Способ монтажа композиции монументальной живописи

 

1. СПОСОБ МОНТАЖА КОМПОЗИЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ , при котором производят сортировку фрагментов по композиции, консервацию фрагментов, сборку фрагментов в блоки и блоков в композицию с последующим заполнением мест утрат и закреплением композиции на каркасе, отличающийся тем, что, с целью обеспечения сохранности композиции в процессе монтировки и дальнейшей эксплуатации, после сборки фрагментов в блоки последние обессоливают, а после сборки блоков в композицию выравнивают тыльную сторону композиции, на ее лицевую сторону накладывают полиэтиленовую пленку , размечают контуры композиции и места утрат, затем в местах утрат на пленке проделывают отверстия, в которые помещают армирующие элементы в виде петель, снимают пленку с армирующими элементами и укладывают ее на технологический щит, при этом свободные концы петель армирующих элементов располагают со стороны щита, затем на пленку в соответствии с разметкой переносят блоки композиции, а места утрат заполняют раствором, родственным левкасу , производят сущку композиции, заклеивают ее папиросной бумагой и марлей, повторно высушивают, после чего на лицевую сторону композиции укладывают дополнительную полиэтиленовую пленку, на которую наносят гипсовую подушку, снова сушат и накладывают на гипсовую подушку дополнительный технологический щит, переворачивают композицию, убирают первый технологический щит и первую полиэтиленовую пленку с тыльной стороны композиции, затирают тыльную сторону композиции тонким слоем монтировочного раствора, после чего на нее накладывают каркас, имеющий перфорацию, через которую продергивают свободные концы петель армирующих элементов, затем на тыльную сторону каркаса наносят первый слой монтировочного раствора, родственного левкасу, размещая его в отверстиях каркаса, и на нем раскладывают часть свободных концов петель армирующих элементов, после W чего наносят второй слой монтировочного раствора и на нем раскладывают оставшуюся часть свободных концов петель армирующих элементов, и затем закрепляют все концы петель армирующих элементов наложением третьего слоя монтировочного раствора, производят сущку, переворачивают композицию вверх лицевым слоем и .обнажают фрагменты. 2.Способ по п. 1, отличающийся тем, со | что используют армирующие элементы в виде жгутов из длиннорунного льноволокна, очищенного от кострики. 3.Способ по пп. 1 и 2, отличающийся ;0 тем, что в качестве каркаса используют титановый перфорированный усиленный ребсл рами каркас.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) s(5D В 44 1 28

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 2767756/28-12 (25) 2767752/28-12; 2767754/28-12 (22) 07.06.79 (46) 30.07.83. Бюл. № 28 (72) А. П. Греков и В. Б. Грекова (71) Всесоюзный производственный научнореставрационный комбинат (53) 729.7 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 258075, кл. В 44 С 1/28, 1968. (54) (57) !. СПОСОБ МОНТАЖА КОМПОЗИЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОИ ЖИВОПИСИ, при котором производят сортировку фрагментов по композиции, консервацию фрагментов, сборку фрагментов в блоки и блоков в композицию с последующим заполнением мест утрат и закреплением композиции на каркасе, отличающийся тем, что, с целью обеспечения сохранности композиции в процессе монтировки и дальнейшей эксплуатации, после сборки фрагментов в блоки последние обессоливают, а после сборки блоков в композицию выравнивают тыльную сторону композиции, на ее лицевую сторону накладывают полиэтиленовую пленку, размечают контуры композиции и места утрат, затем в местах утрат на пленке проделывают отверстия, в которые помещают армирующие элементы в виде петель, снимают пленку с армирующими элементами и укладывают ее на технологический щит, при этом свободные концы петель армирующих элементов располагают со стороны щита, затем на пленку в соответствии с разметкой переносят блоки композиции, а места утрат заполняют раствором, родственным левкасу, производят сушку композиции, заклеивают ее папиросной бумагой и марлей, повторно высушивают, после чего на лицевую сторону композиции укладывают дополнительную полиэтиленовую пленку, на которую наносят гипсовую подушку, снова сушат и накладывают на гипсовую подушку дополнительный технологический щит, переворачивают композицию, убирают первый технологический щит и первую полиэтиленовую пленку с тыльной стороны композиции, затирают тыльную сторону композиции тонким слоем монтировочного раствора, после чего на нее накладывают каркас, имеющий перфорацию, через которую продергивают свободные концы петель армирующих элементов, затем на тыльную сторону каркаса наносят первый слой монтировочного раствора, родственного левкасу, размещая его в отверстиях каркаса, и на нем раскладывают часть свободных концов петель армирующих элементов, после чего наносят второй слой монтировочного раствора и на нем раскладывают оставшуюся часть свободных концов петель армирующих элементов, и затем закрепляют все концы петель армирующих элементов наложением третьего слоя монтировочного раствора, производят сушку, переворачивают композицию вверх лицевым слоем и .обнажают фрагменты.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что используют армирующие элементы в виде жгутов из длиннорунного льноволокна, очищенного от кострики.

3. Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что в качестве каркаса используют титановый перфорированный усиленный ребрами каркас.

1031795

Изобретение относится к рестраврации монументальной живописи, преимущественно фресковой и темперной.

Известен способ монтажа композиции монументальной живописи, при котором производят сортировку фрагментов по композиции, консервацию фрагментов, сборку фрагментов в блоки и блоков в композицию с последующим заполнением мест утрат и закреплением композиции на каркасе (1).

К недостаткам данного способа относится то, что композиция, всегда имеющая более или менее рельефную поверхность, вследствие опоры на плоскую поверхность стола лишь отдельными участками может быть травмирована при монтировке, а неровная поверхность тыльной стороны ведет к значительной неравномерности монтировочного слоя и, следовательно, к снижению прочности соединения фрески с жесткой основой, возможности смещения лицевых плоскостей фрагментов относительно друг друга.

Кроме того, отсутствие арматурной связи между фреской и основой также снижает прочность их соединения.

Свойства используемой основы и монтировочных материалов не обеспечивают долговременной и надежной сохранности композиции при последующей эксплуатации, а также ограничивают условия ее экспозиции.

Цель изобретения — обеспечение сохранности композиции в процессе монтировки и дальнейшей эксплуатации.

Указанная цель достигается тем, что согласно способу монтажа композиции монументальной живописи, при котором производят сортировку фрагментов по композиции, консервацию фрагментов, сборку фрагментов в блоки и блоков в композицию с последующим заполнением мест утрат и закреплением композиции на каркасе, после сборки фрагментов в блоки последние обес-. соливают, а после сборки блоков в композицию выравнивают тыльную сторону композиции, на ее лицевую сторону накладывают полиэтиленовую пленку, размечают контуры композиции и места утрат, затем в местах утрат на пленке проделывают отверстия, в которые помещают армирующие Элементы в виде петель, снимают пленку с армирующими элементами и укладывают ее на технологический щит, при этом свободные концы петель армирующих элементов располагают со стороны щита, затем на пленку в соответствии с разметкой переносят блоки композиции, а места утрат заполняют раствором, родственным левкасу, производят сушку композиции, заклеивают ее папиросной бу магой и марлей, повторно высушивают, после чего на лицевую сторону композиции укладывают дополнительную полиэтиленовую пленку, на которую наносят гипсовую подушку, снова сушат и накладывают на гипсовую подушку дополнительный технологический щит, переворачивают композицию, убирают первый технологический щит и первую полиэтиленовую пленку с тыльной стороны композиции, затирают тыльную сторону комДля улучшения в дальнейшем связи композиции с жесткой основой, а также слоев монтировочного раствора между собой используется дополнительная арматура, в ка50 честве которой служат специально изготовленные для этой цели жгутики из длиннорунного очищенного от кострики льняного волокна.

Перед использованием жгутики складываются пополам, образуя с одного конца петельку.

B полиэтиленовой пленке с нанесенными контурами композиции и утрат в местах

45 позиции тонким слоем монтировочного растsona, после чего на нее накладывают каркас, имеющий перфорацию, через которую продергивают свободные концы петель армирующих элементов, затем на тыльную сторону каркаса наносят первый слой монтировочного раствора, родственного левкасу, размещая его в отверстиях каркаса, и на нем раскладывают часть свободных концов петель армирующих элементов, после чего наносят второй слой монтировочного раствора и на нем раскладывают оставшуюся часть свободных концов петель армирующих элементов, и затем закрепляют все концы петель армирующих элементов наложением третьего слоя монтировочного раствора, производят сушку, переворачивают композицию вверх лицевым слоем и обнажают фрагменты.

Кроме того, армирующие элементы выполнены в виде жгутов из длиннорунного льноволокна, очищенного от кострики.

