Устройство для контроля знаний учащихся

 

Союз Советскик

Социапистическик

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

G 09 В 3/00 с присоединением заявки №

Геаударствекиый комитет

СССР

IlO делам изобретений н открытки (23) Приоритет (53) УДК 681.3. . 071(088, 8) Опубликовано 30,06.80. Бюллетень № 24

Дата опубликования описания 02.07.80. В, Н, Король и А, И. Савченков (72) Авторы изобретения (7I) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

УЧАШИХСЯ

Изобретение относится к техническим средствам обучения, в частности к устройствам для контроля знаний учащихся, и явлется усовершенствованием известного устройства, описанного в авт. св.

¹ 395887.

По основному авт. св. ¹ 395887 известно устройство для контроля знаний учащихся, содержащее корпус, прозрачную крышку с маской и отверстиями для ввода ответов, световое табло с окнами сигнализации, узел памяти и сравнения, установленный между сигнальной лампой и окнами светового табло, состоящий иэ обоймы со сквозными отверстиями, расположенными на оптических осях сигнальHblx ламп, н размещенных в гнездах обоймы пластмассовых прямоугольных подпружиненных стержней с отверстиями; поддон,. расположенный в нижней части корпуса, связанный со стержнями, и экс центрик подъема поддона, связанный с нижней частью поддона. Часть обойм с прямоугольными стержнями, расположенными на оптической оси одной сигнальной лампы, образует логическую линейку, соответствующую одному вопросу 1, Каждый из прямоугольных стержней, выполняющих функции элементов памяти и фиксирующих ответ органов, имеет на одной из половин одно сквозное отверстие для прохождения света. Поэтому световой канал для засветки окна сигнализации данного вопроса образуется при одной единственной комбинации положений всех стержней логической линейки, соответствующей только одновременно правильному и полному ответу на вопрос. Следовательно, при такой конструкции стержней (стержень имеет одно отверстие, распо ложенное на одной из его половин) нэ» вестное устройство не позволяет различать неправильные и неполные многоэлементные ответы, так как отсутствие любого элемента ответа, независимо от его важ ности (соответствующий стержень не утоплен), н наличие неправильных элементов

3 7447 ответа (утоплены не предусмотренные программой стержни) приводят и одинаковому эффекту» перекрытию светового канала и отсутствию засветки окна сигнализации, что оценивается как неправиль5 ный ответ. Поскольку в практике контроля знаний неполный ответ очень часто может оцениваться как положительный, указанный недостаток известного устройства свидетельствует î erо ограниченных дидактических возможностях.

- 1(елью дополнительного изобретения является расширение дидактических возможностей устройства путем выявления неполных ответов наряду с правильными полными и неправильными ответами.

Эта цель достигается за счет того, что в известном устройстве (11 в одних из отверстий пластмассовых прямоугольных поцпружиненных стержней установлены светофильтры.

На фиг. 1 изображен общий вид описываемого устройства; на фиг. 2 — разрез устройства A-А на фиг. 1; на фиг.

3 — общий вид стержня с олним отверст- 25 тием; на фиг. 4 - общий вид стержня с двумя отверстиями; на фиг. 5 - упрощенная схема логической линейки с закодированным вопросом; на фиг. 6 - упрощенная схема логической линейки при введен- 3р ном правильном и полном ответе; на фиг.

7 — при введенном первом неполном ответе (не ввецен один элемент ответа); на фиг. 8 при введенном втором неполном ответе (не введен один элемент З5 ответа); на фиг. 9 — при неполном ответе с двумя невведенными элементами ответа.

Устройство для контроля знаний учашихся включает корпус 1, прозрачную 4р крышку 2 с маской (непрозрачные участки 3) и отверстиями 4 для ввода ответов с. помощью толкателя 5, табло с окнами 6 сигнализации, узел памяти и сравнения, состояший из обоймы 7 со сквозными отверстиями 8, расположенными на оптических осях ламп 9, и размешенных в гнездах обоймы прямоугольных стержней 10 с одним отверстием пластмассовых прямоугольных подпружиненных стержней 11 с двумя отверстиями, причем в дополнительных отверстиях установлены светофильтры 12; механизм восстановления программы в виде, например, поддона 1 3 и эксцентрика 14. 55 . Часть обоймы со стержнями, например десятью стержнями 15 - 24, расположенными на оптической оси одной сигнальной

09 4 лампы и соответствующими элементам одного вопроса, образует логическую линейку цанного вопроса.

Прямоугольные стержни 10 и 11 служат элементами памяти и фиксирующими ответы органами. Прямоугольный стержень 10 (фиг. 3) имеет на одной стороне одно сквозное отверстие для прохождения света. На торцах стержня имеются цилинцрические выступы для обозначения сторон стержня (например, с помощью точки на одном из выступов).

