Конечная передача транспортного средства

 

Союз Советскик

Социалистические

Республик

O ll H C A H H K < 895736

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22)Заявлено 25.06 ° 79 (21) 2785458/27-11 с присоединением заявки %в (23) Приоритет (51)M. Кл.

В 60 К 17Дг

Государственный комитет по делам изобретений и открытий

Опубликовано 07.01.82. Бюллетень М 1 (53) УДК 629,113..032(088.8) Дата опубликования описания 07.0 1.82

В.A.Äüÿ÷åíêo, A,Ä.Ефимов, И.М.Асябрик (72) Авторы изобретения

Институт проблем надежности и долговеч

АН Белорусской ССР и Гомельский ордена сельскохозяйственного машиностроения нромсельмашт им. 60-летия Великого Октября (73) Заявители (54) КОНЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к области тракторостроения, и может найти применение в транспортных и тяговых средствах, 5

Известна конечная передача транспортного средства, содержащая трехзвенный планетарный редуктор, одно звено которого связано с выходным валом трансмиссии транспортного средства, второе - со ступицей движителя, а третье звено - посредством гидравлического амортизационного узла, связанного с неподвижным элементом транспортного средства )1).

Недостатком этой конечной передачи является сложность конструкции.

Кроме того, ее демпфирующий узел не обеспечивает аккумулирования энергии колебаний (она просто гасится при дросселировании) и требует дополнительного отбора мощности от двигателя транспортного средства на привод гидронасосов, причем этот выбор мощности увеличивается при увеличении сопротивления передвижению в связи с необходимостью создания большого давления в напорной магистрали, что ухудшает тяговые и топливоэкономические показатели машины.

Применение эластичного привода ведущих колес позволяет не только повысить долговечность силовой пере" дачи и движителя благодаря стабиЛизации нагрузочного режима, но и повы" сить производительность машинно-тракторных агрегатов, уменьшить расход горючего на единицу выполненной работы, улучшить условия труда механизаторов, снизить разрушение почвы ходовым аппаратом вследствие уменьшения буксования, Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем обеспечения аккумулирования энергии при больших амплитудах нагрузок.

Цель достигается тем, что конечная передача снабжена дополнительным

895736 амортизационным узлом в виде дисковой фрикционной муфты с устройством регулирования степени сжатия ведущего и ведомого элементов муфты, связанных соответственно с неподвижным элементом транспортного средства и третьим звеном планетарного редуктора, а гидравлический амортизационный узел выполнен в виде гидроцилиндра с подпружиненным поршнем, при этом . шток и цилиндр связаны посредством шарниров соответственно с третьим звеном планетарного редуктора и неподвижным элементом транспортного средства, а в поршне гидроцилиндра выполнено дроссельное отверстие.

На фиг.1 приведена схема конечной передачи транспортного тягового сред" ства; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - устройство для дополнительного демпфирования размахов колебаний. вала-ступицы.

Конечная передача транспортного и тягового средства состоит из валаступицы 1, на которой смонтирован, например, планетарный редуктор, состоящий из установленнои на полуоси 2 солнечной шестерни 3, находящейся в зацеплении посредством сателлитов 4 водила 5 с установленной неподвижно на валу-ступице 1 и воспринимающей реактивный момент эпициклической шестерней 6. Опорой планетарного ряда служит водило 5, корпус которого установлен на подшипниках 7 на валу-ступице 1 и связан с диском колеса 8 трактора.

Вал-ступица 1 телескопически установлена на подшипниках 9 в картере моста 10 и связана с ним через амортизационный узел 11 посредством рычагов 12 и 13, установленных при помощи, например, винтов 14 соответственно на валу-ступице 1 и картере моста 10.

Амортизационный узел 11 представляет собой, например, гидроцилиндр, корпус которого закреплен с возможностью поворота на осях 15, например, на рычаге !3, и шток 16 связан с рычагом 12, при этом поршень цилиндра имеет калиброванные отверстия и подпружинен. фланцы картера моста 10 и валаступицы 1 охватываются состоящей иэ двух частей крышкой 17, прикрепленной, например, к фланцу картера моста 10 винтами 18. (Условие ох5 ю

i5

55 ватывания крышкой 17 фланца моста 10! не является обязательным) .

Для дополнительного демпфирования размахов колебаний вала-ступицы 1

s крышке !7 со стороны фланца валаступицы 1 могут быть установлены тормозные колодки 19, каждая из которых снабжена фрикционной накладкой 20 и штоком 21,. имеющим опорную шайбу

22. Шток 21 насквозь проходит внутри стакана, состоящего из двух частей

23 и 24, Часть 23 стакана снабжена наружным буртиком 25 и установлена в крышке 17, а часть стакана 24 снабжена внутренним буртиком 26 и установлена на резьбе 27 на части 23 стакана.

