Многодисковая фрикционная муфта

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 031080 (2! ) 2988865/25-27 с присоединением заявки Йо(23) Приоритет

Опубликовано070982, Бюллетень ¹33

Дата опубликования описания р7р982 (Зт}М Кл г 16 О 13/56

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий

}53} УДК 621. 825.. 54 (088. 8) (72) Авторы изобретения

Л.Н. Шкроб, Л.И. Брановер и Л.Е. Жемчугов

Специализированное конструкторское бюр по спецуал иым гусеничным тракторам класса 2 т тяги (71) Заявитель (54) МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к машино-. строению, в частности к устройствам для передачи вращения.

Известна фрикционная муфта, содержащая две полумуфты, сжимаемые пружинами (11 .

Недостатком ее является большой вес и йизкая надежность.

Наиболее близкой к изобретению является многодисковая фрикционная муфта, содержащая две полумуфты, .связанные с одной из них упорный и нажимной диски, расположенные между ними фрикционные диски и механизм сжатия (2) .

Недостатком его является низкая надежность и долговечность.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности.

Поставленная цель достигается тем, что в многодисковой фрикционной муфте, содержащей две.полумуфты, взаимодействующие через фрикционные диски, механизм сжатия дисков выполнен в виде шарнирно закрепленных на нажимном диске тяг, шарнирно связанных с ними рычагов и торсионов, каждый из которых закреплен одним концом на рычаге, а другим — на упорном диске .

На фиг. 1 изображена муфта (разрез А-А на фиг. 2); на фиг. 2 разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 3

Разрез В-В на фиг. 2.

Муфта содержит полумуфту 1, полумуфту 2, установленные соответственно на соосных ведущем 3 и ведомом 4 валах, и нажимной диск 5. К торц, О .полумуфты 1 болтами 6 закреплен упорный диск 7.

Между рабочими поверхностями 8 нажимного и упорного дисков расположены поочередно ведущие 9 и ведомые

10 фрикционные диски, связанные соответственно с внутренним-и наружным барабаном с помощью шлицев 11, выполненных на этих барабанах. Нажимной диск 5 связан с отжимным диском 12 тремя стяжными пальцами 13, которые снабжены дистанционными втулками 14.

Стяжные пальцы с дистанционными втулками проходят через сквозные отверстия 15 полумуфты. Ведущие и ведомые фрикционные диски сжаты между рабочими поверхностями 8 дисков 5 и 7 с помощью упругих элементов, выполненных в виде .трех прямолинейных торсионов 16, установленных на нерабочей поверхности упорного диска. Неподвижные концы торсио956852 нов закреплены в концевых опорах

17, закручиваемые концы — в передних опорах 18. Отверстия в концевых опорах 17 цилиндрические, шлицевые, а в передних опорах 18 цилиндрические гладкие с антифрикционной втулкой 19. Оба конца торсионов снабжены шлицами. На шлицевых эакручиваемых концах торсионов закреплены рычаги 20, связанные пальцами 21 с тягами 22, один. конец которых имеет вилку, а второй — резьбу. Тяги 22 проходят через сквозные отверстия

23 полумуфты 1. На реэьбовом конце тяги навинчена гайка 24, которая упирается в бобышку 25, имеющуюся на нерабочей поверхности нажимного диска 5. Торец гайки 24 сопрягается с бобышкой 25 по шаровой поверхности. Тяги 22 и стяжные пальцы 13 расположены в отверстиях соответствен но 23 и 15 в чередующемся порядке.

Для доступа к гайке 24 без разборки муфты в наружном барабане выполнены отверстия 26. Муфта снабжена механизмом 27 выключения, взаимодействующим с отжимным диском 12.

Во включенном состоянии пакет фрикционных дисков 9 и 10 сжат между нажимным и упорным дисками 5 и 7.

Усилие сжатия возникает за счет закрутки торсионов 16. Крутящий момент торсиона рычагом 20 преобразуется в усилие, действующее вдоль тяги 22 и тянущее нажимной диск 5 через гайку 24 в сторону диска 7. Включение муфты осуществляется механизмом выключения, который, воздействуя на отжимной диск 12, а через него— на дистанционные втулки 14, перемещает в осевом. направлении нажимной диск 5 в сторону от диска 7. При этом освобождается пакет фрикционных дисков, так как с них снимается сжимающее действие торсионов, а сами торсионы через гайки 24 тяги 22 и рычаги 20 еще больше закручиваются.

После прекращения воздействия механизма выключения на отжимной диск

12 и втулки 14 нажимной диск 5 под действием крутящего момента раскручивающихся торсионов снова сжимает пакет фрикционных дисков, производят включение муфты.

