Составное зубчатое колесо

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в беззазорных зубчатых передачах. Целью изобретения является повышение долговечности колеса. Положительный эффект достигается за счет возможности взаимной замены по достижении определенной степени износа рабочей и нерабочей поверхностей зубьев составного колеса. Зазор в зацеплении выбирается разворотом дисков 1 и 2 составного зубчатого колеса. Для этого разворота служит шпонка 4, наклонные к ее оси рабочие поверхности которой взаимодействуют с соответствующими поверхностями паза 3 в диске 1. Шпонка 4 установлена на ползуне 5 с фиксацией в осевом направлении пояском 8, позволяющим ей проворачиваться на ползуне 5 вокруг его оси. Ползун 5 снабжен винтовым приводом 7 перемещения и размещен в диске 2. При перемещении ползуна 5 в сторону в результате взаимодействия наклонных, поверхностей шпонки 4 и паза 3 диск 1 разворачивается относительно диска 2 до выбора зазора в зацеплении. При достижении определенной степени износа рабочей поверхности зубьев одного из дисков, например в случае применения колеса в нереверсивной передаче, ползун 5 перемещают в другую сторону. При этом также происходит относительный разворот дисков 1 и 2 до выборки зазора в зацеплении, но уже другими поверхностями зубьев дисков. 3 ил. I (Л ю со со 4i СО со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (504 Р 16 Н 55 t8 ф., / ю

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ А

Фис. 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3907008/25-28 (22) 10. 11.85 (46) 28.02.87. Вюл. ¹- 8 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) 10.Н.Гордополов и Г.В.Гордополова (53) 621.833(088.8) (56) Патент ГДР ¹ 41915, кл ° 47 ? 6 (F 16 Н 55/18), 1968. (54) СОСТАВНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в беззазорных зубчатых передачах. Целью изобретения является повышение долговечности колеса. Положительный эффект достигается за счет возможности взаимной замены по достижении определенной степени износа рабочей и нерабочей поверхностей зубьев составного колеса. Зазор в зацеплении выбирается разворотом дисков 1 и 2 составного зубчатого колеса. Для этого разворота служит шпонка 4, наклонные к ее

ÄÄSUÄÄ 1293433 А1 оси рабочие поверхности которой взаимодействуют с соответствующими поверхностями паза 3 в диске 1. Шпонка

4 установлена на ползуне 5 с фиксацией в осевом направлении пояском 8, позволяющим ей проворачиваться на ползуне 5 вокруг его оси. Ползун 5 снабжен винтовым приводом 7 перемещения и размещен в диске 2. При перемещении ползуна 5 в сторону в результате взаимодействия наклонных. поверхностей шпонки 4 и паза 3 диск 1 разворачивается относительно диска 2 до выбора зазора в зацеплении. При достижении определенной степени износа рабочей поверхности зубьев одного с сО из дисков, например в случае применения колеса в нереверсивной передаче, ползун 5 перемещают в другую сторону.

При этом также происходит относитель- С ный разворот дисков 1 и 2 до выборки зазора в зацеплении, но уже другими поверхностями зубьев дисков. 3 ил.

ЬвМ

1293433

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в беззазорных зубчатых передачах.

Целью изобретения является повышение долговечности колеса. 5

Положительный эффект достигается за счет возможности взаимной замены по достижении определенной степени износа рабочей и нерабочей поверхностей зубьев составного колеса.

