Безопасная рулевая колонка


B62D1/16 - Самоходные транспортные средства; прицепы (управление или направление вдоль желаемой колеи сельскохозяйственных машин и орудий A01B 69/00; колеса, ролики, оси, способы и средства для увеличения силы сцепления колес с поверхностью дороги B60B; шины, накачивание, смена или ремонт шин B60C; сцепные устройства B60D; транспортные средства, приспособленные для передвижения по рельсам и дорогам, амфибии, преобразуемые транспортные средства B60F; подвески B60G; отопительные, холодильные, вентиляционные и прочие устройства для обработки воздуха в транспортных средствах B60H; двери, окна, ветровые стекла, раздвижные крыши и подобные устройства, защитные покрытия для временно неиспользуемых транспортных средств B60J; силовые установки, вспомогательные приводы, трансмиссии,

 

Оп ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскин

Социалистических

Республик

»» 725936 (61) Дополнительное к авт. свид-ву № 289703 (22) Заявлено 03.05.78 (21) 2610594/27-11 (51) М. Кл.

В 62 D 1/16 с присоединением заявки №вЂ”

Гасударственный кемнтет

СССР ао делам изобретений и етнрытнй (23) Приоритет— (53) УДК 629.113. .014.5 (088.8) Опубликовано 05.04.80. Бюллетень № 13

Дата опубликования описания 15.04.80 (72) Авторы изобретения

В. В. Леушканов, Л. И. Азархин и А. А. Рукан (71) Заявитель

Пермский машиностроительный завод им. Октябрьской революции (54) БЕЗОПАСНАЯ РУЛЕВАЯ КОЛОНКА!

Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к энергопоглощающим устройствам безопасных рулевых управлений и бамперов.

По основному авт. св. № 289703 известна безопасная рулевая колонка, содержащая составной рулевой вал из телескопически соединенных частей, наружные концы которых жестко соединены с рулевым механизмом и рулевым колесом, закрепленную на панели кузова опору, охватывающую рулевой вал с энергопоглощающим устройством, выполненным в виде жестко соединенной с одной иэ частей рулевого вала втулки с продольными прорезями, охватывающей с натягом другую часть рулевого вала, причем внутренняя поверхность втулки и наружная поверхность охватываемой ею части рулевого вала по всей длине телескопического перемещения, сопровождающегося энергопоглощением, имеют некруглую форму в поперечном сечении. 20

Однако энергопоглощающее устройство такой рулевой колонки не обеспечивает в полной мере постоянство усилия по всей длине перемещения телескопических частей вала, а следовательно, и максимального энергопоглощения при ударе водителя о рулевое колесо. Происходит это потому, что коэффициент трения движения меньше коэффициента трения покоя, вследствие чего усилие сопротивления взаимному телескопированию в процессе срабатывания энергопоглощающего устройства уменьшается в сравнении с первоначальным усилием пропорционально отношению коэффициента трения покоя и трения движения.

Целью изобретения является упрощение конструкции безопасной рулевой колонки при одновременном повышении энергоемкости.

Цель достигается тем, что часть рулевого вала, примыкающая к участку некруглой формы, имеет цилиндрическую поверхность на последующей длине полного взаимного телескопирования частей вала, при этом диаметр цилиндрической поверхности меньше диаметра описанной окружности и больше диаметра вписанной окружности некруглого сечения вала, а между некруглым и цилиндрическим участками вала выполнена конусная канавка, а цилиндрическая

725936 некруглой поверхности 4. Таким образом, увеличивается усилие дальнейшего телескопирования (см. участок АЕС графика), а сле= довательно, и энергоемкость устройства.

При этом цилиндрическая поверхность выполнена по диаметру, обеспечивающему дополнительное распирание перемычек втулки, компенсирующее уменьшение усилия . пропорционально соотношению коэффициента трения покоя в сочетании некруглых поверхностей и коэффициента трения движе1е ния в сочетании некруглой поверхности с круглой при осевом телескопировании., Такое энергопоглощающее устройство значительно повышает энергоемкость рулевой колонки, снижает металлоемкость, повышает технологичность изготовления охватываемой части рулевого вала.

