Противоугонное устройство транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

ÄÄSUÄÄ 1232528 А1 (др 4 В 60 R 25/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3816890/27-11 (22) 27. 11.84 (46) 23.05.86. Бюл. М 19 (72) В.Л. Бессмольный (53). 629.113.014.5(088.8) (56) Ершов Б.В. Легковые автомобили

BA3. — Киев: Вища школа, 1984, с. 50. противоположное отверстие нижней части вала и выступает из него для взаимодействия с фиксирующим устройством, и профильных кулачков, установленных для взаимодействия с фланцем муфты и через два шестеренчатых редуктора с одинаковыми передаточными числами и ось взведенияс ключом зажигания, а фиксирующее устройство выполнено в виде скользящей по направляющим с возможностьюограниченного перемещения фиксирующей рамки для взаимодействия своими диаметрально противоположными выре-. зами с двумя диаметрально противоположными фиксирующими выступами нижней части вала, диаметрально противоположными срезами — с профильными выступами коромысел, а своей торцовой частью — с профильными кулачками, механизм взведения и выключения противоугонного устройства выполнен в виде зубчатого сектора, подпружиненного к жестко насаженной на шлицах оси взведения шестерне с помощью пружины кручения, муфты с четырьмя расположенньпии под углом 90 храповыми зубьями со скосами, скользящей по шлицевому наконечнику оси взведения и подпружиненной относительно этой шестерни к четырем равнорасположенным храповым зубьям дискового стопора, свободно вращающегося на оси взведения и имеющего четыре равнорасположенные по кругу отверстия для взаимодействия с фиксатором, подпружиненным относительно цилиндрового замка и взаимодействующим с выступом ключа зажигания через толкатель, переходного кольца, выполнен(54) (57) 1 ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее корпус с расположенным в нем валом рулевого управления, фиксирующее устройство вала рулевого управления с механизмом взведения и выключения противоугонного устройства и цилиндровый замок с ключом зажигания, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьппения надежности его в работе и расширения функциональных возможностей, оно снабжено устройством отключения рулевого колеса, вал рулевого управления Выполнен шлицевым, состоящим из двух частей - нижней и верхней, установленных с возможностью поворота одна относительно другой, устройство отключения рулевого колеса выполнено в виде шлицевой муфты с фланцем, установленной с возможностью осевого перемещения по шлицам двух частей вала, подпружиненной относительно вставленной в отверстие нижней части вала шпильки и зафиксированной посредством двух фиксаторов, жестко связанных с двумя взаимно подпружиненными коромыслами, расположенными в нижней части вала, один конец которых входит в выполненное в средней части шпильки отверстие, а другой своим профильным выступом входит в диаметрально

OllHCAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ :::..

1232528 ного за одно целое с зубчатым сектором с двумя выступами, взаимодействующими с ключом зажигания, пальца, выполненного за одно целое с осью взведения для ограничения ее поворота, при этом один конец пружины кружения закреплен в пальце,- а другой— в корпусе.

2, Устройство по п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что оно снабИзобретение относится к различным технологическим процессам и может быть использовано для транспортных средств.

Цель — повышение надежности в работе и расширение функциональных возможностей.

На фиг. 1 изображено противоугонное устройство, вид спереди; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг, 3—

10 то же, вид сверху; на фиг. 4 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 5 — разрез

Б-Б на фиг. 1; на фиг. 6 — разрез В-В на фиг. 3; на фиг. 7 — разрез Г-Г на фиг. 3; на фиг. 8 — разрез Д-Д на фиг. 5; на фиг. 9 — разрез Е-Е на

15 фиг. 6; на фиг. 10 †проекции рабочих положений профильных кулачков; на фиг. 11 — взаимное положение фиксирующей рамки и направляющих; на

-фиг. 12 — дисковый стопор; на фиг. 13—

20 муфта с храповыми зубьями; на фиг. 14— взаимное расположение нижней части ключа зажигания и выступов переходного кольца в положении "3" перед взведением противоугонного устройства.

