Устройство для изменения ширины колеи транспортного средства

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ПМРИНЫ КОЛЕИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА по авт.св.№ 962033, отличающееся тем, что, с целью расширения его функциональных возможностей путем обеспечения изменения ширины колеи без изменения направления движения транспортного средства, на шлицевой полуоси установлено с возможностью вращения относительно нее зубчатое крлесо для наружного зацепления зубцами,; взаимодействующее с шестернями, которые выполнены на ос;ях червячных колес, и снабжено дополнительным тормозом указанного зубчатого колеса. 7

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

«в

РЕСПУБЛИК

3(БЬ В 0 В 5 10 ссвсВВСВВ «вввввввств т- = с

1 (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ в *втсвснсест саидствввствт

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 962033 (21) 3396998/27-11 (22) 05.02.82 (46) 23,12.84. Бюл,Ф 47 (72) В.К,Чугунов, И.Т.Агапов и В.Н.Попов (71) Ленинградский ордена Трудового

Красного Знамени сельскохозяйственный институт и Северо-Западная испытательная база Государственного союзного научно-исследовательского тракторного института (53) 629.11.011.12 (088.8) (56) 1,Авторское свидетельство СССР

11 962033, кл В 60 В 35/1.0,14г07,80.,SU„„>i О ОО А (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ

ШИРИНЫ КОЛЕИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА по авт.св.У 962033, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью расширения его функциональных возмож ностей путем обеспечения изменения ширины колеи без изменения направления движения транспортного средства, на шлицевой полуоси установлено с возможностью вращения относительно нее зубчатое крлесо для наружного зацепления зубцами; взаимодействующее с шестернями, которые выполнены на осях червячных колес, и снабжено дополнительным тормозом указанного зубчатого колеса.

l l 30

Изобретение относится к ходовой части наземных транспортных средств а именно к устройствам для изменения ширины колеи колесных тракторов.

По основному авт.св.Ф 962033 5 известно устройство для изменения ширины колеи транспортного средства, преимущественно колесного трактора, содержащее шлицевую полуось, взаимодействующую с червячными колесами, 10 жестко закрепленными на осях, смонтированных с возможностью вращения в ступице колеса, и связанными с механизмом их привода, механизм привода червячных колес выполнен в ви- 15 де зубчатого колеса с внутренним зацеплением, установленного на полуоси и зацепленного с шестернями, которые выполнены на осях червячных колес и снабжено тормозом указанного зубчато- 20 го колеса 117.

Однако в известном устройстве направление вращения шестерни в процессе движения транспортного средст ва при торможении зубчатого колеса 25 зависит от направления вращения шлицевой полуоси, т.е.от направления движения транспортного средства.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем 30 обеспечения изменения. ширины колеи без изменения направления движения транспортного средства.

Для достижения паставленной цели в устройстве для изменения ширины колеи транспортного средства на шлицевой полуоси установлено с возможностью вращения относительно нее зубчатое колесо для наружного зацепления зубцами, взаимодействую- 10, щее с шестернями, которые выполнены на осях червячных колес, и снабжено дополнительным тормозом указанного зубчатого колеса.

На, фиг.l изображено устройство, общий вид;.на фиг.2 - сечение А-А на фиг.l.

Устройство состоит иэ шлицевой полуоси l на которой выполнена по меньшей мере одна зубчатая рейка 2, фланца 3 шлицевой полуоси, шпицевой ступицы колеса 4, установленной на шлицевой полуоси 1, зубчатого колеса 5 с внутренним расположением зубьев и зубчатого колеса 6 с наружным расположением зубьев, установленных на подшипниках соосно один внутри другого и на шлнцевой

500 2 полуоси 1, по меньшей мере одного червячного колеса 7, установленногп во втулках шлицевой ступицы колеса 4 и находящегося в постоянном зацеплении с зубьями рейки 2, шестерни 8, находящейся в постоянном зацеплении с зубьями колес 5 и 6 и жестко, связанной с червячным колесом 7, колодочного тормоза 9 зубчатого колеса 5 и тормозной ленты 10 другого зубчатого колеса 6, рычага 11. управления тормозами, Колодочный тормоз 9 и тормозная лента 10 установлены на фланце 3. На конце рычага 11 управления тормозами расположены две проушины 12 и 13. Проушина 12 связана через шарнир с осью управления колодочным тормозом 9, Устройство работает следующим образом.