3 поверхность выполнена с большей величиной шероховатости, чем у сопрягающихся поверхностей некруглой части.

На фиг. 1 изображено энергопоглощаю. щее устройство, расположенное на рулевом валу, общий вид; на фиг. 2 — график энергопоглощения устройства в процессе телеско пирования.

Энергопоглощающее устройство предлагаемой рулевой колонки содержит тонкостенную втулку 1, соединенную с одной из частей 2 рулевого вала. Продольные прорези втулки 1 образуют упругие перемычки 3.

Сечение втулки 1 в средней части перемычек

3 имеет некруглую форму, например, в виде шлицы, которые охватывают соответствен но некруглую поверхйость 4 другой части 5 рулевого вала. После участка некруглой поверхности 4 в направлении телескопирования имеется канавка для выхода инструмента, выходящая конусом 6 или сравнительно большим переходным радйусом в цилиндри ческую поверхность 7, причем диаметр цилиндрической поверхности меньше наружного и больше внутреннего диаметра шлиц охватываемой части вала.

Энергопоглощающее устройство работает следующим образом.

После удара в рулевое управление часть

2 рулевого вала, преодолевая начальное сопротивление, обусловленное пружинными свойствами перемычек 3 втулки 1, начинает скольжение по поверхности 4, но, так как коэффициент трения покоя больше коэффициента трения движения, усилие телескопирования начинает падать (см. участок АВ графика на фиг. 2). В этот момент, в связи с наличием цилиндрической поверхности 7 и направляющего конуса 6, происходит дальнейшее распружинивание перемычек 3 на величину, на которую диаметр поверхности 7 больше размера, определяющего полноту

Формула изобретения

1. Безопасная рулевая колонка по авт. св. ж № 289703, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции при одновременном повышении энергоемкости, часть рулевого вала, примыкающая к участку некруглой формы, имеет цилиндрическую поверхность и на последующей длине полного взаимного телескопирования частей вала, при этом диаметр цилиндрической поверхности меньше диаметра описанной окружности и больше диаметра вписанной окружности некруглого сечения вала.

2. Колонка по п. 1, отличающаяся тем, что между некруглым и цилиндрическим участками вала выполнена конусная канавка.

3. Колонка по и. 1, отличающаяся тем, что цилиндрическая поверхность выполнена с большей величиной шероховатости, чем у сопрягающихся поверхностей . некруглой части.

725936

Р (ю)

Ру

Pz

Составитель В. Ионова

Редактор Т. Вельская Техред К. Шуфрич Корректор М. Пожо

Заказ 582/14 Тираж 730 Подписное

ЦН И И П И Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий

113035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП а Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Безопасная рулевая колонка Безопасная рулевая колонка Безопасная рулевая колонка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к соединительному устройству рулевого управления для автодорожного транспортного средства, например, для городского общественного транспорта

Изобретение относится к системам автоматического управления направлением движения транспортного средства вдоль одного направляющего рельса

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рабочему месту водителя, в частности, линейных автобусов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам рулевого управления транспортных средств, например легковых автомобилей, и предназначено для установки его на панели приборов с учетом требований активной и пассивной безопасности

Изобретение относится к рулевым управлениям транспортных средств, преимущественно автомобилей, погрузчиков, тракторов

Изобретение относится к автомобильному оборудованию и обеспечивает контроль состояния агрегатов и блоков, адекватное воздействие на них и предотвращение угона

Изобретение относится к автомобильному оборудованию и обеспечивает контроль состояния агрегатов и блоков, адекватное воздействие на них и предотвращение угона

Руль // 2168436
Изобретение относится к объектам автомобильного производства

Изобретение относится к автомобилестроению
Наверх