Способ автоматического центрирования спицевого колеса

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ, К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 1

Союз Советскив

Социалистических

Республик

<п>738918 (63) Дополнительное к авт, свид-ву— (22) Заявлено 1011,76 (.21) 2419485/27-11 (51)М. Кл.2

Государственный комитет

СССР. ио делам изобретений и открытий

В 60 В 31/02 с присоединением заявки ¹ 2488635/11 (23) Приоритет (53) УДК 629 113 0,2 3 (088.8) Опубликовано 0506.80, Бюллетень ¹ 21

Дата опубликования описания 050680 (72) Авторы изобретения

М.В.Медвидь и А.-И.А.Товт (71) Заявитель Львовский ордена Ленина политехнический институт (54) СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО ЦЕНТРИРОВАНИЯ

СПИЦЕВОГО КОЛЕСА

Изобретение относится к области сборки спицевых колес, используемых на велосипедах, мотоциклах, мопедах и др., а именно к способам центрирования спицевых колес.

Известен способ центрирования спицевого колеса, включающий концентричную установку обода и втулки колеса с последующим натяжением спиц t0 путем закручивания ниппелей спиц с постоянным крутящим моментом (1).

Одкако, ограничением крутящего момента невозможно обеспечить необходимую равномерность натяжения спиц из-за боЛьшого разброса фактических величин силы трения в резьбовой паре спица-ниппель и меОтах контакта головки ниппеля .со сферическим гнездом обода, а также из-за недостаточной точности существующих муфт предельного момента.

Кроме того, при центрировайии известным способом ие обеспечивается окончательная и правильная самоустано25 вка ниппелей и спиц в гнездах крепле-, ния в ободе и втулке из-за наличия заусенцев, перекосов и трения. Вследствие этОго во время эксплуатации и, особенно, в ее первые часы происхо- 30 дит значительное изменение натяжения спиц, что сопровождается нарушением точности и жесткости колеса и снижает его долговечность.

Известен также способ центрирования спицевого колеса, заключающийся в натяжении спиц путем закручивания ниппелей на резьбовые концы спиц с постоянным крутящим моментом и упругом восстановлении предварительно сдеформированного в торцовом направлении обода (2) .

При упругой деформации обода внутренняя радиусная поверхность его поперечного сечения выпучивается во внутрь и после снятия деформирующей нагрузки стремится восстановиться, вследствие чего спицы, получившие небольшое предварительное натяжение при закручивании ниппелей, приобретают дополнительное равномерное натяжение.

Недостатком этого способа является то, что, вследствие ограниченной жесткости обода, он не обеспечивает требуемую величину дополнительного натяжения. Эксперименты с колесом мопеда Верховина-5 показали, что предельная величина. дополнительного

738918 натяжения за счет упругого восстанов ления обода He ïðåâûøàåò 25 кгс.

Следовательно, для обеспечения окоНчательного натяжения спиц 80-90 кгс предварительное натяжение должно быть не менее 55-65 кгс. При таких больших значениях предварительного натяжения существующими муфтами предель- ного момента невозможно обеспечить необходимую для центрирования равномерность натяжения спиц.!

Наиболее близким к описываемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ автоматического центрирования спицевого колеса, включающий натяжение спиц путем закручивания ниппелей на резьбовые концы спиц с rIOCTQHHHHM крутящим моментом, взаимное знакопеременное смещение концентрично установленных обода и втулки относительно

-их равновесного положения и упругое восстановление предварительно сдеформированного в торцовом направлении обода колеса t31.

Известный способ позволяет дополнительно затянуть спицы, натяжение 25 которых ослаблено в момент максималь ных смещений втулки и обода, что способствует повышению точности центрирования. Однако, равномерность натяжения спиц и в этом случае остается 30 недостаточной, что отрицательно сказывается на долговечности колеса.

Целью изобретения является увели"чение долговечности колеса путем повышения равномерности и стабильности натяжения спиц.

Это достигается тем, что взаимное знакопеременное смещение обода и втул=ки "о*существляют непрерывно и дополнительно сообщают им колебательные перемещения: прямолинейные вдоль оси колеса и крутильные относительно той

" же бси с одновременным закручиванием ниппелей.

При этом за счет периодических угловых перемещений концов спиц с 4S ниппелями. относительно гнезд в ободе, сопровождаемых вращением ниппелей, достигается приработка смежных поверхностей гнезд обода и ниппелей, смятие заусенцев и стабилизация сил 50 трения в соединении, что обеспечивает

"повышенную Равномерность натяжения спиц, Ужазанный способ может быть реализован устройством, создающим одновре- менно прямолинейные осевые и крутильные колебания, например, втулки относительно фиксированного обода. В качестве примера одно из таких устройств изображено на чертеже.На фиг.1 изображен схематически общий вид устройства, на фиг.2 — сечение А-A.