При работе с постоянной колеей колес, колодочный тормоз 9 и тормозная лента 10 выключены. Шлицевая полуось 1 вращается, а заодно с ней вращается шлицевая ступица колеса 4 с червячным колесом 7, шестерней 8 и зубчатыми колесами 5 и 6, Передачи крутящего момента на червячное колесо 7 от зубчатой рейки 2 не происходит, Реечная пара с приводом от червячного колеса представляет собой самотормозящую систему, за счет которой сохраняется определенное положение шлицевой ступицы колеса 4 на шлицевой полуоси 1, Увеличение и уменьшение колеи колес осуществляют на малых скоростях следующим образом.

Оператор рычагом ll воздействует на колодки тормоза 9 и останавливает вращение по отношению к фланцу 3 зубчатого колеса 5. Шлицевая полуось 1 и шлицевая ступица колеса 4 продолжают вращаться. Шестерня 8 в этом случае получает вращение от эуб чатого колеса 5 и обеспечивает враще"

1 ние.червячного колеса 7. Червячное колесо 7,находясь в постоянном зацеплении с зубьями рейки 2 на шпице» вой полуоси 1, воздействует на шлицевую ступицу колеса 4 и обеспечивает ее перемещение по шлицевой полуоси 1 в направлении, зависящем от направления собственного вращения, а следовательно и в зависимости от движения трактора вперед нли назад, Увеличение и уменьшение колеи колес аналогичным образом осуществляется при воздействии рычагом ll на тормозную ленту 10 и прекращении вращения по отношению к фланцу 3 зубчатого колеса 6. Разница в этом случае состоит в том, что направление перемещения шлицевой ступицы колеса 4 по тлицевой полуоси 1 в зависимости от направления движения трактора будет обратным, чем при торможении зубчатого колеса 5. Этим самым упрощается управление изменением ширины колеи колес, так как оно становится непосредственно не связанным с направлением движения трактора.

Для ограничения перемещения шпицевой ступицы колеса при увеличении колеи колес в конце полуоси предусмотрен ограничитель. Ограничением перемещения шпицевой ступицы колеса ври уменьшении колеи служит второй ограничитель. При соприкосновении шлицевой ступицы колеса с ограничителем в ту или иную сторону происходит увеличение усилия в эащеплениях зубчатых колес 5 и "6 с шестерней 8. Когда зто усилие достигает величины большей, чем усилие торможения зубчатого колеса 5 или 6, последнее начинает вращаться вместе со шлицевой ступицей колеса.

Для обеспечения своевременного. расторможення зубчатых колес 5 и 6 привод тормоза осуществляется рас130500 4 положенным в кабине рычагом, который под действием пружины постоянно стремится занять выключенное положение. Данное положение рычага

5 фиксируется.

Для изменения колеи на стационаре при иеработакщем двигателе в конструкции зубчатого колеса 5 пре дусмотрены радиальные отверстия, с

1О помощью которых можно обеспечить его вращение вручную, а значит и перемещение шлицевой ступицы колеса по шлицевой полуоси в ту или другую сторону.

15 Для фиксации оси червячного колеса 7 в основном направлении во втулках алицевой ступицы, в конце .оси, выступающей из ступицы наружу, предусмотрен стопор. Выступаю20 щая часть оси оканчивается четырехгранником для обеспечения ее враще» ния при монтаже и демонтаже.

Дяя ликвидации воэможности попа25 дания механических частиц, которые способствуют абразивному износу, на трущиеся поверхности в конструкции целесообразно с наружной стороны предусмотреть чехлы резинометаллищ ческие.

Использование предлагаемого изоб-. ретения упростит управление изменением ширинЫ колеи и устранит недостаток известного изобретения, связанный с непроизводительными затРатами времени на задний ход трактора, для уменьшения ширииы колеи, 1 1 30500

Составитель Т, Попова

Редактор И,Дербак Техред O.яеце KoppeKTQp М.Демчик

Заказ 9497/17 Тираж 656 Подписное

ВНИИ11И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035,Москва,Ж-35,Раушская наб.,д.4/5

Филиал ГПН "Патент", г.ужгород, ул,Проектная,4

Устройство для изменения ширины колеи транспортного средства Устройство для изменения ширины колеи транспортного средства Устройство для изменения ширины колеи транспортного средства Устройство для изменения ширины колеи транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вагоностроению

Изобретение относится к колесной паре для множества колей на железных дорогах, по которым движутся поезда

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к шахтному рельсовому транспорту и, в частности к ходовой части подвижного состава
Наверх