Двойная фрикционная муфта с гидравлическим периферийным управлением

 

ССЮЗ СОВЕТСНК<

СОЦИАЛИСТИЧ ЕСНИ Х

РЕСПУБЛИН (39) (ill

„SU „, ИСВЗ59 (51)4 16 Э 25/062

ОПИСЛНИ ИЗОЬР Г НИЯ, К АВТСРСИОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ "«

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТИРЬГГИЙ (21) 3651834/25-27 3787107/25-? 7 (22) 05.10,83 (46) 30.01.86. Бюл. 11 4 .(72) Г.И. Лифшиц (53) 621. 825. 5 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 600342, кл. Г 16 D 25/062> 1976. (54) (57) 1. ДВОЙНАЯ ФРИ1(ЦИОППАЧ ИУФТА С ГИДРАБЛИЧЕСКИ!1 ПЕРИФЕРИ11НЬМ

УПРАБЛЕПИЕИ, содержащая два пакета фрикционных дисков, вращающийся гид-, роцилиндр с разделительной стенкой, размещенные по обе стороны or нее с возможностью взаимодействия с пакетами фрикционных дисков два поршня, один из которых установлен подвижно в осевом направлении, канал для подвода жидкости и установленный на гидр о цилиндр е периферийный клапан, имеющий двухпоясковый золотник, кинематически связанный с механизмом управления„ и корпус, в котором выпал" пены два радиальных канала, сообщающиеся с полостями между поршнямн и гидроцилиндром, и сливные каналы, отличающаяся тем, что, с целью повышения плавности переключения и упрощения конструкции, гидроцилиндр установлен подвижно, а второй поршень — неподвижно в осевом направлении, канал для подвода жидкости сообщен с полостью между вторым поршнем и гидроцилиндром, а расстояние между поясками золотника больше расстояния между радиальными каналами по крайней мере на величину рабочего хода гидроцилиндра.

2. Муфта по п,1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что ширина пояска золотника, расположенного смежно первому поршню, больше ширины ради1208359 ального канала, сообщающегося с полостью между гидроцилиндром и первьм поршнем по крайней мере на величину рабочего хода гидроцилиндра.

Изобретение относится к машиностроеьппо и может быть использовано в коробках передач транспортных и других машин.

Цель изобретения — повьш елие плавности переключения, снижение динамических нагрузок при нерек>почении и унрощение конструкции путем обеспечения управления муфтой периферийными золотниками без дополнительных золотников н при отсутствии дросселирующих поясков и щелей.

11а фиг.1 изображена двойная фрикционная муфта с периферийльм управлением, разрез, на фиг. 2-4 схема управления золотниками, варианты.

Двойная фрикционная муфта с гидравлическим периферийньм управлением содержит установленные на ведущем валу l подвижный в осевом направлении вращающийся гидроцилинцр

2 с разделительной стенкой 3, по обе стороны от которой размещены подвижлый 4 и неподвижный 5 в осевом направлении поршни. Между поршнями 4 и 5 и гидроцилиндром 2 образованы рабочие полости G и 7, В шлицевых пазах гидроцилиндра 1 установлены шлицы ведущих дисков 8 одной фрикцпонной муфты, ведомые диски которой установлены на ступице 9, соединенной с ведомым элементом: шестерней или валом (не изображены). В -гидроцилиндре 2 установлен нажимной диск 10. Шлицы ведущих дисков 8 могут быть установлены в пазах периферийной части поршня 5 (не изображено). В этом случае нажимной диск 10 должен иметь шпицы, проходящие сквозь шлицевые пазы поршня 5 (не изображено).

111пицы ведущих дисков 11 второй фрикционной муфты установлены в пазах ступицы 12, жестко закрепленной на ступице поршня 4, а ведомые диски этой муфты — в пазах ступицы 13, соединенной с ведомьм элементом: шестерней или валом. Между ведущими дисками 8 и между ведущими дисками 11 установлепы разводящие их пру;килы (не изображены), служащие для отвода поршня 4 и гидроцилилдра в исходное положение. !

1а гидроцплиндре 2 устаноллеп кор10 лус 14 периферийного клапанa., соединелнь".й радиальными каналами 15 и !6 с рабочими полостями 7 и 6> включения низшей и высшей передач.

