Способ автоматического центрирования спицевых колес"

 

О П И С А Н И Е )549363

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Респубпик (б1) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05.02.76 (21) 2321672/11 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 05.03,77. Бюллетень № 9 (45) Дата опубликования описания 26.05.77 (51) . K. t В 60 В 31/О2

Государственный комитет

Совета Министров СССР ао делам иэооретений и открытий (53) Ъ ДК 629.118.3 (08ЗЗ) (72) Авторы изобретенная

М. В. Медвидь и А.-Й. А. Товт

Львовский ордена Ленина политехнический институт (71) Заявитель (54) СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО ЦЕНТРИРОВАНИЯ

СПИЦЕВЫХ КОЛЕС

Изобретение касается колесного производства, в частности изготовления спицевых колес для велосипедов, мопедов, мотоциклов.

Известен способ центрирования спицевых колес при свободно подвешенном на спицах ободе.

По известному способу натяжения спиц производят по сигналам датчиков контроля формы обода.

Однако для осуществления этого способа необходимо очень сложное устройство, которое к тому же недостаточно надежно.

Известен также способ центрирования, осуществляемый при жестко фиксированных ободе и втулке. По этому способу закручивание ниппелей осуществляется с постоянным крутящим моментом.

Известными способами и устройствами невозможно достичь необходимой для центрирования равномерности натяжения спиц. Однако при возможности достижения необходимой равномерности натяжений последний способ был бы более предпочтительным, чем первый.

Наиболее близким решением к предлагаемому изобретению из известных является способ автоматического центрирования спицевых колес, заключающийся в осевой упругой деформации, установленного концентрично относительно оси втулки, обода с последующим закручиванием ниппелей с небольшим постоянным крутящим моментом. При осевой деформации внутренняя радиусная поверхность поперечного профиля обода выпучивается во внутрь, которая после снятия деформирующей нагрузки стремится восстановиться, вследствие чего спицы, получившие предварительное натяжение за счет закручивания ниппелей, приобретут дополнительное равномерное натяжение, поскольку величина предварительного натяжения спиц небольшая, то и абсолютное значение разброса не может быть большим. После сообщения спицам одинакового дополнительного натяжения этот разброс сохранится, за счет чего достигается высокая относительная равномерность натяжения спиц.

Недостаток известного способа заключается в том, что величина дополнительного натяжения спиц за счет упругого восстановления профиля обода ограничена пределами упругости материала обода и ее величина по расчетам и исследованиям недостаточна для получения желаемого от применения этого способа эффекта. К тому же, прирост натяжений спиц за счет упругого восстановления обода будет тем меньшим, чем меньше жесткость, и упругие свойства обода. Таким образом, известный способ ис может обеспечить требуемой величины равномерности натяжения спиц.

549363

Цель изобретения — повышение равномерности и величины натяжения спиц.

Поставленная цель достигается тем, что сначала закручивают ниппеля на спицы одного тангенцнального направления, удерживая прп этом втулку от проворачивания в их сторону, затем принудительно поворачивают втулку в обратную сторону, у.величивая натяжения предварительно натянутых спиц, и, наконец, закручивают ниппеля на спицы другого тангенциального направления.

На чертеже изобр ажено спицевое колесо в плане с условными обозначениями баз и зажимных усилий.

Спнцевое колесо состоит из втулки 1, обода 2, спиц > одного тангенциального направления и спиц 4 другого тангенциального направления. На резьбовые концы спиц накручены ниппеля 5. Стрелка E показывает направление принудительного поворота втулки для натяжения спиц >. Упор б удерживает втулку от поворота в противоположную сторону, относительно стрелки.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.

Предварительно собранное колесо с ненатянутыми спицами устанавливают таким образом, чтобы втулка и обод находились во взаимном концентричном, ориентированном положении. Обод ориентируют фиксатором, вводимым в отверстие обода под ниппель надувной камеры.

Одновременно зажимают втулку и обод, деформируя последний в осевом направлении.

Накручивают ниппеля на спицы 8 одного тангенциального направления с небольшим постоянным крутящим моментом, сообщая этим спицам предварительное натяжение. При этом втулку удерживают от поворачивания в сторону натягиваемых спиц упором б. Принудительно поворачивают втулку в сторону спиц

4 другого тангенциального направления по стрелке Е, равномерно увеличивая натяжения предварительно натянутых спиц до заданной величины.

Накручивают ниппеля на спицы 4 друго"

ro тангенциального направления с небольшим, таким же по величине, как и в первом случа», постоянным крутящим моментом.

Освобо>кдают втулку и обод. При этом большие натяжения спиц > первого танген5 циального направления перераспределяются на спицы 4 другого тангенциального направ. ления. Наступает равновесное состояние между натяжениями спиц двух тангенциальных направлений. Кроме этого, спицы получают

1О еще и дополнительно равномерное натяжение за счет упругого восстановления обода.

Использование предложенного способа позволяет обеспечить произвольное по величине

15 равномерное натяжение спиц, независимое от жесткости обода колеса. Следовательно, этот способ применим к центрированию спицевых колес всех конструкций и назначений, при этом осевая деформация обода вовсе не обя20 зательна. Деформация окрашенных ободов, например, недопустима.

Л абораторные испытания предложенного способа при предварительном натяжении спиц до 15 3 кг дали окончательное натяжение

25 82+ 5 кг. Радиальное биение при этом не превышало 1,1 мм, а аксиальное 1,3 мм, при величине полей допусков на биение +.1 мм.

Формула изобретения

Способ автоматического центрирования спицевых колес, заключающийся в натяжении спиц за счет закручивания ниппелей с небольшим одинаковым крутящим моментом и упругого восстановления аксиально деформированного обода, уста| овленного концентрично относительно оси втулки, отличающийся тем, что, с целью повышения равномерности и величины натяжения спиц, сначала закру4о чивают ниппеля на спицы одного тангенциального направления, удерживая при этом втулку or проворачивания в их сторону, затем принудительно поворачивают втулку в обратную сторону, увеличивая натяжения предва4> рительпо натянутых спиц и, наконец, закручивают ниппеля на спицы другого тангенциального направления.

549363

Составитель Ю, Шурупов

Редактор B. Другова Техред А, Камышникова Корректор И. Симкина

Заказ 215/521 Изд. М 458 Тира>к 959 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская нзб., д. 4/5

Тип, Харьк. фил. пред. «Патент»

Способ автоматического центрирования спицевых колес Способ автоматического центрирования спицевых колес Способ автоматического центрирования спицевых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к станкам для сборки колес транспортных средств

Изобретение относится к вспомогательным устройствам для велосипедов, в частности к устройствам для ликвидации осевого биения колес
Наверх