Расположение всего тела торсиона на некотором расстоянии от поверхности нагревающегося в процессе работы ведущего элемента, на котором закреплены торсионы, и свободное омывание их потоком воздуха при вращении вецущего элемента обеспечивает их интенсивное охлаждение, что исключает или существенно снижает нагрев торсионов. Кроме того, торсионы при таком расположении служат как бы лопастями вентилятора, способсгвуR.лучшему охлаждению всей муфты.

Наличие гаек 24 на концах тяг 22 позволяет использовать при сборке динамометрический ключ для их навинчивания, что дает возможность полу5 чить практически одинаковые усилия

I с которыми торсионы действуют на нажимной диск 5, независимо от точности их (торсионов) изготовления. Это позволяет сделать плавным включение выключение муфты, так как создает

10 равномерное одновременное соприкосновение дисков по всей поверхности.

Кроме того, использование динамометрического ключа дает возможность получить с большой точностью заданную величину коэффициента запаса муфты.

При износе фрикционных частей муфты для восстановления первоначального усилия торсионов и значит первоначального, т.е; заданного, коэффициента запаса муфты необходимо гайки 24 повернуть(навинтить на тяги 22) на одно и то же число оборотов, соответствующее в пересчете на шаг резьбы величине износа пакета дисков. Поворот гайки может быть произведен торцовым ключом через отверстия 26 в ведомом барабане, либо после снятия ведомого

30 барабана. При этом не требуется ни разборки муфты, ни установка в муфту дополнительных деталей. Благодаря этому восстановление требуемого коэффициента запаса можно производить регулярно для предотвращения

3э усиленного износа, т.е. для повышения надежности и долговечности муфты. При этом снижается также трудоемкость технического обслуживания.

Предлагаемая конструкция обес40 печивает существенное повышение надежности муфт поворота трактора, которые являются одним иэ наиболее слабых мест, присущих гусеничным тракторам. Повышение долговечности

45 муфт способствует решению вопроса равнопрочности узлов трактора. Повышение долговечности обеспечивается за счет лучшего охлаждения упругих элементов, благодаря чему достигается большая стабильность их характеристики, исключения перекосов нажимного и отжимного дисков, возникающих из-эа различий рабочих усилий каждого упругого элемента, вследствие неизбежных отклонений их размеров от номинала при изготовлении, возможности восстановления номинального рабочего усилия упругих элементов без разборки муфты и тем самым предотвратить прогрессирующий износ фрикционных элементов.

Кроме повышения надежности и долговечности, изобретение обеспечивает снижение трудоемкости технического обслуживания трактора, так как

65 исключается необходимость полной раэ956852 борки муфты для восстановления ра.бочего усилия упругих элементов. Исключается необходимость в установке дополнительного фрикционного диска при износе установленного пакета. дисков на определенную величину. Замена пружин торсионами позволяет также создать в тех же габаритах значительно большие рабочие усилия.

При этом появляется воэможность .уменьшить число фрикционных дисков для передачи одного и того же крутящего момента за счет увеличения удельных давлений, что снижает стоимость муфты.

Формула изобретения

Многодисковая фрикционная муфта, содержащая две полумуфты, .связанные с одной. из них упорный и нажимной диски, расположенные между ними фрикционные диски и механизм сжатия дисков, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, механизм сжа- тия дисков выполнен в виде шарнирно закрепленных на нажимном диске тяг, шарнирно связанных с ними рычагов и торсионов, каждый из которых зак10 реплен одним концом на рычаге, .а другим — на упорном диске.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

>5 9 718647, . F 16 D 7/02, 1978.

2. Авторское свидетельство СССР

9 718648-, кл. F 16 D 13/56, 1978 (прототип)..

956852

Ю

lug У

Составитель И. Яцунов

Редактор и. Гунько Техред Т.фанта КорректорГ. Arap

Заказ 6"61/20 Тираж 990 Подписное

ВИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

11.1113 i, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 фи. iv i ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Многодисковая фрикционная муфта Многодисковая фрикционная муфта Многодисковая фрикционная муфта Многодисковая фрикционная муфта Многодисковая фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управляемым сцепным муфтам и может быть использовано в машинах, для работы которых необходима передача момента двигателя на один из двух концентрично расположенных первичных валов коробки передач, например автомобилей, тракторов и т.п

Изобретение относится к машиностроению , а именно к фрикционным муфтам сцепления с регулируемым усилием нажимных пружин

Изобретение относится к машиностроеншо, а именно к устройствам передачи крутящего момента

Изобретение относится к машиностроению, в частности к железнодорожному транспорту
Наверх