На фиг. 1 изображено составное зубчатое колесо; на фиг. 2 — разрез

А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — вид Б на фиг. 1. .15

Составное зубчатое колесо содержит соосные зубчатые диски 1 и 2. Диск 1 установлен на ступице диска 2 с возможЙостью поворота вокруг их общей оси

ЯО и имеет шпоночный паэ 3. В пазу 3 раз мещена шпонка 4 с возможностью продольного перемещения и вращения относительно оси, параллельной оси дисков. Для этого шпонка 4 установлена на ползуне 5. Контактирующие поверхности шпонки 4 и паза 3 симметричны относительно ocH BBIoHKH 4, взаимно параллельны и наклонены к ней под углом

Величина угла с выбирается в зависимости от угла р(фиг. 3) поворота диска 1, определяемого величиной, превышающей боковой зазор в зацеплении плюс допустимый износ зубьев в передаче, Ползуи 5 установлен в продольном цилиндрическом. канале 6, выполненном в диске 2 параллельно его оси, и связан с винтовым приводом

7 его перемещения. На ползуне 5 выполнен цилиндрический поясок 8, а в

40 шпонке 4 — продольное отверстие 9 и кольцевая проточка 10, взаимодействующие соответственно с наружной поверхностью ползуна 5 и пояском 8.

Это позволяет шпонке 4 перемещаться

45 совместно с ползуном 5 и поворачиваться относительно него.

Диск 1 застопорен от осевого смещения на ступице диска 2 кольцом 11, а винтовой привод 7 зафиксирован планкой 12.

Составное зубчатое колесо работает следующим образом.

При вращении винтового привода 7 (фиг. 1и 2) ползун 5 перемещается в канале 6 паралллельно оси диска 2 и пояском 8 перемещает шпонку 4, которая одной из своих рабочих поверхностей воздействует на соответствующую поверхность шпоночного паза 3, заставляя поворачиваться диск 1 (фиг. 3) на ступице диска 2 до полного устранения зазора в зацеплении. Ипонка 4 поворачивается относительно ползуна 5, при этом обеспечивается постоянный и полный контакт рабочих поверхностей шпонки 4 и шпоночного паза 3, что повышает нагрузочную способность колеса.

При достижении определенной степени износа рабочей поверхности зубьев одного иэ дисков, например при применении колеса в нереверсивной передаче, полэун 5 перемещают в сторону, противоположную первоначальной, При этом шпонка 4 взаимодействует с пазом 3, поворачивая. диск 1 на ступице 2 также в другую сторону и до полного устранения зазора в эацепле1 нии, но уже другими поверхностями зубьев дисков.

Формула из обре те ния

Составное зубчатое колесо, содержащее два соосных зубчатых диска, один из которых установлен на ступице второго с воэможностью поворота вокруг их общей оси и имеет шпоночный паз, размещенную в последнем с возможностью продольного перемещения и вращения относительно оси, параллельной оси дисков, шпонку, одна иэ поверхностей ее и контактирующая с ней поверхность паза наклонены к оси шпонки, и размещенное во втором диске и связанное со шпонкой устройство для ее продольного перемещения, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения долговечности, симметричная относительно оси шпонки другая ее поверхность и контактирующая с ней поверхность паза параллельны первым, а устройство для продольного перемещения шпонки выполнено в виде ползуна с винтовым приводом.

Вид 6

Фиг. 3

Тираж 812

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Л. Веселовская

Заказ 366/39

1293433

A-4

Составитель В. Сергеев

Техред И.Попович Корректор А. Зимокосов

Составное зубчатое колесо Составное зубчатое колесо Составное зубчатое колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения , например к зубчатым передачам точных механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в беззазорных зубчато-реечных передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах нормальной точности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конических зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению и используется в многопоточных зубчатых передачах

Изобретение относится к регулированию зазора между зубьями колес на измерительной позиции во время сборки машин, имеющих зубчатые передачи

Изобретение относится к машиностроению, а именно к безлюфтовым приводам поворота звеньев робота

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реверсивных механизмах, где необходима высокоточная передача угла поворота от ведущего к ведомому звену

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, например, на транспорте

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в ответственных высокоточных передачах, для приводов исполнительных органов роботов

Изобретение относится к конструкции цилиндрических зубчатых колес и может быть использовано е зубчатых передачах различного назначения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах, где необходимы корректировка взаимного положения зубчатых колес во время работы и регулировка зазоров в зацеплении

Изобретение относится к конструкции приводов станков

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с пониженным уровнем вибраций и шума
Наверх