Корпус 1 из металла выполнен со съемной верхней кромкой 2, которая крепится к нему с помощью болтового соединения 3, Корпус имеет два отверстия для верхней 4 и нижней 5 частей вала рулевого управления. В корпусе выполнена отдельная полость

6 для размещения замка зажигания с ключом 7 и механизма вэведения и отключения противоугонного устройст- З5 ва, а также для прилива для шестеренчатых редукторов 8 и 9 с одинаковым передаточным числом (2). Корпус закреплен на кронштейне вала рулевого жено фиксаторами, жестко связанными с коромыслами, одни концы которых входят в отверстие, выполненное в средней части шпильки, а другие своими профильными выступами в расположенные по окружности отверстия нижней части вала, выступая из них для взаимодействия с фиксирующей рамкой. управления с помощью болтового соединения 10. Внутри корпуса и крышки выполнены два диаметрально противоположных направляющих выступа 11 прямоугольной формы и две размещенные диаметрально противоположно направляющие планки 12 с ограничителями 13 хода для обеспечения и ограничения продольного перемещения фиксирующей рамки 14.

Устройство отключения рулевого колеса имеет муфту 15 с фланцем 16 скругленной прямоугольной формы, для взаимодействия с профильными кулачками 17 и 18 и фиксаторами 19 и 20, и двумя диаметрально противоположными продольными отверстиями 21 для обеспечения продольного перемещения муфты 15 под действием пружины 22 относительно шпильки 23, вставленной в отверстия 24 и 25 нижней части 5 вала рулевого управления. На внутренней поверхности муфты 15 выполнены шлицы для взаимодействия со шлицевыми наконечниками 26 нижней 5 и верхней 4 частей вала рулевого управления, между торцами которого находится ленточный шарикоподшипник 27, установленный на выступ 28 нижней части вала рулевого управления. Фиксаторы 19 и 20 жестко соединены с подпружиненными пружиной 29 коромыслами 30, размещенными в цилиндрической полости нижней части 5 вала рулевого управления, одни концы которых вставлены в отверстие 31 шпиль о ки 23, а другие своими выступами 32 входят в отверстия 33 нижней части 5 вала рулевого управления.

1232528

Фиксирующее устройство имеет прямоугольной формы с возможностью перемещения по направляющим выступам 11 и направляющим планкам 12 подпружи— ненного пружиной 34 относительно под- 5 жатой к корпусу шайбы 35 фиксирующую рамку 14, взаимодействующую с профильными кулачками 36 и 37, в которой выполнены два прямоугольных отверстия 38 и 39 для свободного хода профильных кулачков 17 и 18 в процессе срабатывания противоугонного устройства, два выреза 40 для

l взаимодействия с двумя прямоугольной формы фиксирующими выступами 41 и 42 нижней части 5 вала рулевого управления, два среза 43, взаимодействующие с выступами 32 коромысел 30, и отверстие 44 для свободного вращения нижней части 5 вала рулевого управления.

Для исключения продольного перемещения нижней 5 и верхней 4 частей вала рулевого управления относительно корпуса противоугонного устройст- ва они снабжены кольцевыми упорными выступами 45 и 46, взаимодействующими с упорными шарикоподшипниками 47. Нижняя часть вала рулевого управления имеет внутренний шлицевой наконечник 48 для соединения его с валом червяка рулевого механизма.

Механизм взведения и выключения противоугонного устройства содержит зубчатый сектор 49, подпружиненный З5 к жестко посаженной на шлицах оси 50 взведения шестерне 51 с помощью пружины 52 кручения, муфту 53 с храповыми зубьями, скользящую по шлицам оси 50 взведения и подпружиненную 4о относительно шестерни 51 пружиной 54, свободно насаженной на оси 50 взведения с помощью упорного шарикоподшипника, упирающегося в поджатую к корпусу шайбу 55, дисковый стопор 56 45 с храповыми зубьями и четырьмя отверстиями 57 по окружности для взаимодействия с фиксатором 58, причем на установленной на двух шарикоподшипниках оси 50 взведения, жестко за- so креплены ведущие шестерни 59 и 60, взаимодействующие за одно целое с профильными кулачками 18 и 37, шестерней 61 и промежуточной шестерней

62, передающей крутящий момент на ss шестерню 63, выполненную за одно целое с профильными кулачками 17 и 36, палец 64, на котором закреплен один конец пружины 65 кручения, другой конец которой закреплен в корпусе, ограничивающем углом 90 вращен; е оси 50 взведения.

