Шарнирное соединение элементов манипулятора
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ASlOPCKOMV СВИ ЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 300680 (21) 2970152/29-15 15! )М. КЛ.
В 25 J 13/00 с присоединением заявки Йо— (23) ПриоритетГосударственный комнтет
СССР по делам нзобретения я открытка
Опубликовано 30.1181. Бюллетень Йо 44
Дата опубликования описания 30.1181 (53) УДК 634.0..36 (088.8) 1
В.E.Êîðîëåâ, В.С.Кругов, M.A.Áàðìàí и Б.В.Попов (72) Авторы изобретения
1
Центральный научно-исследовательский и проектноконструкторский институт механизации и энергетики лесной промышленности (71) Заявитель (54) ШАРНИРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ
МАНИПУЛЯТОРА
Изобретение относится к конструкциям манипуляторов и может быть использовано в лесной промышленности.
Известно шарнирное соединение элементов манипулятора, включающее запрессованный в один из элементов манипулятора подшипник скольжения и зафиксированную относительно другого элемента цилиндрическую ось, в теле которой выполнен соединенный поперечным каналом с подшипником скольжения несквозной продольный канал с установленной на его входе пресс-масленкой (1), Такая простая конструкция обеспечивает возможность поворота элементов манипулятора относительно друг друга и подвод смазочного мат4риала к весьма нагруженным в процессе работы машины трущимся поверхностям.
Недостатки этого технического решения — низкая эффективность смазки и существенные затраты времени на техобслуживание.
Цель изобретения - повышение качества смазки и сокращение времени на техобслуживание.
Поставленная цель достигается тем, что продольный канал в теле оси выполнен сквозным и его выход снабжен герметичной упругой стенкой, а наружные торцы подшипника скольжения снабжены уплотнениями.
На фиг. 1 изображена лесозаготовительная валочно-пакетирующая машина, вид сбоку; на фиг. 2 — разрез
A-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез
Б-Б на фиг. 2.
Гидроманипулятор, например, лесозаготовительной машины 1 состоит из ряда элементов: стрелы 2, рукоятки
3, захватно-срезающего устройства 4, гидроцилиндров 5, сочленных между
1 :собой при помощи шарнирных соедине ний 6, Шарнирное соединение 6 включает запрессованные во втулку 7 рукоятки
2О 3 подшипники 8 скольжения и зафикси-. рованную стопором 9 относительно стрелы 2 цилиндрическую ось 10. В теле оси 10 выполнен сквозной продольный канал 11, который поперечными каналами соединен с подшипниками
8 скольжения. На входе в продольный канал 11 установлена пресс-масленка
13 с обратным клапаном 14, а выход канала 11 снабжен герметичной упругой (например, резиновой) стенкой
885000
15, закрепленной при помощи ввертыша 16. Наружные торцы подшипников скольжения 8 снабжены уплотнениями
17, которые удерживаются от осевого смещения кольцами 18 (19 — коническая пробка для спуска воздуха из полости шарнирного соединения).
Герметичная упругая стенка 15 продольного канала 11 оси 10 шарнирного соединения 6 может быть выполнена и другой конструкции, например в виде подпружиненного поршнй, но этот вариант несколько сложнее и дороже.
Шарнирное соединение 6 элементов манипулятора работает следующим образом.
Шарнирное соединение 6 заправляется смазкой с помощью, например, стандартного рычажно-плунжерного шприца, который входит в комплект машины, через пресс-масленку 13. В конце заполнения полости шарнирного соединения 7 избыточное давление в смазке, создаваемое шприцем, воздействует на герметичную упругую стенку 15 продольного канала 11 и деформирует ее (положение IT). По окончании процесса заправки, так как пресс-масленка 13 имеет обратный клапан 14, упругая стенка 15 остается в состоянии упругой деформации. Действующие в ней упругие силы стараются вернуть ее в первоначальное состояние (положение I) ° Упругая стенка
15 своей внутренней поверхностью воздействует на заполняющую полость шарнирного соединения 6 смазку и поддерживает в последней постоянное избыточное давление. Смазка проникает во все, даже самые незначительные, зазоры. Уплотнения 17 герметириэуют полость шарнирного соединения 6. Избыточное давление в смазке поддерживается без использования активных источников энергии. при повороте подшипников 8 скольжения вместе с рукоятью 3 относительно оси 10 действующее в смазке избыточное давление обеспечивает постоян.ное ее наличие на поверхностях кон.такта, как бы ни изменялось их положение относительно оси поворота. Это очень важно при невысоких скоростях скольжения.
Наличие избыточного давления в смазке может контролироваться визуально по деформации упругой стенки 15.
Таким образом, предлагаемая конструкция за счет наличия избыточного давления в постоянном замкнутом объеме смазки позволяет по сравнению с прототипом повысить эффективность смазки и обеспечить значительно более продолжительное время работы соединения без пополнения смазки, т.е. сократить время на техобслуживание.
Использование изобретения позво15 лит сократить ежесменное время на смазку шарнирных соединений элементов манипулятора до 0,01 ч за счет проведения смазочных работ при Т0-2, т.е. не чаще, чем через каждые 240 ч
Щ работы машины.
Формула изобретения
Шарнирное соединение элементов манипулятора, включающее запрессованный в один из элементов манипулятора. подшипник скольжения и зафиксированную относительно другого элемента цилиндрическую ось, в теле которой выполнен соединенный поперечным каналом с подшипником скольжения продольный канал с установленной на его входе пресс-масленкой, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения качества смазки и сокращения времени на техобслуживание, . продольный канал в теле оси выполнен сквозным, и его выход снабжен герметичной упругой стенкой, а на40 ружные торцы подшипника скольжения снабжены уплотнениями., Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Экскаватор одноковшовый уни4 версальный гусеничный гидравлический
ЭО-4121А. Техническое описание. Инструкция по эксплуатации. Ковров, 1978, с. 136, рис. 117, разрезы
В-В и Г-Г (прототип).
885000
Фиг.1
A-A а ю < и я ф«.г
Заказ 10405/21
Тираж 1093 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Ф %»
Филиал ППП Патент, г. Ужгород„ ул. Проектная, 4
Составитель A. Кондратюк
Редактор Н. Бушаева Техред Ж.Кастелеви, Корректор Н. Стец