Планетарный зубчатый вариатор

 

Союз Советскик

Соцкелисткческкк

Республик

ОП ИКАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

„„771385 (61) Дополнительное к авт, свил-ву— (22) Заявлено 16.08.76 (21) 2399913/25-28 с присоединением заявки № 2449469/28 (23) Приоритет— (51) Ч К.„з

F 16Н 3/44

Государственный комитет

Опубликовано 15.10.80. Бюллетень ¹ 38

Дата опубликования описания 25.10.80 (53) УДК 621.833.. 15 (088. 8) ло делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

К, Л, Шахназарян (71) Заявитель (54) П,г(Л1-1ЕТЛРНь(й ЗУБ lЛТБIA ВЛРИЛТОР

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механических передачах в качестве вариатора скорости.

Известен зубчатый вариатор Филиппова, содержащий конические и цилиндрические шестерни, в котором зубья на конической шестерне расположены по многозаход ным спиралям 11).

Однако у известно-о вариатора относительно небольшой диапазон регулирования скорости.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является планетарный зубчатый вариатор, содержащий корпус, ведущий и ведомый валы, кинематически связанные с ними и между собой звенья планетарного механизма, включающего центральные колеса, водило, установленные на нем сателлиты, каждый из которых имеет закрепленные на общей оси конический зубчатый венец и конусную часть с образующей конуса, параллельной оси валов 12).

В этом вариаторе на конусных частях сателлитов также выполнены конические зубчатые венцы, взаимодействующие с зубчатым венцом центрального колеса. набранного из тонких пластинок Т-образной формы.

Недостатком этого вариатора является его невысокая нагрузочная способность, ограничиваемая прочностью пластинчатогэ за5

Цель изобретения -- повышение нагрузочной способности вариатора.

Это достигается тем, что на конусной части каждого из сателлитов вьп;олчен спиральный выступ с нарезанными на его наружной

1о поверхности зубьями постоянного модуля, с которыми взаимодейстьует одно из цент. ральных колес, связанное с регулирующим устройством.

Вариатор снабжен двумя управляемыми элементами, смежные сателлиты установлены в водиле со встречным направлением конусных частей, каждое из двух центральных колес взаимодействует с коническими зубчатыми венц ми сателлитов одной группы, имеющей однонаправленные спиральные выступы.

Эти колеса связаны с ведущим и ведомым валами соответственно, третье центральное колесо взаимодействует с зубьями спиральных выступов всех сателлитов и связано с регулирующим устройством через управляе771385

4 мый элемент, а водило связано с другим управляемым элементом.

Вариатор снабжен управляемым элементом, одно из двух центральных колес взаимодействует с коническими зубчатыми венцами сателлитов и связано с ведомым валом, другое центральное колесо взаимодействует с зубьями спиральных выступов сателлитов и связано с управляемым элементом, а водило связано с ведущим валом.

На фиг. 1 схематично изображен планетарный зубчатый вариатор, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 схематично изображен другой вариант выполнения планетарного зубчатого вариатора, продольный разрез.

Планетарный зубчатый вариатор содержит корпус 1, ведущий вал 2, ведомый вал 3, водило 4, центральные колеса 5, 6, 7, установленные в водиле 4 сателлиты 8 с коническими зубчатыми венцами 9 и конусными частями 10, имеющими спиральные выступы 11 с нарезанными на них зубьями 12 постоянного модуля, образующие группу сателлитов с одинаковым направлением конусных частей, сателлиты 13 с коническими зубчатыми венцами 14 и бонусными частями 15, имеющими спира. „ные выступы 16 с нарезанными на них зубьями 17 постоянного модуля, образующие другую группу сателлитов с одинаковым направлением конусных частей, расположенных между сателлитами 5 первой группы, причем конусные части сателлитов этих групп имеют встречное направление, а образующие конусных частей всех сателлитов параллельны центральной оси вариатора, регулирующее устройство 18, управляемый э лемент 19, выполненный в виде тормоза управляемый элемент 20, выполненный в виде сцепной муфты.

Центральное колесо 5 связано с ведущим валом 2 и взаимодействует с коническими зубчатыми венцами 9 сателлитов 8, центральное колесо 6 связано с ведомым валом 3 и взаимодействует с коническими зубчатыми венцами 14 сателлитов 13, центральное колесо 7 взаимодействует с зубьями спиральных выступов всех сателлитов и связано с регулирующим устройством 18 через управляемый элемент 20, водило 4 связано с управляемым элементом 19.

Планетарный зубчатый вариатор работает следующим образом.

При заторможенном посредством включения управляемого элемента 19 водиле 4 и выключенном управляемом элементе 20 вращение от ведущего вала 2 через центральное колесо 5 передается сателлитам 8, которые приводят во вращение центральное колесо 7, заставляющее вращаться сателлиты 13, которые в свою очередь приводят во вращение центральное колесо 6 и связанный с ним ведомый вал 3.

При отключении тормоза 19 и включении сцепной муфты 20 водило 4 имеет возможность вращаться, а центральное колесо

7 становится заторможенным. При этом вращение ведущего вала 2 через центральное колесо 5 передается сателлитам 8, которые, обкатывая центральное колесо 7, приводят во вращение водило 4. Вращаясь вместе с водилом 4, сателлиты 13 также обкатываются по центральному колесу 7 и приводят во вращение центральное колесо 6 с ведомым валом 3.