При этом в качестве каркаса используют титановый перфорированный усиленный ребрами жесткости каркас.

Способ монтажа композиции монумен тальной живописи осуществляется следующим образом.

С тыльной стороны блоков, из которых выложена композиция и которые, в свою очередь„либо сняты со стены, либо состоят из изъятых из завала (раскопа) фрагментов, предварительно рассортированных, подобранных и тщательно склеенных (в целях объективности восстановления не только изображения, но также первоначальных габаритов и формы композиции), используя ограниченное увлажнение, механически удаляют сохранившуюся местами штукатурку, после чего левкас и красочный слой обессоливают многократным вымачиванием блоков в дистиллированной или кипяченой воде, погружая их в нее лицом вверх до уровня красного слоя. Тыльную сторону блоков выравнивают, доводя в среднем толщину левкаса до 1,2 — 1,5 см, при этом необходимо, чтобы в местах сопряжения блоков при выкладывании их на плоскости соприкасание торцовых поверхностей было полным и равномерным во избежание искажения авторского рельефа лицевой стороны композиции.

Выложенную таким образом композицию покрывают полиэтиленовой пленкой, на которой мягкой кистью наносят контуры самой композиции и утрат.

- .-!031795

4 утрат делают прорези, которые распределя- имеющий обойМу, выступающую на обе стоют равномерно по всей площади композиции роны листа, и усиленный расположенными р р " м ), и в эти прорези с тыльнои стороны ребрами жесткости. Толпродергивают сложенные жгутики петель- щина листа 2 — 3 мм, высота лицевых боц вую сторону пленки. Пленку тов не превышает толщины левкаса монти— ц вых орлицом вверх укладывают на р д т на дно технологи- руемой композиции, а с внутренней стороны

5 ческого щита, внутренние габариты которо- они имеют фас т фаску.

Выходящие на тыльную сторону щита та-каркаса, а высота бо тиков н р, а ортиков на 0,3 — часть обоимы и ребра жесткости перфори0,5 см превосходит максимальную толщину рованы. Размеры их выбирают в соответстмонтируемой композиции. 10 вии с конкретнои нагрузкой и условиями

Технологический щит может быть изго- экспозиции. Перфорационные отверстия листовлен из толстой фанеры, а для бортиков та располагаются равномерно по всему лисиспользуются деревянные рейки. На щит по- ту в шахматном порядке и их суммарная верх пленки в соответствии с нанесенными площадь должна приближаться или быть на нее контурами выкладывают блоки ком- более 2/3 общей площади листа, так как в позиции и заполняют п стоты 15 устоты между ними противном случае нарушается необходимый (места утрат) родственным материалу левка- для сохранности живописи воздухо- и власа и удаленной ранее штукатурки раство- гообмен между левкасом, монтировочным ром, заделывая в него предварительно раз- раствором и окружа жающеи средои. резанные по сгибу петельки жгутиков. Для надежности сцепления заполняющего раст- 20

Оказавшиеся под каркасом свободные вора с бортами утрат борта предварительно концы армирующих жгУтов чеРез ближайхорошо увлажняют и по контуру наносят шие к ним отверстия продергивают на его тонкий слой раствора (типа бортовки) За- тыльнУю стоРонУ, после чего наносЯт перйно с небольшой промежуточной подсушкой, в 2 — 3 приема. плотно заполнЯет все имеющиесЯ междУ каРПо окончании этой операции композицию 25 касом и тыльной стоРоной композиции пазУоставляют для медленной полной просушки хи и перфорационные отверстия листа карг!ицевую поверхность замоноличенной та- каса и покРывает тонким слоем всю тыльким образом композиции (что исключает сме ную поверхность каркаса. Половину предващение при дальнейшей работе ее отдельных Рительно освобожденных от защитной обертучастков как в горизонтальной, так и в ки концов жгутиков равномерно веерообразвертикальной п. ос ости) с помощью крах- 30 но Располагают повеРх пеРвого слоЯ монтимала заклеивают одним слоем папиросной Ровочного РаствоРа, слегка в него Утаплибумаги и двумя взаимно перпендикулярными слоями марли, высушивают, после чего поПосле незначительной подсушки на перкрывают композицию второй по.иэтилено- вый слой с распределенными в нем конвой пленкой. на которую в уровень с борти- цами жгУтиков наноситсЯ ВТОРой СЛОЙ Растка и технологического щита наносят слой. воРа, в котоРом аналогично РаспределЯют

35 гипса и тщательно его выравнивают. !!а под- оставшиесЯ армирующие волокна, подсушисохший слой гипса накладывают второй тех- вают в естественных УсловиЯх и наносЯт тренологический щит — лист из толстой фанеры тий накрывочный слой, который хорошо утез бортиков, длина сторон которого íà 5 — Рамбовывают и затиРают. !