В корпусе 14 установлен двухпояско15 вый периферийный золотник 17, соединенный через кольцо 18 с поводком (вилкой) 19, управляемым электромагнитами 20 и 21. Для подвода рабочей жидкости от магистрали давления в валу 1 выполнен центральный канал 22, соединенный с рабочей полостью 7 фрикционной муфты. 1 орпус

14 выполнен открытьм со стороны торцов золотника 17 с образованием

2> сливных каналов.

В зависимости от располо>кения каналов 15 и 16 относительно поясков золотника 17 возможна реализация различных схем управления двой3д лой фрикционной муфтой. Расстояние между поясками 23 и 24 золотника 17 ( больше расстояния между раздельными каналами 15 и 16 по крайней мере ла величину рабочего хода гидро3,- цилиндра 2.

Ширина пояска 24 золотника 17 больше ширины радиального канала 16, сообщающегося с полостью 6 по крайней мере на величину рабочего хода гидроцилиндра 2.

В одном из вариантов сливной капал может быть выполнен в ниде отверстия 25 в корпусе 14.

На фиг.? показан вариант, при ко45 тором задний поясок золотника 7 в исходном (нейтральном) положении

1208359 расположен между каналами 15 и 16, а вилка 19 управляется электромагнитом 20. Б этом положении..полость б соединена со сливом через открытьй торец корпуса 14 золотника, а из полости 7 слив закрыт поясками золотника l7 ° Поэтому для размыкания ведущих дисков 8 в положении нейтрали прузгзлна, разводящая эти диски должна преодолеть усилие or центробежного давления оставшейся в полости 7 жидкости. Такое исполнение позволяет испольэовать для управления только один электромагнит ?О, При включении контроллером (ceJIf- êòopoè) сггстеиы $ правления пслО жеггия "ДвижеllIIP рабочая жггдг(ость из гидросистемы по центральному капалу 2? н ведущем валу I подается в полость 7. При заполнении полости 7 гидроцилиндр 2 перемещается, до сжатия пакета с фрикциснньгьгиг дискаип 8,. давление и полости 7 повышается и фрикционная муфта низшей передачи включается. Б процессе перемещения гидроцилпндра 2 с корпусом 14 зслстншса пргг включении фрикциопной муфты (смыкании дискон

8) канал 15 остается н золе поясков 23 и 24 золотника 17, так как ход гидроцилиндра 2 меньше расстояHHEI от канала 15 до пояска золотника 17 и MeEII>lllp ширины этого пояска.

Переключение с низшей передачи на высшую осуществляется перемещением (при включении электромагнита 20 через поводок 19 и кольцо 18) золотника 17 н полажение, при котсрои . каналы 15 п l6 в корпусе золотника

14 расположены между поясками 23 и

24 золотника 17, в результате чего полости 7 и 6 соединяются между собой и после заполнеггия последней давление в полостях 7 и 6 начинает уравншзаться. При повышегпги давления в полости 6 поршень 4 перемещается до смыкания дискон 11 фрш<цпонной иуфты высшей передачи. При

1 дальнейшем понышении давления в полости 6, усилия на поршне 4 и момента трения на фрикционной муфте высшей передачи синхронно снижается усилие на гидроцилнндре 2 и глоиент трения на фрикцпонной муфте низшей передачи.К концу процесса переключения гпдроцилнндр 2 уранновешинается давлениегл в полостях 7 и 6 и

55 перемещается в исходное положение

HolI действием пр ".лсин, разводящих диски 8 фзппсцпонной муфты низшей передачи. Прп этом каналы 15 и 16 расположены н зоне между поясками

23 и 24 золотнш<а 17, так как расстоягше между этими поясками больше расстояния между каналами 15 и 16 на величину рабочего хода гидроцилиндра 2. Интервал времени опережения между смыканием дисков 11 фрикцпонной муфты высшей передачи и размыканиеи дисков 8 Ьрикционной муфты низшей передачи равен времени перекрытия, которое обеспечивает плавность переключения и снижения динамических нагрузок, Переключение с высшей передачи на нпзшуго происходит прп отгслючении электромагнита 20. Поводок 19 под дейстшгем пружгнгьг с кольцои 18 п золотником 17 возвращается в исходное полсжеппе. Канал 16 через открытый правый торец золотника 17, соединяется со сливом и начинается опорож пенис полости 6. С падением давления в полости 6 увели гивается результирующее усилие, действующее ыа гидроцнлшгдр 2 со стороны полости 7.