Регулирование скорости ведомого вала 3 при обоих вариантах включения управляемых элементов обеспечивается перемещением центрального колеса ? в осевом направлении, осуществляемым посредством регулирующего устройства 18.

Описанный планетарный вариатор построен на базе планетарного механизма, имеющего кинематическую схему ЗК по классификации профессора Кудрявцева В. Н. Однако в качестве планетарного механизма в предлагаемрм планетарном вариаторе могут быть использованы планетарные механизмь и с другими кине атическими схемами.

Пример выполнения планетарного зубчатого вариатора, содержащего планетары ный механизм, имеющий кинематическую схе му 2К вЂ” Н, показан на фиг. 4.

Этот вариатор содержит корпус 1, ведущий вал 2, ведомый вал 3, связанное с ведущим валом водило 4, центральные колеса

5, 6, сателлиты 7, имеющие конические зуб чатые венцы 8 и конусные части 9 со спиральными выступами 10, на которых нарезаны зубья 11 одинакового модуля, управляемый элемент 12, выполненный в виде тормоза, регулирующее устройство 13, охватывающее сателлиты кольцо 14. Центральное колесо 5 взаимодействует с коническими зубчатыми венцами 7 сателлитов 6 и связано с ведомым валом 3, а центральное колесо 6 взаимодействует с зубьями 11 и связано с управляемым элементом 12 и регулирующим

40 устройством 13.

Вариатор работает следующим образом.

При заторможенном посредством управляемого элемента 12 центральном колесе 6 и вращении ведущего вала 2 и водила 4 сателлиты 7 обкатываются по центральному колесу 6 и приводят во вращение центральное колесо 5 и, следовательно, ведомый вал 3.

Регулирование скорости осуществляется в результате осевого перемещения центрального колеса 6 под воздействием регулируюso щего устройства 13. При отключенном тормозе 12 вариатор работает вхолостую при неподвижном ведомом вале 3. Охватывающее сателлиты кольцо 14 обеспечивает нагрузку опор сателлитов от центробежных сил.

$5

Такое выполнение планетарного зубчатого вариатора позволяет повысить его цагрузочную способность и использовать этот вариатор в различных силовых приводах ма771385 шин для бесступенчатого изменения скорости.

Формула изобретения

1. Планетарный зубчатый вариатор, содержащий корпус, ведущий и ведомый валы, кинематически связанные с ними и между собой звенья планетарного механизма, включающего центральные колеса, водило, установленные на нем сателлиты, каждый из которых имеет закрепленные на общей оси конический зубчатый венец и конусную часть с образующей конуса, параллельной оси валов, и регулирующее устройство, отличаюигийся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности вариатора, на конуснои части каждого из сателлитов выполнен спиральный выступ с нарезанными на его наружной поверхности зубьями постоянного модуля, с которыми взаимодействует одно из центральных колес, связанное с рсгудирующим устройством.

2. -Вариатор по и. 1, отличающийся тем, что он снабжен двумя управляемыми элементами, смежные сателлиты установлены в в диле со встречным направлением конусных час.ей. каждое из двух центральных колес взаимодействует с коническими зубчатыми венцами сател;, .итов одной группы, имеющей однонаправленные спиральные выступы, эти колеса связаны с ведущим и ведомым вала5 ми соответственно, третье центральное колесо взаимодействует с зубьями спиральных выступов всех сателлитов и связано с регулирующим устройством через управляемый элемент. а водило связано с другим управляемым элементом. в 3. Бариатор по и. 1. отяггчаюигиггся тем, что он снабжен управляемым элементом, одно из двух цен;ральных колес взанмодей Tвует с коническими зубчатыми венцами сателлитов и связано с ведомым валом, другое центральное колесо взаимодействует с зубьями спиральных выступов сателлитов и связано с управляемым элементом, а води10 связано с ведугцим валом.

Источники информации, принятые во внимание прн экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Хо 4!5- 2(, кл. г i5 Г 3/36, !971.

2. К ожеHHHKo B С. H., Еси ггенко Я. И., Раскин Я. М. Механизмы. М., «Машино Tpoe ггие>:, 1965, с. 409. фиг. 5.66. (и рототип) .

-7?l385 / l

А2.

Составитель О. Косарев . i, - î и, П а«с l3 3 Текред К. Шуфрин Корректор H. Бабинец

3 н и а; 6 6:., ) / 4: Тираж 1095 Подписное

ВЫИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1! 3035, Москва, Ж--35. Раушская наб., д. 4/5 филиал. ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Планетарный зубчатый вариатор Планетарный зубчатый вариатор Планетарный зубчатый вариатор Планетарный зубчатый вариатор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к планетарным коробкам передач для трансмиссий автомобилей и гусеничных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым преимущественно в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к механизмам зубчатых бесступенчатых передач и может быть использовано в машиностроении, станкостроении и приборостроении

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в промышленности, при выпуске высокопроизводительного станочного оборудования с возвратно-поступательным перемещением рабочего инструмента непрерывного действия

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в автоматических трансмиссиях, управляемых с помощью электронного блока и гидравлики и предназначенных для транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в автоматических трансмиссиях, управляемых с помощью электронного блока и гидравлики и предназначенных для транспортных средств
Наверх