Храповой механизм свободного хода

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах для перемотки ленточного материала. Целью изобретения является повышение долговечности путем уменьшения трения в фрикционных парах . Храповой механизм свободного хода содержит обойму 1 с собачкой 3, взаимодействующей с храповым колесом 14. Фрикционные средства перемещения собачки вьшолнены в виде неподвижного диска .10 и ролика (Р) 8. Последний связан через шариковую предохранительную муфту с осью собачки. Ролик 8, обкатьшаясь по диску 10, при вращении обоймы 1 поворачивает через предохранительную муфту ось собачки, которая входит в зацепление с храповым колесом. При вращении обоймы 1 в противоположном направлении Р 8, обкатываясь по диску 10, вьшодит собачку 3 из зацепления с храповым колесом , фиксируя ее положение. Дальнейшее вращение Р 8 на ось собачки не передается, так как срабатывает предохранительная муфта. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. (Л W 05 эо

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

t51)4 6 D 41 12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ:

1 с

A-Л

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4001408/25-27 (22) 03.01.86 (46) 23.10.87. Бюл. У 39 (72) И,M.Ãóäçü, С.В.Дрозд и И.M.Øêàðèíà (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 1104318, кл. Р 16 D 41/12, 1983, Авторское свидетельство СССР

N 1027448, кл. F 16 D 41/12, 1983, (54) ХРАПОВОЙ МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО

ХОДА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах для перемотки ленточного материала. Целью изобретения является повышение долговечности путем уменьшения трения в фрикционных парах. Храповой механизм свободного хода содержит обойму 1 с собачкой 3, взаимодействующей с храповым колесом

14. Фрикционные средства перемещения собачки выполнены в виде неподвижного диска .10 и ролика (Р) 8. Последний связан через шариковую предохрани-тельную муфту с осью собачки. Ролик

8, обкатываясь по диску 10, при вращении обоймы 1 поворачивает через предохранительную муфту ось собачки, которая входит в зацепление с храповым колесом. При вращении обоймы 1 в противоположном направлении P 8, обкатываясь по диску 10, выводит собачку 3 из зацепления с храповым колесом, фиксируя ее положение. Дальнейшее вращение P 8 на ось собачки не передается, так как срабатывает предохранительная муфта. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

1346874 с

20

55

Изобретение относится к машиностроению и.может быть использовано в механизмах для перемотки ленточного материала °

Цель изобретения — повышение долговечности путем уменьшения трения в фрикционных парах.

На фиг.1 показан храповой механизм; на фиг,2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 — разрез Б-Б на фиг.2.

Храповой механизм свободного хода содержит обойму 1, на которой на оси

2 установлена собачка 3, подпружиненная пружиной 4. Собачка жестко свя"— зана с осью 2, например, винтом 5.

В оси 2 имеются отверстия, в которых установлены пружины 6 и шарики 7, контактирующие с впадинами на внутренней поверхности ролика 8, образуя предохранительную муфту и обеспечивая передачу крутящего момента от ролика оси и собачке.

На оси 2 имеется пружина 9, которая поджимает ролик 8 к диску 10.

Усилие сжатия пружины регулируется гайкой 11. Диск 10 зафиксирован неподвижно на опоре 12 и оси 13 соосно обойме 1 и храповому колесу 14, которое жестко, например, шпонкой

15 установлено на ступице барабана

16, на котором намотана обрабатываемая лента 17. Обойма 1 свободно вращается на ступице храпового колеса

14. Крайнее положение собачки 3 в расцепленном положении фиксируется ограничителем 18. Подпружиненные шарики 7 расположены со смещением вдоль оси 2 и шарики размещены под углом друг к другу, например, равным половине угла между двумя впадинами 19 ролика 8. Фрикционные поверхности диска 10 и ролика 8 выполнены в виде конусов, большие основания которьж расположены противоположно друг другу.

Механизм работает следущим образом.

Вращение обоймы 1 против часовой стрелки передается на ролик 8, который начинает вращаться против часовой стрелки, обкатываясь по непод- вижному диску. Собачка 3 входит в зацепление с храповым колесом 14, тем самым приводя его во вращение.

