Привод колес крутосклонного трактора

 

Союз Соввускик

Социалистичвскии рвспублии

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (iii 906734 (6! ) Дополнительное к.авт. свид-ву(22) Заявлено 24.03.80 (23) 2899385/27-1 l с присоединением заявки М— (2Ц П р мор итет

Опубликовано 23.02.82. Бюллетень М 7 (51) М. Кл.

В 60 К 17/20

В 60 К 17/32

Госудератеееый кеетатет

СССР ио делал иеебретеаак я вткрыткк (53) УДК629.1 13-

-587 (088.8 ) Дата опубликования описания 23.02.82

П.В. Зепеный„В. В. Яцкевич, П. А, Амепьченко, В. Ф.. Пронько, В. В. Гуськов и П. А. Стецко (72) Авторы изобретения

Бепорусский ордена Трудового Красного Знамен политехнический институт (71) Заявитель (54) ПРИВОД КОЛЕС КРУТОСКЛОННОГО ТРАКТОРА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимушественно специапизированному по выпуску мобипьных средств механизации горного земпедепия, в частности к горным низкокпиренсным копесным тракторам.

Известен привод копес крутоскпонного транспорта; содержаший дифференциап,кинематически связанный с ведушими копесами трактора и систему бпокировки дифференциапа, срабатываюшую в зависи10 мости от крутизны скпона, состояшую из фрикционной муфты, ведушие и ведомые элементы которой кинематически связаны соответственно с корпусом диф15 ференциапа и одной из попуосей, сипового цилиндра вкпючения упомянутой муфты, управпяемого аппарата, вход и выход которого связаны магистралями соответственно с источником давпения и управпя20 юшей полостью силового ципиндра, и маятника с топкатепем, установленного на раме трактора и связанного кинематически с органом управпения упомянутого ап.парата. Эта конструкция позвопяет повысить устойчивость движения, маневренность и тяговые свойства трактора путем регупирования коэффициента бпокнровки дифференциапа в зависимости от крутизны скпона jl).

Однако такая конструкция обпадает достаточно высокой конструктивной спожностью. Кроме того, к недостаткам.ее следует отнести уменьшение коэффициента бпокировки дифференциапа по мере износа дисков фрнкцнонной муфты, обусповпенное уменьшением синь1 их сжатия вспедствие оспабпения пружин муфты при утоньшении дисков. Зависимость коэффициента бпокировки днфференциапа от износа дисков бпокировочной муфты нежепатепьна, так как снижает точность регупировання коэффициента блокировки дифференциапа в зависимости от крутизны отклона, спедоватепьно, н впечет за собой ухудшение перечиспенных показатепей курсового движения и тяги трактора в пооцессе его эксппуатации.

3 9067

lan>. изобретения — повышение эффективности путем обеспечения точности регупи рования коэффициента блокировки диф фергнциапа в зависимости от крутизны ск нона. 5

Поставпенная цепь достигается тем, что аппарат выпопнен в виде редукционного кпапана, золотник которого подпружинен относитепьно толкатепя маятника дпя создания в процессе движения трак- 10 тора постоянного давпения в управцяюшей попости си повог о цилиндра включения упомянутой муфты.

На фиг. 1 приведена схема привода копес трактора, расположенного на гори- 15 зонтапьной поверхности; на фиг. 2 — то же, на поперечном склоне.

Привод копес крутоскпонного трактора содержит дифференциап 1, певая 2 и пра - 0 вая 3 попуоси которого кинематически связаны соответственно с певым 4 и правым 5 ведущими копесами с помощью бортовых передач 6 и вапов 7, установпенных на остове 8 с возможностью вра- 5 шения. К корпусу 9 дифференциала 1 прикреплена ведомая шестерня 10, находяшаяся в зацеппении с ведущей шестерней

11 и образующая с поспедней центрапьную передачу трактора. Корпус 9 дифференциапа связан с певой 12 попуосевой шестерней с помощью водипа 13, вана

14, пропущенного сквозь вылопненную полой певую попуось 2, фрикционной муфты 15 и упомянутой попуоси 2, Фрикционная муфта 15, выпоиняющяя ропь бпокировки дифференциапа 1, снабжена приводом дпя сжатия ее дисков от сипового ципичдра 16 одностороннего действия, рабочая полость которого сообщена с ис40 точником давпения рабочей жидкости 17 и слива 18 через редукционный клапан.

Корпус 19 редукционного кпапана закреплен на остове 8, а зопотник 20 подпружинен в последнем пружиной 22 от- носительно толкатепя 21, установпенного в корпусе 19 с возможностью осевого перемещения и образующего с маятником

23 кулачковый маятниковый механизм, т. е. механизм, кулачок которого одновременно выпопняет и ропь маятника. Поверхность маятника 2 3, обращенная к топкатепю 21, выпопнена в виде выемки симметричного профипя, к середине которой в нейтрапьном попожении маятника

23 прижат пружиной 22 топкатепь 21.

На водило 13 дифференциала 1 посажены сатеппиты 24, находящиеся в за34 4 цеппении с левой 12 и правой 25 попуосевыми шестернями. Попуоси 2 и 3 дифференциала 1 снабжены также управпяемыми тормозами 26 и 27 дпя остановок ипи уменьшения скоростей ведущих колес 4 и 5. На схемах изображены также уппотнитепьные эпементы 28 и подшипники 29 качения.

Устройство работает спедующим образом.