Фрикцпош:ая муфта высшей передачи отключается, а муфта низшей передачи включается. Поршень 4 отходит в исходное положение под действиеи пружин, разводящих фрпкцпонные дис-. ки 11.

Такни образом, переключение с низшей передачи на высшую и обратно осуществляется включением и отключением одного электромагнита 20. При прекращении подачи рабочей жидкости . по каналу 22 устанавливается нейтральное положение.

Па фпг.3 показан вариант, при котором в исходном (нейтральнои) положении каналы 15 и 16 расположены в зоне за поясками 23 и 24 золотника 17 и поэтому обе полости 7 и 6 соедппены сс сливом через открытый торец корпуса 14 золотника.

По этому нарианту для управления необходимо наличие двух электромагнитов 20 и 2";. При ззключенип электромагнита 20 и подаче давления по каналу 22 золотник 17 перемещается в положение, при котором его задний поясок 12 располагается между каналами 15 и 16, и нключенпе низшей передачи осущестнляется также, как и н предыдущем случае. Для

1208359

ГУ О

Заказ 230/48

Подписное

В H r .,1ò <

Тираж 880 переключения на высшую передачу включается электромагнит 21 и золотник 17 перемещается в положение, при котором каналы 15 и 16 располагаются между поясками 23 и 24 золотника 17. Включение высшей передачи осуществляется так же, как и в предыдущем случае. Соотношение между размерами золотника 17 и рабочим ходом гидроцилиндра 2 те же„ При отключении обоих электромагнитов

20 и 21 поводок 19 под- действием пружины устанавливает золотник 17 в исходное положение и полости 7 и 6 соединяются со сливом через открытый торец золотника 17„ По этому варианту исполнения обеспечивается последовательность переключения: нейтраль — низшая ступень высшая ступень.

Если нейтральное положение — это положение между включениями низшей и высшей передач, то применяют муфту по варианту, показанному на фиг. . Б этом случае в исходном (нейтральпом) положении задний поясок 24 золотника 17 расположен в зоне между каналами 15 и 16 его корпуса 14, а в корпусе 14 в зоне между поясками 23 и 24 золотника

17 выполнено сливное отверстие 25, поэтому полость 6 муфты соединена со сливом через канал 16 и открытый торец корпуса 14, а полость 7 — через канал 15 и сливное отверстие 25 (наличие сливного отверстия 25 необязательно если корпус 14 выполнить меньшей длины так, чтобы в исходном положении между передним пояском 23 золотника 17 и корпусом 14 имелся зазор, выполняющий функции отверстия

25), При включении электромагнита

20 золотник 17 перемещается влево относительно исходного положения, так что задний поясок 24 золотника

17 закрывает канал 15, в результате чего поднимается давление подаваемой по каналу 22 в полость 7 жидкости и вкпючение низшей передачи происходит так же, как и в предыдущем случае. При отключении электромагнита

20 и включении электромагнита 21

2р золотник 17 перемещается вправо в положение, при котором каналы 15 и 16 располагаются между поясками 23 и 24 золотника 17, а сливное отверстие 25 выходит из зоны между по25 ясками 23 и 24 золотника 17. Включение высшей передачи осуществляется

1 так же, как и в предыдущем случае.

При отключении электромагнита

21 и включении электромагнита 20 б происходит переключение с высшей ступени на низшую так же, как было описано выше. При отключении обоих электромагнитов 20 и 21 устанавливается нейтральное положение золотпод деиствиеМ пружин занных с поводком 19.

Филиал ППП Патент", г.ужгород,. ул.Проектная, 4

Двойная фрикционная муфта с гидравлическим периферийным управлением Двойная фрикционная муфта с гидравлическим периферийным управлением Двойная фрикционная муфта с гидравлическим периферийным управлением Двойная фрикционная муфта с гидравлическим периферийным управлением 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к муфтам сцепления

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в устройствах, предназначенных для регулировки момента трения фрикционных муфт

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в пневмоуправляемых фрикционных муфтах

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к фрикционным муфтам, используемым, например , для управления коробками .передач , раздаточными коробками

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для привода угольных стругов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным муфтам коробок передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено во фрикционных системах включения с гидравлическим приводом
Наверх