Предварительно собранное спицевое колесо с наживленными на спицы ниппелями на три-четыре нитки устанавливают на нижнюю неподвижную плиту 1.При М этом обод 2 колеса базируется торцовой 3 и цилиндрической 4 поверхностями плиты,а втулка 5 — центральным пальцем 6 и торцом 7 оси 8.Кроме того, втулка 5 своими технологическими отверстиями устанавливается на поводковые пальцы 9. Втулку закрепляют,. например, гайкой 10. Обод зажимают ри помощи подвижного диска ll,èìåþего возможность вертикального перемещения от действия силового прийода, на ример,пневмоцилиндра 12,причем его упруго деформируют в торцовом направлении. Одновременно с зажимом обода в центровое отверстие пальца 6 входит подпружиненный центр 13 для поддерживания пальца в процессе центрирования. В результате зажима втулки и обода обеспечивается их симметричное относительно средней плоскости колеса и концентричное относительно оси колеса положение. Втулке сообщают одновременные осевые и крутильные колебания от электродвигателя 14, через редуктор 15 и коническую зубчатую передачу 16: крутильные — че- рез вал 17, эксцентрик 1.8 с воэможностью регулировки эксцентрицитета, палец 19, рычаг 20, установленный на оси 8 со шпонкой 21; осевые— через зксцентрик 22, рычаг 23, пальцы 24 и кольцевую канавку 25 оси 8.

Одновременно с этим ко всем ниппелям подводят ниппелеверты 26 и производят закручивание их с одновременным крутящим моментом. По окончании закручивания ниппелей ниппелеверты отводят, колебательные смещения втулки прекращают, освобождают обод и втулку и снимают центрированное колесо.

Колебательные движения втулки в двух найравлениях при этом не должны иметь одинаковую частоту, так как в этом случае согласованные колебания приводят к односторонней приработке элементов крепления спиц.

Описанный вариант способа позволяет в значительной степени увеличить долговечйость колес и, особенно, наиболее нагруженного заднего веду-. щего колеса эа счет воспроизведения при центрировании относительных знакопеременных крутильных колебательных движений обода и втулки, имити. рующих процессы ускорения и торможения.

Данный способ был испытан в лабораторных условиях на кафедре Технология машиностроения ЛОЛПИ. При центрировании предлагаемым способом разброс натяжения спиц был на 25% меньше, чем при центрировании способом (3). При стендовых испытаниях

ыа долговечность и стабильность продолжительностью 10 часов потеря натяжения спиц колес, центрированных предлагаемым способом, была в среднем на 554, а потеря точности на 30%

138918,5

Формула изобретения

Составитель A. Глинка

Редактор H.éõìeäoâà Техред Н.Бабурка Корректор,А.Гриценко

Заказ 2749/18 Тираж 763 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва, Ж-35, Рауыскай наб., д.4/5

Филиал ППП Патент, r.Óæãîðoä., ул.Проектная, 4 меньше, нежели у колес, центрнрованных способом (3).

Применение описанного способа позволяет значительно повысить долговечность спицевых колес.

Способ автоматического центрирования спицевого колеса, включающий натяжение спиц путем закручивания ниппелей на резьбовые концы спиц с 10 постоянным крутящим моментом, взаимное знакопеременное смещение концентрично установленных обода и втулки относительно их равновесного положения и упругое восстановление предва- 15 рительно сдеформированного обода колеса. отличающийся тем, что, с целью увеличения долговечности колеса путем повыаения равномерности и стабильности натяжения спиц, взаимное знакопеременное смещение обода и втулки осуществляют непрерывно и дополнйтельно сообщают им колебательные перемещения прямолинейные вдоль оси колеса и крутильные относительно той же оси с одновременным закручиванием ниппелей.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции Р 1387516, кл. В 60 В, 1964.

2. Патент Польши В 67690, кл. В 63 d 5/02, 1973

3. Патент Великобритании 9 1404758, кл.В 7,С 6, 1975 (прототип).

Способ автоматического центрирования спицевого колеса Способ автоматического центрирования спицевого колеса Способ автоматического центрирования спицевого колеса 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к станкам для сборки колес транспортных средств

Изобретение относится к вспомогательным устройствам для велосипедов, в частности к устройствам для ликвидации осевого биения колес

Изобретение относится к изготовлению и сборке спицевых колес велосипедов и мопедов Цель изобретения - повышение равномерности натяжения спиц Способ включает нагрев спиц между втулкой и ободом после их установки во взаимно правильное положение и отгибку концов спиц внутрь обода Натяжение спиц осуществляют путем их равномерного охлаждения до температуры окружающей среды

Изобретение относится к проишоцпп спиновых колес для велосипедов и мопедов I Ц1 И) ИШбрСТСННЧllObblliil Hill hdlULTfliJ
Наверх