Фрикционная муфта

 

1. ФРИКЦИОННАЯ МУФТА, соцержащая маховик, подпружиненные упругими ппастинами фрикционный писк и нажимной циск с кольцевым выступом и пазами на периферии, причем упругие Ппастнны жестко закреппены на маховике винтами, о т п и ч а torn а я с я тем, что, с цепью упучшения условий эксппуатацин и упрощения конструкции , упругие пластины выпопнены с натяжными и вецущими частями, раопопоженными по обе стороны от нажимных частей и отцепенными от них раоиапьш ми прорезями, пазы кольцевого выступа нажимного циска ш шош1ены с угпубиениями , при этом ведущие части пластин выполнены в вице упругих ппасгинчатых првоцков, распопоженнык в плоскости, перпенцикулярной к оси вращения муфты, и их. концы размеи(ены в углублениях пазов нажимного циска и прйясаты к боковым поверхностям угпубйений свращенных в сторону Ч икционИого циска. 2. Муфта по п, I, о т л и ч а ю (О щ а я с я тем, что упругие пластины выполнены с отверстиями, размещенными С на окружности расположения винтов крепления упругих пластин к маховику, соецвс ненными с радиальными прорезями. 4 CD О СО СО

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1049699

3 511 Р 16 Э 13/56

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

Пб ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ " ; " и ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1 ) 3398444/25-27 (22) 22.02,82 (46) 23.10.83. Бюп. 24 39 (72) Г. A. Зверев, А. П. Бецяев и И, A. Снрижицкий (71) Чебоксарский агрегатный завоц им. ХХ1У съезца КПСС (53) 621-825.54 (088.8)

"(56) 1. Борисов С. Г., Эгпит И. М.

Муфты спеппения тракторов. М,. Мащиностроение, 1972, с. 20, рис. 9.

2. Авторское свицетепьство СССР

М 626273, кп. Р 16 9 13/56, 1978 (прототип) .. (54) (57) 1,. ФРИКЦИОННАЯ МУФТА, соцержащая маховик, цоцпружиненные упругими ппастинами фрикционный циск .и нажимной циск с копьцевым высту» пом и пазами на периферии, причем упругие ппастины жестко закреппены на маховике винтами, о т и и ч а ющ а я с я тем, что,.с цепью упучшения усповий эксппуатапии и упрощения кон струкпии, упругие ппастины выпоцнены с натяжными и вецущими частями, распопоженными по обе стороны от нажимных частей и отцепенными от ннх рациапьными прорезями, пазы копьцевого выступа нажимного писка выпопнены с угпубпения ми, при этом вецущие части ппастин вы» попнены в вице упругих ппастинчатых повоцков, распопоженных в пцоскости, перпенцикупярной к оси вращения муфты, и нх концы размещены в- угпублениях пазов нажимного циска и прижаты к боковым поверхностям угйубпений; обре щенных в сторону фрикционного циска.

С3

2. Муфта по п. 1, о т и и ч а ю-щ а я с я тем, что упругие ппастины выпопнены с отверстиями, размещенными на окружности распопожения винтов креппения упругих ппастин к маховику, соецн неннымн с рациапьными прорезями.

Ю

4 а

CO

CO с©

1049699

Изобретение относится к машиностроению, s именно к устройствам перецачи крутящего момента, и монсет быть использовайо поеиьфщественно в тракторо-и авто-, мобилестроении. 5

Известны фрикционные муфты,.содержащие прижатые к маховику нажимными пружинами нажимной, промежуточный и фрикционныч диски механизм перецачи крутящего момента от маховика к промежуточному и нансимному циску, а так же механизм обеспечения чистоты выклю чения цуфты. Перецача крутящего момента ет маховика к промежуточному и нажимному цискам произвоцится за счет

15 соецинения этих цисков с маховиком нап-, ! равляющими сухарями, запрессованными в отверстия обоца маховика. Чистота выключения муфты обеспечивается за счет поцпружиненных тяг, соециненных с промежуточным диском (1 ).