Фиксатор 58, подпружиненный относительно корпуса 66 цилиндрового замка пружиной 67 к толкателю 6Ъ, размещенному в цилиндровом механизме 69 замка зажигания и взаимодействующему с ключом 7 зажигания, взаимодействует с дисковым стопором 56.

Выполненное sa одно целое с зубчатым сектором 49 переходное кольцо 70 имеет два диаметрально противоположных выступа 71 для взаимодействия с ключом 7 зажигания. Пружина 52 кручения создает крутящий момент на зубчатый сектор 49 относительно корпуса 6, в муфте цилиндрового механизма на цисковом стопоре 56 выполнены зубья 72, а на муфте 53 — зубья 73. Механический упор 74 служит для ограничения поворота зубчатого сектора 49 на угол более 90 при срабатывании противоугонного устройства.

При изъятии ключа 7 зажигания из цилиндрового механизма 69 в положении "3" (стоянка) толкатель 68 под действием подпружиненного пружиной 67 фиксатора 58 перемещается к центру цилиндрового механизма 69 вместе с фиксатором 58, который, выходя из отверстия 57, освобождает дисковый стопор 56, последний под действием пружины 65 кручения, закрученной при взведении противоугонного устройства, вместе с шестерней 51, муфтой 53 и осью 50 взведения поворачивается против часовой стрелки на угол 90 до упора пальца 64 в корпус 1 (фиг.6), поворачиваясь, ось 50 взведения при помощи промежуточной шестерни 62 поворачивает шестерни. 61 и 63 в противоположные стороны с одинаковой угловой скоростью, так как передаточное число обоих редукторов .одинаковс и равно двум (фиг. 6). Шестерни 6! и 63 поворачиваются вместе с профильными кулачками 18, 37 и 17, 36. Кулачки 36 и 37 освобождают фиксирующую рамку 14, которая под действиеи поджатой при взведении пружины 34 скользит по направляющим 11 и 12 в сторону фиксирующих выступов 41 нижней части 5 вала рулевого управления.

При этом водитель транспортного средства, поворачивая и покачивая рулевое колесо, добивается совмеще1232528 ния вырезов 40 фиксирующей рамки 14 и фиксирующих выступов 41 до полной фиксации нижней части 5 вала рулевого управления относительно корпуса противоугонного устройства и, таким образом, относительно корпуса транспортного средства.

В конце полного фиксирования рамка 14 своими двумя срезами 43 на- 1О бегает на выступы 32 коромысел 30 и утапливает их. При этом фиксаторы

19 и 20 под действием коромысел 30, сжимая пружину 29 утапливаются, освобождая муфту 15. Под действием пру- 15 жины 22, поджатой при взведении противоугонного устройства, муфта 15 перемещается в сторону фиксирующей рамки 14 по шлицам 26 нижней 5 и верхней 4 частей вала рулевого управления, сходя со шлицов верхней части 4 вала рулевого управления, таким образом, отключая верхнюю часть 4 вала рулевого управления от

25 нижней части 5. После этого рулевое колесо может свободно вращаться во все стороны. Шестерня 51, поворачиваясь, входит в зацепление с поджатыми к ней пружиной 52 зубьями зубчатого сектора 49 и поворачивает его

ЗО вместе с переходным кольцом 70 на угол 90 до механического упора 74, т.е. в исходное положение для взведения противоугонного устройства.