Стержень 1 1 (фиг. 4) отличается от стержня 10 только наличием дополнительного отверстия, расположенного симметрично основному отверстию и закрытого светофильтром 12. Каждый стержень может быть установлен в одно из двух положений — верхнее (как, например, стержень 10 на фиг. 2) или нижнее (как, например, стержень 11 на фиг.

2). В любом из двух названных положений каждый стержень может быть установлен меткой на торцовом выступе вверх (к крышке) или вниз (от крышки). В верхнем положении стержня торцовый выступ входит в углубление в крышке, расположенное под непрозрачным участком 3 маски, в связи с чем визуально невозможно определить, в каком положении (меткой вверх или меткой вниз) находится стержень. В нижнем положении стержни упираются в подцон.

Из верхнего положения в нижнее стержнй переводятся с помощью толкателя 5 через отверстия 4 в крышке 2. Из нижнего положения В верхнее стержни переводятся подъемом поддона 13 в верхнее положение посредством поворота эксцентрика 14.

Рассмотрим работу устройства на прймере работы одной логической линеи

1 ки, содержашей десять стержней.

При подготовке программы намечается набор элементов ответа (таких элементов может быть до десяти). Набор должен содержать верные элементы ответа, неверные элементы ответа, а также элементы неполного ответа, т. е. элементы, являющиеся верными, но не обязательными для положительной оценки ответа в целом.

Все элементы ответа нумеруются таким образом„чтобы каждому из них однозначно соответствовал номер одного из стержней логической линейки. После этого определяется набор стержней.

Элементам неполного ответа цолжны со9 6 осуществлять самоконтроль правильности ответов. Восстановление исходного состояния устройства осуществляется в следующем порядке: вначале поддон 1 3 и с ним все стержни поднимаются в верхнее положение посредством поворота эксцентрика с помощью специального ключа (наличие специального ключа исключает возможность восстановления программы обучаемым в процессе набора ответов); затем перевернутые стержни устанавливаются в исходное положение, а поддон опускается.

Проиллюстрируем на примере работу одной логической линейки, например линейки, содержащей стержни 15 - 24, с помощью упрощеннык схем линейки, показанных на фиг. 5 - 9.

Предположим, что поставлен следующий вопрос с многоэлементным ответом:

"Указать элементы схемы многокаскадного RC — автогенератора синусоидальных колебаний .

Набор элементов ответа: 15. Колебательный контур, 16. Первый усилительный каскад. 17. Кварцевый резонатор.

18. Фазосдвигающая цепь. 19. Катушка обратной связи. 20. Эмиттерный повторитель. 21. Мост Вина. 22. Второй каскад усиления. 23. Цепь отрицательной обратной связи. 24. Третий каскад усиления.

Номера элементов ответа совпадают с номерами стержней. Верные элементы ответа: 16, 21, 22. Неверные элементы ответа: 15, 17, 18, 19, 24. Элементы неполного ответа: 20, 23. Правильный и полный ответ: 1 6, 20, 21, 22, 23.

Правйльные неполные ответы с одним пропущенным элементом неполного ответа:.16, 20, 21, 22; 16, 21, 22, );3.

Правильный неполный ответ с двумя пропущенными элементами неполного ответа; 16, 21, 22.

Все остальные кбмбинамии злементов ответов составляют в целом неправильные ответы.

Поскольку допустимыми элементами неполного ответа являются элементы

20 и 23, то набор стержней должен быть следующим: стержни 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 24 - с одним отверстием; стержни 20 и 23 — с двумя от верстиями.

Предположим, что в дополнительном отверстии стержня 20 установлен светофильтр желтого цвета, а в дополнитель« ном отверстии. стержня 23 — голубого цвет &.

5 74470

otB8TctBoBBTb стержни с двумя отверстиями, всем остальным элементам ответастержни с одним отверстием.

Ijo набора коца- вопроса все стержни должны быть установлены в веркнее

5 положение метками на TopljBx вниз. При этом основные отверстия всех стержней г будут совпадать с отверстиями в стенках обоймы, и световой канал будет открыт. При наборе кода вопроса крышку 2 1о снимают и стержни, соответствующие верным элементам ответа и элементам неполного ответа, переворачивают метками на торцах вверх, оставляя стержни в верхнем положении. Вследствие этого свето- 15 вой канал перекрывается непроэрачнымн половинами перевернутых стержней с опним отверстием и светофильтрами перевернутык стержней с двумя отвертиями.

Крышку 2 ставят на место, в реэульта- 2р те чего положение стержней становится ненаблюцаемым для обучаемого. Логическая линейка готова к работе.