Однако эти муфты сложны по конструкции и технологии изготовления. Кроме того, фрикционные муфты цанного типа имеют пониженную жесткость промежуточного и нажимного цисков и значительный износ и смятие боковых стенок ведущих пазов указанных цисков.

Наиболее близкой к прецлагаемой

30 по технической сущности и цостигаемому эффекту является фрикционная муфта, соцержащая .прижатые к маховику упругими пластинами (нажимными пружинами) нажимной и фрикдионные писки и механизм передачи крутящего момента or маховика к нажимному диску. Передача крутящего момента от маховика к нажимному циску произвоцится за счет соецинения их при помощи приливов нажимного циска, вхоця- 40 . щих в пазы обода маховика j2 ) ..

Нецостатками известного устройства являются сложность конструкции, нестаV бильность и увеличение цисбаланса муфты сцепления, шум и вибрация при ее переключениях, Конструкция муфты услож-. няется эа счет наличия отцельно выполненных упругих пластин (нажимных пружин) и механизма перецачи крутящего момента от маховика к нажимному циску. Нестабильность и увеличение дисбаланса, шум и вибрация вызываются радиальным смещением нажимного циска муфты с оси вращения муфты, которое зависит от величин зазоров в сопряженных вецущик элементах, зависящих от точности

55 изготовления и увеличивающихся в процессе эксплуатации указанных сопрягаемых элементов. Кроме того, отсутствие чистоты выключения вецущих и вецомых цисков (нет механизма чистоты выключения) привоцит к цополнительному трению фрикционных цисков и повышенному изно;су их поверхностей трения.

Белью изобретения является улучшение условий эксплуатации и упрощение конструкции.

Поставленная цель достигается. тем, что в фрикционной муфте, соцержащей маховик, поцпрунсиненные упругими пластинами фрикционный циск и нажимной циск с кольцевым выступом и пазами на периферии, причем упругие пластины жестко закреплены на маховике винтами, упругие пластины выполнены с вецущими и нажимными частями, расположенными по обе стороны от нажимных частей и отдельными or них радиальными прорезями, пазы кольцевого выступа нажимного циска выполнены с углублениями, при этом вецущие части пластин выполнены в вице упругих пластинчатых ловоцков, располонсенных в плоскости, перпенцикулярной к оси вращения муфты, их концы размещены в углублениях пазов нажимнпго циска и прижаты к боковым поверхностям углублений, обращенных в сторону фрикционного циска.

При этом .упругие пластины выполнены с отверстиями, размещенными на . окружности расположения винтов крепле ния упругих пластин к маховику, и соециненными с рациальными прорезями.

На фиг. 1 показана реверсивная фрикционная муфта, общий виц; на фиг. 2виц А на фиг. 1; на фиг. 3 - узел Х на фиг. 1; на фиг. 4 - сечение Б-Б «на на фиг. 2. фриккционная муфта соцержит нажимной 1 и вецомый 2 фрикционные циски, упругие пластины 3 (нажимиые пружины), маховик 4 и узел выжимного подшипника 5. Упругие пластины 3 прикреппены к торцовой поверхности кольцевого выступа 6 маховика 4 при помощи винтовых соецииений 7 и 8. Упругие пластины 3 выполнены из цвух частей: вецущей 9 и иажимкой 10, разцеленных между собой радиальными прорезями 11, при этом ведущая часть выполнена в вице ннастинчааъи новоцков 12, вхоцящих в азы 13, расположенные по периферии кольцевого выступа 14 нажимиого диска 1.

Радиальные прорези 11 соединяют ся с отверстиями 15, нахоцящимися на окружности расположения винтовых соецинений 7 и 8 упругих пластин 3, 1049699 при этом вецущие 9 и нажимные 10 части упругих пластин 3 имеют отцельные крепления 7 и 8.