Дисковый стопор 56, повернувшись на 90, устанавливается следующим из своих четырех отверстий 57 напротив фиксатора 58. При срабатывании противоугонного устройства фиксируется нижняя часть 5 вала рулевого управ" ления относительно корпуса транспортного средства и отключается верхняя часть 4 вала рулевого управления, что исключает возможность механического воздействия на фиксирующее устройст- 45 во со стороны рулевого колеса.

Для отключения противоугонного устройства, а одновременно и его взведения, необходимо вставить ключ

7 зажигания в цилиндровый механизм 69 5О замка зажигания, повернуть ключ 7 зажигания по часовой стрелке из положения "3" (стоянка) в положение "0" (выключено), поворачивая и покачивая рулевое колесо до совмещения шпицов 55 шлицевых наконечников нижней 5 и верхней 4 частей вала рулевого управления и выхода фиксирующей- рамки

14 из зацепления с фиксирующими выступами 41.

Ключ 7 своим выступом набегает на толкатель 68, который, пожимая пружину 67, перемещает фиксатор 58 в отверстие 57 дискового стопора 56, фиксируя его, Одновременно нижняя часть ключа 7 входит в отверстие переходного кольца 70, при этом выступ 71 размещается справа от ключа 7 (фиг. 14). При повороте ключа 7 зажигания по часовой стрелке

его нижняя часть, воздействуя на выступ 71 переходного кольца, закручивая пружину 52, поворачивает зубчатый сектор 49 на угол 90 . Зубчатый сектор 49, находясь в зацеплении с шестерней 51, поворачивает ее и вместе с ней ось 50 взведения и муфту 53 с храповыми зубьями. При этом ввиду зафиксированного положения дискового стопора 56 с четырьмя расположенными под углом 90 храповыми зубьями 72 храповые зубья муфты 53 своими скосами (4 шт., расположены под углом 90 с обратными, чем у храповых зубьев дискового стопора

56, скосами) скользят по скосам храповых зубьев дискового стопора 56, поджимая пружину 54.

Ось 50 вэведения, поворачиваясь, своим пальцем 64 закручивает пружину 65 и одновременно роворачивает через редукторы 8 и 9 шестерню 63 с профильными кулачками 17 и 36 (по часовой стрелке) и шестерню 61 с профильными кулачками 18 и 27 (против часовой стрелки). При этом (фиг. 6) сначала кулачки 17 и 18 взаимодействуют с фланцем 16 муфты 15, поджимая пружину 22, перемещают муфту 15 в сторону верхней части 4 вала рулевого управления и при совпадении шлицов шлицевых наконечников верхней 4 и нижней 5 частей вала рулевого управления муфта 15 входит в зацепление с верхней частью 4 вала рулевого управления.

При достижении полного перемещения муфты 15 начинают взаимодействовать с фиксирующей рамкой 14 продольные кулачки Зб и 37, поджимая пружину 34, перемещают фиксирующую рамку 14 в сторону шлицевого яаконечника 48 нижней части 5 вала рулевого управления. При этом кулачки 17 и 18, продолжая поворачиваться, муфту 15

1232528 больше .не перемещают, а лишь скользят своим круговым участком профиля по.поверхности фланца 16, удерживая муфту 15 в этом положении до срабатывания фиксаторов 19 и 20. 5

Фиксирующая рамка 14, перемещаясь в сторону шлицевого наконечника 48, сходит с выступов 32 коромысел 30, под действием поджатой пружины 29 выступы 32 выходят из отверстий 33, и срабатывают фиксаторы 19 и 20, фиксируя муфту 15 от обратного перемещения. Продолжая двигаться дальше, фиксирующая рамка 14 (при покачивании рулевого колеса водителем) 5 выходит из зацепления с фиксирующими выступами 41 и 42 нижней части 5 вала рулевого управления, расфиксируя ее. .

При повороте кулачков 36 и 37 до максимального значения (кулачки 17, 18, 2Р

36 и 37 поворачиваются на угол 180, так как ось вращения поворачивается на угол 90, а у редукторов передаточное число равно двум; фиг. 10) рамка 14 занимает конечное положение 25 и удерживается в нем кулачками

36 и 37.