Рля ввода ответа обучаемый должен с помощью толкателя 5 утопить (опус- 25 тить в нижнее положение) стержни, которые, по мнению обучаемого, соответствуют верным элементам ответа. При правильном и полном ответе (утоплены все ранее перевернутые стержни) основ- Зр ные отверстия утопленных стержней совпадут с отверстиями обоймы и остальных (неутопленных) стержней, вследствие чего образуется световой канал; по чистому засвечиванию окна сигнализации определяется правильный и полный ответ. ,Если ввецен неполный ответ (не утоплены один или несколько стержней с двуся отверстиями, соответствующих злемен

) там неполного ответа), световой канал 40 будет перекрыт одним или несколькими светофильтрами; по цвету засветки окна сигнализации оценивается полнота ответа (сколько и какие элементы неполного ответа не введены). 45

-Если введен неправильный ответ (не утоплены один или несколько стержней, соответствующих верным элементам ответа, либо утоплен оцин или несколько стержней, соответствующих неверным 50 элементам ответа), световой канал будет

=-.=-перекрыт и окно сигнализации засвечиваться не будет; по отсутствию засветки оценивают неправильный ответ. После ввода ответа (стержни утоплены) обучае- 55 мый может через прозрачную крышку 2 наблюдать метки на удаленных от маски торцах утопленных стержней и тем самым

744709 8 элементам ответа, либо не будет утоплен хотя бы один из стержней 16, 21, 22, соответствующих верным элементам ответа, то световой канал будет перекрйт.

Такйм образом, предлагаемое усовер-: шенствование устройства для контрОля знаний учащихся позволяет дополнительно фиксировать неполные ответы, что rto10 вышает объективность оценки знаниф и расширяет дидактические возможности устройства.

После кодирования вопроса логическая линейка принимает положение, показанное на фиг. 5, Стержни 16, 20, 21>

22, 23 перевернуты метками вверх, ос тальные стержни - в исходном положе« нии. Световой канал перекрыт. Засветка окна сигнализации отсутствует.

При правильном и полном ответе утоп лены стержни 16, 20, 21, 22, 23 (фиг

6). Световой канал открыт, окно сигнализации засвечено без окраски, что и свидетельствует о правильном и полном ответе.

При правильном неполном ответе, когда не утоплен стержень 23 (фиг. 7), световой канал перекрыт голубым свето фильтром; окно засвечено голубым светом.

При правильном неполном ответе, ко1

/ да не утоплен стержень 20 (фиг, 8);., -световой канал перекрыт желтым светофильтром, окно засвечено желтым светом, При правильном неполном ответе, когда не утоплейы сразу стержни 20 и 23 (фиг. 9), световой канал перекрыт двумя светофильтрами; окно засвечено смешанным, т. е." зеленым светом.

Иэ расммотрения фиг. 5 - 9 видно, что, если при вводе ответа будет утоплен хотя бы один из стержней 15, 17, 18, 19, 24, соответствующих неверным

r5 Формула изобретения

Устройство для контроля знаний учашихся по авт. св. Nr 395887, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью рас20 ширенця дидактических воэможностей устройства путем оценки знаний по пра вильным, неправильным и неполным ответам, в одних йз отверстий пластмассовых прямоугольных подпружиненных стержней

25 установлены светофильтры.

Йсточники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР ю N 395887, кл. G-09 В 3/00, 1974 (поототип).

744709

Составитель A. Карлов

Редактор И. Грузова Техред H. Ковалева Корректор Ю. Макаренко

Заказ 3668/6 Тираж 465 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для контроля знаний учащихся Устройство для контроля знаний учащихся Устройство для контроля знаний учащихся Устройство для контроля знаний учащихся Устройство для контроля знаний учащихся Устройство для контроля знаний учащихся Устройство для контроля знаний учащихся Устройство для контроля знаний учащихся 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области обучения и контроля за знаниями учащихся и, в частности, предназначено для выборочного программированного контроля или тестирования

Изобретение относится к обучению и контролю за знаниями учащихся и, в частности, предназначено для выборочного программированного контроля или тестирования

Изобретение относится к обучению, в частности к механическим устройствам, связано с автоматизацией учебного процесса и может быть использовано в любом учебном заведении при выборочном программированном обучении и контроле знаний

Изобретение относится к информационной технике и может быть использовано в системах контроля знаний обучающихся и информационных табло

Изобретение относится к устройству для оценки знаний учащихся и позволяет упростить его конструкцию

Изобретение относится к устройствам оценки знаний и игрушкам, может бытьиспользовано винститутах, школах, в детских учреждениях, в домашних условиях для закрепления и оценки знаний обучающихся и как игрушка
Наверх