Пластинчатые поводки 12 могут быть выполнены с обеих сторон упругик плао- 5 тин 3. Концы 16 пластинчатых поводков 12 выполнены упругими и размещены в углублениях 17,- выполненных внутри пазов 13 кольцевого выступа 14 нажимного диска 1, при этом упругие концы 16 пластинчвтых повоцков 12 прижимаются к боковым поверхнос тям 18 углублений 17, обращенным в сторону фрикционных поверхностей 19

Муфты. 15

Выпопнение упругих пластин 3 из цвух частей {ведущей 9 и нажимной 10) позволяет использовать их не только в качестве нажимных пружин, но и вецущих элементов (пластинчатых,.повоц- ..20 ков 12),- осуществляющих перецачу крутящего момента от маховика 4 на нажим ной диск 1.

Кроме того, такое выполнение упругих пластин 3 исключает искажение упругих 25 характеристик нажимных частей 10 упругих ..пластин 3 от возцействия на них вецущих частей 9, при этом рациапьные прорези ll оканчиваются в мес» тах крепления упругих пластин 3 на ма- 30 ховике 4, причем вецущие 9 и нажимные 10 части упругих пластин 3 имеют отдельные винтовые соецинения 7 и 8 к маковику 4.

Для того, чтобы созцать достаточное усйпие цпя обеспечения отвоца нажимно го циска 1, чистоты выключения муфты, концы 16 могут быть выполнены упругими не на всех упругих пластинах 3, а 4О нажимные части 10 упругик пластин 3 могут быть выполнены в вице набора пластин (пакета}.

Муфта работает спецующим образом.

При включении фрикционной муфты упругие пластины 3 своими нажимными частями 10, возцействуя на кольцевой выступ 14 нажимного циска 1, прижимают нажимной 1 и вецомый 2 фрикционные циски к маховику, обеспечивая тем самым передачу момента от цвигателя.

Перецача крутящего момента от маховика 4 к нажимному диску 1 обеспечивае1 ся пластинчатыми повоцками 12 упругик пластин 3, вхоцящими в пазы 13, раопопожейные по периферии кольцевого выступа 14 нажимного циска 1.

Для выключения фрикционной муфты используется узел выжимйого иоцшипни-. ка 5. При перемещении .узла выжимного. подшипника 5 вправо концы нан<имных частей 10 упругих пластин 3 отвоцятся, заставляя срецние части упругик плас тин 3, отхоцить от кольцевого выступа 14 нажимного диска 1, образуя зазор.

Кроме этого, цля чистоты выключения муфты упругие концы 16 пластинчатых повоцков 12, прижимаясь к боковым поверхностям 18 углублений 17, отвоцят нажимной циск 1 от вецомого 2, в результате чего образуются зазоры межцу нажимным 1, вецомым 2 цисками и маховиком 4, необкоцимые цля выключейия фрикционной муфты.

Б связи с тем, что функции нажимнык пружин и меканизма передачи крутящего момента от маховика к нажимному циску, а также меканизма чистоты выключения выполняют пластины, обеспечивается центрирование нажимного циска, умень- шается износ фрикционнык цисков, умень шается также цисбаланс, шум и вибрация, в результате чего увеличивается цопговечность прецлагаемой муфты на 10% ло сравнению с известной, а также улучшаются условия эксплуатации машины, на которой -устанавливается цанная муфi та.

1049699

1049699

b-Б

ВНИИПИ Заказ 8392/36 Тираж 925 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управляемым сцепным муфтам и может быть использовано в машинах, для работы которых необходима передача момента двигателя на один из двух концентрично расположенных первичных валов коробки передач, например автомобилей, тракторов и т.п

Изобретение относится к машиностроению , а именно к фрикционным муфтам сцепления с регулируемым усилием нажимных пружин

Изобретение относится к машиностроеншо, а именно к устройствам передачи крутящего момента

Изобретение относится к машиностроению, в частности к железнодорожному транспорту
Наверх