Между тормозной колодкой 19 и буртиком 26 части 24 стакана установлена цилиндрическая пружина сжатия 28, а между валом-ступицей 1 и картером моста 1О установлено манжетное уплотнение 29..

В случае неподрессоренного картера моста 10 корпус амортизационного узла 1! может устанавливаться непосредственно на раме транспортного и тягового средства.

Колесный или бортовой редуктор транспортного и тягового средства может быть связан с картером моста и содержать дополнительную вал-шестерню, одним концом связанную с полуосью, а другим - co ступицей колеса.

Работает конечная передача транспортного и тягового средства следующим образом.

Крутящий момент от полуоси 2 через планетарный ряд передается колесу 8.

При этом вал-ступица поворачивается на подшипниках 9 в картере моста

10 .до тех пор, пока не уравняются упругий момент амортизационного узла 11 и реактивный момент вала-ступицы 1, При снятии действия крутящего момента амортизационный узел 11 возвращает вал"ступицу 1 в первоначальное полож,ение.

Демпфирование размахов колебаний вала-ступицы осуществляется за счет гидравлического сопротивления жидкости амортизационного узла 11 и за счет поджатия пружиной 28 тормозной колодки 19 к фланцу вала-ступицы 1. Усилие поджатия регулируется взаимным положением частей 23 и 24 стакана.

Таким же образом происходит снижение пиковых нагрузок в конечной

895736 формула изобретения передаче трактора, а следовательно, и связанной с ней трансмиссии, и при действии на них переменного момента сопротивления качению колеса 8.

Использование указанной конструкции конечной передачи трактора позволяет существенно снизить динамическую нагруженность трансмиссии трактора в моменты разгона, неустановившегося движения, а также при режимах работы с большими нагрузками и тем самым приведет к повышению долговечности. трансмиссии, улучшению мощностных и экономических показателей трактора, Амортизационный узел валаступицы содержит гидроцилиндр, поршень которого кинематически связан с упругим элементом, например, пружиной сжатия, и имеет калиброванное отверстие. . Этот амортизатор обладает свойствами аккумулятора энергии и демпфера колебаний нагрузки.

8 конструкции применен дополнительный гаситель колебаний фрикционного типа для того, чтобы амортизирующий узел включался в работу не при всех величинах действующего на вал-ступицу крутящего момента, а только начиная, с величин, ограничиваемых коэффициентом трения покоя, между поверхностями фрикционного элемента и вала-ступицы и величиной усилия прижатия фрикционного элемента. Это повышает долговечность амортизационного узла и не требует точного расчета и регулирования в процессе работы дросселирующего отверстия (его выполняют в этом случае с большей величиной).

5 Конечная передача транспортного средства, преимущественно трактора, содержащая трехзвенный планетарный редуктор, одно звено которого связаlO но с выходным валом трансмиссии транспортного средства, второе - со ступицей движителя, а третье звено посредством гидравлического амортизационного узла связано с неподвижным элемен!

5 том транспортного средства о т л иФ чающая с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения аккумулирования энергии при больших амплитудах нагрузок, она снабжена дополнительным

26 амортизационным узлом в виде дисковой фрикционной муфты с устройством регулирования степени сжатия ведущего и ведомого элементов муфты, связанных соответственно с неподвижным элемен25 том транспортного средства и третьим звеном планетарного редуктора, а гидравлический амортизационный узел выполнен в виде гидроцилиндра с подпружиненным поршнем, при этом lllTQK

5В и цилиндр последнего связаны посред-. ством шарниров соответственно с третьим звеном планетарного редуктора и неподвижным элементом транспортного средства, а в поршне гидроцилинд55 ра выполнено дроссельное отверстие.

Источники информации

1 принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР 559849, л. В 60 K 17/32, 1975

40 (прототип), 895736

Л г7

Составитель С,Белоусько

Техред, А. Савка Корректор Н. Стец

Редактор Е.Хейриц

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 11579/22 Тираж 714 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауыская наб,, д. 4/5

Конечная передача транспортного средства Конечная передача транспортного средства Конечная передача транспортного средства Конечная передача транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к трансмиссиям тракторных средств

Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к трансмиссиям автомобилей, тракторов, строительных машин

Изобретение относится к приводу оси колес и поворотным рычагам подвесок, в частности к устройству обеспечения поворота моста вокруг своей поперечной оси для компенсации поворота моста вокруг продольной оси при пересечении неровностей

Изобретение относится к самоходным дорожным транспортным средствам

Изобретение относится к колесным транспортным средствам, а именно к их трансмиссиям

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкции колес
Наверх