

ЗО

TlPv?KIIIlbl (КРПБЯЯ I) II на?кимпоl о Усни!1 пакета тарельчатых пру?кин (крнвая 11).

Двойная фрикцпонная муфта содер?к IT всдущий вал 1, центральный первичный вал 2, упругий элемент 3, ведущий барабан 4, фрпкционный диск 5, нажимнойдпск

6, фрикционный диск 7, обойму 8, специальный болт 9, демпфирующие тар ль1атые пружины 10, силовые тарельчатыс пружины 11, кольца 12 и 13, приводные двунлечпс рычаги 14, втулку запорного устройства 15, палец 16 с г1риводным кольцом, фигурный сектор 17 запорного устройства, ролики 18, ступ1щы 19, первичный полый вал 20 и дополнительную ступицу 21, На нажимном диске 6 в обойме 8 монтируются предварительно обжатые до усилич Р»,,Г силовые пружины 11. Между щекой обоймы

8 и упорными головками болта 9 установлены демпфирующие пружины 10. Демпфирующпе пружины 10 и пакеты силовых пружин 11 расположены симметрично по оое стороны на?кпмного диска б. Специальный болт 9 жестко связан с кольцом 12, в выточку которого входит верхняя сфера качения двуплечего рычага 14, связанного с приводом и запорным устройством. Двупле1пй рычаг 14 имеет три сферы качения, выполненные так, что при псрекл1очении сцеплений контакт происходит по линии методом перекатывания.

Муфта работает следующим образом.

При перемещении пальца 16 влево сектор 17 сходит с ролика 18, клин разблокируется под действием пружин 11, расположенных справа от нажимного диска б, привод установится в среднее нейтральное положение, когда оба сцепления разомкнуты.

При дальнейшем передвижении влево пальпа 16 сектор 17 через левый ролик 18 перемещает влево втулку запорного устройства

15. При этом через рычаг 14, кольцо 12, болт 9 и пружины 10, 11, расположенные слева от нажимного диска, перемещается вправо нажимной диск 6 вплоть до зяпирания диска 7 сцепления, усилие на который передается на первом этапе от демпфирующей яеобжатой пружины 10, возрастая от нуля до значения Р», . В это ?I c время выступ болта 9 садится на щеку обоймы 8, а предварительно обжатые до усилия Р» в пружины 11 начинают сжиматься. Вторая зона включения имеет пологую характеристику на?кнмного усилия от точки А до то1ки В. Прп совмещении левого ролика 18 с лункой на ступице 19 сектор 16 вдавливает ролик в лунку и, охватив его сверху, обеспечивает надежную фиксацию включенного положения сцепления. При износе трущихся пар усилие нажатия на диски перемещается от точки В до точки А, мало изменяясь по абсолютной величине и обеспечивая нужный коэффициент запаса сцепления.

Преимуществом предлагаемой муфты яв. 1я сто я по, IоГB li ха)?а кч ерпстп1 я и яжпмпоГо усилия, ве?1и1ина которой тем больше, чем больше пружин в пакетнике.

Обязательным условием является предварительное об?катие пру?кин, так как в этом случае уменьшается ход переключающего устройства, общие габариты и вес двойной ф1?пкционной муфты.

Пологая характеристика нажимного усилия обеспечивает незначительно изменяемую (практически II(изменяемую) величину нажимного усилия при любой степени износа дисков сцепления и исключает потребность эксплуатационных регулировок нажимного усилия.

Второе преимущество заключено в сравнительно небольших нагрузках, действующих в приводе и запорном устройстве. Это обусловлено, во-первых, большой разностью плеч переключающих рычагов и, вовторь1х. действием инерционных сил от переключающих рычагов, суммарное значение которых оказывает значительную разгрузку запорного устройства и привода, так как суммарное значение инерционных сил направлено встречно действию силы от сжатых тарельчатых пружин.

Меньшие нагрузки, а также конструкция запорного устройства с двумя рядами роликов, где на запирание включенного сцепления работает свой ряд роликов, повышает работоспособность и долговечность запорного устройства.

Формула изобретения

1, Двойная фрикционная муфта, содержащая ведущий барабан и соосно смонтированные в нем фрикционные диски, сжимаемые упругим элементом и расположенные по обе стороны от нажимного диска, связанного с механизмом переключения, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности работы, упругие элементы выполнены в виде расположенных параллельно оси муфты обойм со щеками на торцах, смонтированных на нажимном диске и несуьцих предварительно поджатые пакеты тарельчатых пру?кин, при этом упру ие элементы снаб?кены болтами, расположенными в обоймах, имеющими упорные головки на концах и связывающими обоймы с механизмом перекл1очения, а нажимной диск установлен между пакетами тарельчатых пружин.

2. Муфта по п, 1, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что она снабжена демпфирующими пружинами, каждая из которых смонтирована между упорной головкой болта и щекой обоймы.

3. Муфта по пп. 1 и 2, отл ича юща я с я тем, что механизм переключения выполнен в виде жестко закрепленной на ведущем барабане ступицы, смонтированной на ней подвижной по оси втулки с продольными

694700 пазами на цилиндрической поверхности и размещенных в них роликов и фигурных секторов, при этом на ступице выполнено два кольцевых ряда лунок, а упомянутые ролики размещены в них.

4. Муфта по пп. 1 — 3, отличающаяся тем, что она снабжена двумя кольцами

П-образного сечения, одно из которых жестко закреплено на болтах, а другое — на втулке механизма переключения, и радпально расположенными двуплсчпмп рычагами, взаимодействующими средней частью с ведущим барабаном, а концами — с упомянутыми кольцами.

5 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 3369639, кл. 192 — 87, 17, 1968.

2. Патент СШЛ № 2751055, кл. 192 — 87, 10 17, 1956 (прототип).

694700

Миг. 2 р., раХ в4 - /

/

1зедактор О. Юркова

Заказ 2222/14 Изд. № 615 Тираж 1139 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, /К-35, Раушская паб., д. 4, 5

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель И, Яцунов

Текред Н. Строганова

/ !

Корректоры: Е. Осипова и Л. Орлова

Двойная фрикционная муфта Двойная фрикционная муфта Двойная фрикционная муфта Двойная фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управляемым сцепным муфтам и может быть использовано в машинах, для работы которых необходима передача момента двигателя на один из двух концентрично расположенных первичных валов коробки передач, например автомобилей, тракторов и т.п
Наверх