При повороте муфты $3 на угол 90 рабочие поверхности храповых зубьев .ее и дискового стопора 56 входят в 3р зацепление под действием пружины 54, фиксируя ось 50 взведения во взведенном положении, а с ней и все противоугонное устройство. При этом зубчатый сектор 49 (сектор 90 ) выхо-15 дит из зацепления с зафиксированной шестерней 51 и поджимается к ней своим крайним зубом пружиной 52. В дальнейшем при повороте ключа 7 за- жигания в положения 1 (зажигание) 4р и "2" (стартер) переходное кольцо 70 вместе с зубчатым сектором 49 свободно поворачивается по часовой стрелке, так как зубчатый сектор 49 не зацеплен с шестерней 51, при этом выступ 71 переходного кольца 70 все время поджимается .к нижней части ключа 7 пружиной 52.

При повороте ключа 7 в положения

"1" и "0" переходное кольцо 70 с зубчатым сектором поворачивается-sa ключом. При переводе ключа 7 из положения "0" в положение "3" выступ 71 и переходное кольцо 70 вместе с зубчатым сектором 49 своим крайним зубом, поджимаясь, упирается в зубья зафиксированной шестерни 51. При этом нижняя часть ключа 7 поворачивается в вырезе переходного кольца 70. Если ключ 7 в положении "3" не вынимается и поворачивается водителем в положение "0", то нижняя часть ключа 1 опять поворачивается в вырезе переходного кольца 70 и т.д. При изъятии ключа 7 в положении "0" противоугонное устройство не срабатывает, так как толкатель 68 становится напротив фиксатора 58 только при нахождении ключа 7 в положении "3" °

В целях предотвращения задиров на поверхностях трения острые кромки шлицев. смяты, образуют площадки шири» ной 0,05-0,12 мм. Кулачки 17 и 18 в процессе взведения противоугонного устройства передают усилие на фланец муфты 15 на протяжении всего своего вращения в двух диаметрально противоположных относительно оси симметрии муфты точках, что исключает перенос муфты при движении, аналогично взаимодействуют и кулачки 36 и 37 с фиксирующей рамкой 14 °

1232528

57 58

66 52 4У 70

Фиг. Ф.

МИЭ2 37 1232528

8- 8

r-г йаЮ

1232528

73 53

Редактор В. Петраш

Заказ 2734/19

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Пр..внятная, 4

Я с

Составитель В. Калмыков

Техред И.Попович Корректор М. Макснмишинец

Тираж 647 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Противоугонное устройство транспортного средства Противоугонное устройство транспортного средства Противоугонное устройство транспортного средства Противоугонное устройство транспортного средства Противоугонное устройство транспортного средства Противоугонное устройство транспортного средства Противоугонное устройство транспортного средства Противоугонное устройство транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим блокирование механическим способом органов управления транспортного средства, например автомобиля, с целью затруднения недозволенного его использования

Изобретение относится к техническим средствам защиты автомобиля и предназначено для воспрепятствования угону автомобиля злоумышленником

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к механическим устройствам для запирания рулевого колеса автомобиля

Изобретение относится к эксплуатации самоходных транспортных средств, конкретно к устройствам, блокирующим рулевую систему управления

Изобретение относится к эксплуатации самоходных транспортных средств, а конкретно к устройствам, блокирующим рулевую систему управления

Изобретение относится к устройствам, используемых в электрических системах автомобилей для включения различных узлов и механизмов и сопряженных с противоугонным средством

Изобретение относится к автомобилестроению и предназначено для использования при осуществлении защиты автомобилей от угона

Изобретение относится к автомобильной промышленности и используется в системе зажигания для включения и отключения цепей зажигания и пуска контрольных приборов, фонарей и других потребителей электроэнергии автомобилей, мотоциклов, катеров и других транспортных средств
Наверх