Подшипник скольжения

 

OoIoa Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 01.07.76 (21) 2380208/25-27 (51) М g.ë з Г 16С 25/02 с присоединением заявки М (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.12.77. Б|оллетень М 46

Государственный комитет

Совета Министров СССР по аепзм изобретений и открытий (53) УДК 621 822 5 (088.8) (45) Дата опубликов", Ièÿ описания 13.12.77 (72) Авторы изобретения Б. И. Киричек, В. Д. Медведев, Е. Я. Теплицкий, В. Н. Поляков, В. С. Живилов, В. В. Мельников, В. К. Крыжановский и В. Е. Шиабель (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к области химического машиностроения и может быть применено в опорах аппаратов, работающих со смазкой водой илп жидкой рабочей средой.

Известен подшипник скольжения, содержащий корпус с отверстиями для подвода жидкой среды, сообщающимися с пазами, в кото- рых установлены антифрикционные вкладыши, а также расположенные между ними и дном каждого паза упругие промежуточные вкладыши, например, из металлорезины (1).

Недостатком известного подшипника является отсутствие компенсации износа в процессе работы, что приводит к необходимости останова химических аппаратов для замены вкладышей подшипников скольжения.

Для повышения долговечности путем компенсации износа в предлагаемом устройстве промежуточные вкладыши выполнены из материала, коэффициент набухания которого больше коэффициента набухания материала антифрикционных вкладышей.

На фиг. 1 изображено описываемое устройство, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез

А — А на фиг. 1. 1одшипник скольжения, установленный на нижнем конце вертикального вала 1, состоит из корпуса 2 с отверстиями 3 и выточками 4 для подвода жидкой рабочей среды, сообщающимися с пазами 5, в которых установлены антифрикционные вкладыши 6, например, из ситалла, днсульфида молибдена пли композиционного материала Ф40С15М 1,5 на основе фторопласта 40П, максимальное водопоглоще5 ние которых незначительно (в пределах

0,1оо,).

Между дном каждого паза 5 и антифрикционными вкладышами 6 установлены промежуточные,вкладыши 7 из материала, напри10 мер, капрона, коэффициент набухания которого на порядок больше коэффициента набухания материала антифрикционных вкладышей б.

Для обеспечения надежного закрепления

)5 антифрикционных и промежуточных вкладышей б и 7 в пазах 5 корпуса 2, их фиксации при транспортировке, монтаже и эксплуатации внутреннее пространство между вкладышами 6 и 7, пазами 5 и фланцами 8 заполня20 ется эластичным материалом (на чертеже не показано), имеющим адгезию к корпусу 2 и к вкладышам 6 и 7, что позволяет им свободно расширяться в процессе эксплуатации подшипника и при перепадах температуры.

25 Подвод жидкой рабочей среды к антифрикционным вкладышам 6 осуществляется через зазор 9 между внутренней поверхностью корпуса 2 и валом 1.

Подшипник скольжения р а ботает следую.

30 щпм образом, При эксплуатации химический

584122 фиг.1 аппарат, внутри резервуара которого находится подшипник скольжения, заполняется жидкой рабочей средой. В неподвижном состоянии и при вращении вала 1 подшипник смазывается рабочей жидкостью, которая через за- 5 зоры 9 смачивает антифрикционные вкладыши 6 и через отверстия 3 и выточки 4 смачивает промежуточные вкладыши 7. Так как коэффициент на бухания вкладышей 7 больше, чем у вкладышей 6, их линейные размеры 10 увеличиваются в большей степени, чем у вкладышей 6, которые благодаря этому выталкиваются вкладышами 7 из пазов 5, компенсируя износ.

Вкладыши 7 по конструктивным размерам 15 и материалам подбираются таким образом, чтобы в процессе работы они компенсировали радиальный износ подшипника в зависимости от диаметра вала 1 и скорости износа вкладышей 6. Кроме того, степень набухания про- эо межуточных вкладышей 7 можно регулировать количеством и диаметром отверстий 3 и размером выточек 4.

Установка промежуточных вкладышей 7, которые компенсируют износ подшипника и осу- 25 ществляют постоянный прижим антифрикционных вкладышей 6 к валу 1, способствует устранению биения вала 1, его вибрации и значительно повышает срок службы аппарата.

Это имеет особенно важное значение для создания крупногабаритных аппаратов, в которых консоль валов мешалок достигает 5—

8 м, Внедрение указанного предложения позволит увеличить межремонтный период эксплуатации аппаратов в 1,5 — 2 раза и приведет к значительному снижению, вибрации аппаратов.

Формула изобретения

Подшипник скольжения, преимущественно, для химических аппаратов, содержащий корпус с отверстиями для подвода жидкой среды, сообщающимися с пазами, в которых установлены антифрикционные вкладыши, а также расположенные между ними и дном каждого паза промежуточные вкладыши, о т л и ч а ющи и ся тем, что, с целью повышения долговечности путем компенсации износа, промежуточные вкладыши выполнены из материала, коэффициент набухания которого больше коэффициента набухания материала антифрикционных вкладышей.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство ¹ 240415, кл. F

16с 17/02, 1968.

884122

А-A

Фи"". 2

Составитель И. Крылова

Техред Н. Рыбкина Корректор Л. Денискина

Редактор И. Марголис

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ !25/7 Изд. _#_o 968 Тираж 1154

НПО Государствснного комитета Совста Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подшипник скольжения Подшипник скольжения Подшипник скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипникам с регулировкой зазора между сегментами, составляющими втулку опоры скольжения, и может быть преимущественно использовано в различных лопастных насосах на АЭС

Изобретение относится к опорному подшипнику, посредством которого тяговый двигатель частично поддерживается на оси железнодорожной тележки, установленной в нижней части локомотива

Изобретение относится к машиностроению и касается подшипникового скольжения с регулировкой, компенсирующей радиальный износ
Наверх