Так как храповое колесо 14 связано со ступицей барабана 16, он также начинает вращаться против часовой стрелки. Происходит наматывание материала на барабан 16. В данном случае происходит режим намотки и барабан 16 является ведущим.

При вращении обоймы по часовой стрелке ролик 8 начинает вращаться также по часовой стрелке по неподвижному коническому диску 10. Собачка

3, которая жестко закреплена на оси

3 вращающегося ролика 8, выходит из зацепления с храповым колесом 14.

При этом ролик 8, впадины 19 которого контактируют с подпружиненными шариками, вращаются совместно с осью

2 и собачкой 3 за счет возникшего крутящего момента между шариками 7 и роликом 8. Вращение ролика 8 происходит до того момента, пока собачка 3 не достигнет ограничителя 18, затем происходит разрыв жесткого соединения между обоймой 1, храповым колесом 14 и барабаном 16. При фиксации собачки 3 ограничителем 18 ролик 8 продолжает вращаться по неподвижному диску 10, при этом подпружиненные шарики 7, контактирующие с впадинами 19 ролика 8, начинают вы ходить из впадин 19, а шарики 7, контактирующие с внутренней поверхностью ролика 8, входят в соседнюю впадину ролика 8. Этим обеспечивается передача постоянного крутящего момента оси 2 и собачке 3, а ролик 8 имеет возможность свободно обкатываться по диску 10. Барабан 16 в данном случае является ведомым, т.е, сматывание материала 17 с него происходит под усилием наматывания ленты, при этом барабан вращается с ускорением, так как его диаметр меняется от максимального до минимального.

Предлагаемый механизм позволяет повысить надежность (нет сильно греющихся пар трения скольжения) и долговечность (нет сильного износа пар трения скольжения), так как управление собачкой происходит за счет сил трения качения передающих элементов.

Кроме этого, имеется возможность применять такой механизм в условиях больших скоростей вращения, например, при перемотке длинномерных ленточных материалов.

Формула изобретения

1. Храповой механизм свободного хода, содержащий храповое колесо, охватывающую его обойму, установленную в ней на оси собачку, контакти1346874 рующую с зубьями храпового колеса,. фрикционные средства перемещения со.бачки, выполненные в виде диска, неподвижного относительно оси храпового колеса, и фрикционных элементов, связанных с собачкой, и ограничитель перемещения собачки, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повыше-. ния долговечности путем уменьшения трения в фрикционных парах, он снабжен шариковой предохранительной муфтой, расположенной между осью собачки и фрикционным элементом, выполненным в виде ролика, причем шарики расположены.в несколько рядов вдоль оси собачки и шарики однсго ряда смещены в угловом направлении относительно шариков других рядов.

2. Механизм по п.1, о т л и ч а - ю шийся тем, что фрикционные поверхности диска и роликов выполнены в виде конусов, большие основания которых расположены противоположно друг другу, а ось собачки подпружинена в осевом направлении относительно диска.

1346874

Составитель Л.Атрушкевич

Редактор A.Êîçîðèç Техред И.Попович Корректор М.Демчик

Заказ 5111/36 Тираж 803 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул, Проектная, 4

Храповой механизм свободного хода Храповой механизм свободного хода Храповой механизм свободного хода Храповой механизм свободного хода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в детских транспортных средствах

Изобретение относится к области маши ностроения и может быть использовано в устройстве для перемотки материала

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к области ма- Н1иностроения

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в механизмах для блокировки вращения вала в одном из направлений

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных приводах, стартерных устройствах, в стендовом оборудовании и т.д

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в инерционно-импульсных передачах, вариаторах и других устройствах, где необходимо передавать крутящий момент только в одном направлении

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента с одного вала на другой в одном направлении при большой передаваемой мощности

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах, требующих автоматического реверсирования ведомого звена в зависимости от направления и скорости вращения ведущего звена, а также в других механизмах для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в импульсных вариаторах для преобразования движения, а также в других механизмах для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение, в частности, в механизмах свободного хода инерционных трансформаторов

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в механизмах свободного хода инерционных трансформаторов
Наверх