0 см больше длины сторон первого щита. 40

Общая толщина монтировочного раствоКомпозицию вместе с зажимающими ее ра с тыльной стороны щита не превышает с обеих сторон технологическим щитами пе- 5 — 7 мм. Промежуточную сушку слоев ве(.. лицевой сторо- дут в течение суток под полиэтиленовой плен реворачивают на 180 (т.е. ли ной вниз) и, удалив первый технологический кой или двумя — тремя слоями крафт-бумаги. щит и полиэтиленовую пленку, обнажают ее 45 В случае излишнего высыхания перед нанетыльную сторону, которую несколько ув- сением очередного слоя поверхность предылажняют и смазывают тонким слоем монти.- дущего слегка увлажняют. ровочного раствора, также родственного по Раствор, попавший на обойм или еб а составу левкасу и штукатурке монтируемоЙ жесткости, сразу же по .окончании монтиживописи. При этом избегают намокания ровки убирают и композицию накрывают свободных концов армирующих жгутиков, полиэтиленовой пленкой, которую через 2— для чего их можно временно обернуть па- 3 дня заменяют несколькими слоями крафтпиросной бумагой, кусочками полиэтилено- бумаги. вой пленки и т.д. После этого на тыльную Через 3 — 4 дня бумагу послойно постесторону композиции лицевой стороной вниз -пенно (через 1 — 2 дня) снимают. После окон накладывают каркас жесткой основы, пред- 55 чательного высушивания раствора щит с ставляющий собой точно соответствующий композицией переворачивают лицевым слоем данной композиции по размерам и конфигу- вверх и устанавливают на небольшие опоры рации перфорированный титановый лист, для вентиляции тыльной стороны. Удаляют

1031795

5 второй технологический щит, гипсовую подушку, полиэтиленовую пленку и профилактическую заклейку, тщательно контролируя, чтобы на композиции, в том числе в трещинах и углублениях, не оставалось даже ничточных количеств клея, Имеющиеся местами незначительные зазоры между бортами щита и краями композиции и фаски бортов заполняются и затираются тем же монтировочным раствором.

После двух — трехнедельной открытой сушки смонтированную композицию переводят в вертикальное положение.

Предлагаемый способ позволяет максимально облегчить монтируемую композицию, 6 полностью избежать ее повреждения в процессе работы, исключить смещение при монтаже отдельных блоков относительно друг друга в любом направлении, обеспечить надежное закрепление армирующих элементов в монолите композиции и значительно повысить в дальнейшем надежность связи между композицией, жесткой основой и монтировочным раствором.

Свойства каркаса и монтировочных материалов оптимально увеличивают долговечность сохранности композиции, улучшают ее экспозиционно-эстетические качества и расширяют условия эксплуатации.

Составитель М. Чучаева

Редактор М. Рачкулинец Техред И. Верес Корректор А. Ильин

Заказ 5300 20 Тираж 410 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и от крытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ монтажа композиции монументальной живописи Способ монтажа композиции монументальной живописи Способ монтажа композиции монументальной живописи Способ монтажа композиции монументальной живописи 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к деревообрабатывающей промышленности, в частности, к изготовлению художественного паркета, наборных мозаичных панно и пр

Изобретение относится к строительству, в частности к элементам облицовочного покрытия, применяемого в строительстве для закрепления на поверхностях, а также может быть использовано в области декоративного искусства при изготовлении художественно-декоративных мозаичных изделий (картин, панно)
Изобретение относится к декоративному искусству, в частности к способу формирования и изготовления бисерной мозаичной монолитной вставки, которая может быть использована при изготовлении ювелирных изделий, мозаичных панно, различных декоративных изделий, при украшении мраморных и гранитных плит и т.п

Изобретение относится к области детского творчества и касается способа и набора для создания объемной мозаичной картинки
Изобретение относится к изготовлению художественно-декоративных мозаичных изделий, стекломозаичных панно
Наверх