При движении трактора по горизонтапьной поверхности (фиг. 1 ) толкатель 2 1 поджат к профипю выемки маятника 23 пружиной 22 в средней ее части. При этом давпение на выходе редукционного клапана строго зависит от силы упругости пружины 22. Такое же давцение рабочая жидкость имеет в рабочей полости силового ципиндра 16, обеспечивая сжатие дисков фрикционной муфтой 15 с опредепенным усипием, от которого в свою очередь зависит коэффициент бпокировки дифференци а па 1.

При въезде трактора на поперечный скпон остов 8 попучает боковой крен. B резупьтате этого маятника 23, занимая под действием сипы веса вертикапьное попожение, перемешает топкатепь 21 в сторону золотника 20, допопнитепьно сжав пружину 22. Возрастание усилия сжатия пружины 22 повышает давпение на выходе раду кци о нного к пап а на, а с педовате пьно, и в рабочей попости сипового ципиндра 16. Повышение давления в рабочей полости сипового ципиндра 16 увепичивает усипие сжатия дисков фрикционной муф ты 15, что свидетепьствует об увепичении и коэффициента блокировки дифференциала 1. При дапьнейшем возрастании угла склона увепичивается также и величин а перемещения то пкате пя 2 1, а с педовательно, и усипие сжатия пружины - 2, давпение на выходе редукционного кпапана и рабочей полости силовог.о ципиндра

16, усилие сжатия дисков фрикционной муфты 15 и в конечном итоге коэффициент бпокировки дифференциала 1.

При уменьшении угпа скпона маятник

23 поворачивается под действием силы веса в обратную сторону относитепьно остова 8. В резупьтате этого топкатепь

21,поджимаемый к профилю выемки пру« жиной 22, перемешается в противопопожную от золотника 20 сторону, что приводит к уменьшению усипия сжатия пружины 22, а спедоватепьно, и падению на некоторую величину давпения на выходе редукционного кпапана и в рабочей попос5 9067 ти силового цилиндра 16. Это уменьшает сипу сжатия дисков фрикционной муфты

15 и в итоге коэффициент бпокировки дифференциапа 1.

На склоне обратной крутизны. устройство работает анапогичным образом, обеспечивая т же функционапьную зависимость коэффициента бпокировки дифференциапа 1 от угпа скпона бпагодаря симмеч ричности профипя выемки маятника 23. 1ф

Предпагаемое устройство позвопяет поддерживать величину коэффициента бпокировки дифференцнапа такой, чтобы исключить разбпокирование копес на поперечном скпоне при прямолинейном движе- нии трактора, несмотря на неравномерное распределение его веса, а следоватепьно, и развиваемых копесами тяговых усипий по бортам, и обеспечить разбпокирование копес на повороте ипи в сипу других при-щй чин. Поспеднее будет иметь место в сипу того, что данная система реагирует пишь на укпон поверхности движения, поэтому возрастание разницы моментов у копес противопопожных бортов по другим р причинам она не учитывает и не изменяет вепичину коэффициента бпокировки.

Спедоватепьно, разбпокирование дифференциала на повороте неизбежно, что позволяет трактору обпадать высокой маневренностью (поворотливостью), а при прямопинейном движении разпивать значитепьное тяговое усипие.

Высокая точность регупирования коэф= фициента блокировки дифференциала в зависимости от угпа скпона, обеспечивае35 мая за счет устранения впняния износа дисков фрикционной муфты на вепичину указанного коэффициента блокировки, позволяет сохранить рассматриваемые пока40 загепи (маневренность и тягу) трактора практически без изменения в процессе его эксппуатации.

Форму па изобретения

Привод копес крутоскпонного трактора, содержаший дифференциал, кинематически связанный с ведушими колесами трактора, и систему бпокировки дифферен« пиала, срабатывающую в зависимостн от крутизны склона, состоящую иэ фрикаионной муфты, ведушие и ведомые эпементы которой кинематически связаны соответственно с корпусом дифференциапа и одной из полуосей, силового иипиндра вкпючения упомянутой муфты, управпяемого аппарата, вход и выход которого связаны магистрапями соответственно с источником давпения и управпяюшей попостью упомянутого ципиндра, и маятника с топкатепем, установленного на раме тракто ра и связанного кинематически с органом управпения упомянутого аппарата. о т— и и ч а ю ш и и с я тем, что с цепью повышения эффективности путем обеспечения точности регупирования коэффициента бпокировки дифференциапа в зависимости от крутизны скпона, упомянутый аппарат выпопнен в виде редукционного клапана, зопотник которого подпружинен относительно топкатепя маятника дпя создания в процессе движения трактора постоянного давпения в управпяюшей полости силового ципиндра включения упомянутой муфты.

Источ ни ки и нформа пи и, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетепьство СССР по заявке Х. 2721702/27-11, кп. В 60 К 17/32, B 60 В 39/08.

2 1.02.79.

906734

Составитепь С. Бепоусько

Редактор Т. Кугрышева Техред А, Ач Корректор М. Шароши

Заказ 478/17 Тираж 715 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по депам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Фипиап ППП «Патент», г. Ужгород, уп. Проектная, 4

Привод колес крутосклонного трактора Привод колес крутосклонного трактора Привод колес крутосклонного трактора Привод колес крутосклонного трактора Привод колес крутосклонного трактора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дифференциалам транспортных средств с механизмами автоматической блокировки и реверса ведущих колес одной оси для движения задним ходом, предназначенным для использования в колесных транспортных средствах в основном для движения по бездорожью (скользкая дорога, песчаная и т.п.)
Наверх