Вводное устройство электрических машин

 

Изобретение относится к области электротехники. Цель изобретения - уменьшение габаритов, трудозатрат при монтаже и эксплуатации. Вводное устройство содержит корпус, доску выводов с зажимами 3 для подсоединения подвода. Доска выводов выполнена в виде одной или нескольких панелей 1 из изоляционного материала , внутри которы.х расположены токопроводящие элементы 2 по числу фаз (полюсов) машины, имеющие электрическую связь с зажимами для присоединения жил внешнего подвода и контактными элементами , предназначенными для.подсоединения выводных проводов машины и для соединения отдельных панелей между собой. Изобретение позволяет повысить надежность . 3 3. п. ф-лы, 12 ил. I (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (5D 4 Н 02 К 5 22

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

М ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4044807/24-07 (22) 05.04.86 (46) 15.05.88. Бюл. № 18 (71) Ленинградское проектно-экспериментальное отделение Всесоюзного государственного научно-исследовательского и проектного института «ВНИИпроектэлектромонтаж» (72) В. Т. Пол уча нк и н (53) 621.313.04 (088.8) (56) Асинхронные двигатели: Справочник.

М.: Энергоиздат, 1982, с. 504.

Авторское свидетельство СССР № 1365250, кл. Н 02 К 5/22, 1985.

ÄÄSUÄÄ 1396211 А 1 (54) ВВОДНОЕ УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН (57) Изобретение относится к области электротехники. Цель изобретения — уменьшение габаритов, трудозатрат при монтаже и эксплуатации. Вводное устройство содержит корпус, доску выводов с зажимами 3 для подсоединения подвода. Доска выводов выполнена в виде одной или нескольких панелей 1 из изоляционного материала, внутри которых расположены токопроводящие элементы 2 по числу фаз (полюсов) машины, имеющие электрическую связь с зажимами для присоединения жил внешнего подвода и контактными эл „MpHтами, предназначенными для, подсоединения выводных проводов машины и для соединения отдельных панелей между собой. си

Изсбретение позволяет повысить надежность. 3 з. п. ф-лы, 12 ил.

1396211

1О!

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электромашиностроении, электромонтажном производстве и при эксплуатации машин (ЭМ) и аппаратов, преимущественно многоскоростных машин, либо машин, к которым необходимо присоединять внешний подвод, состоящий из нескольких параллельных кабелей, а также к ЭМ взрывозащищенного исполнения.

Цель изобретения — уменьшение габаритов, трудоемкости изготовления и повышение надежности устройства.

На фиг. 1 изображена панель с запрессованными в нее токопроводящими элементами, зажимами и контактными элементами, разрез; на фиг. 2 — то же, вид сверху; па фиг. 3 — то же, с контактными элементами, расположенными в любой из сторон или со всех сторон одновременно (штриховые линии), и с канавками для зажимов и жил подвода; на фиг. 4 — вводное устройство (ВУ) с единой панелью для присоединения подвода, состоящего из четырех параллельных кабелей, вид сверху при снятой крышке; на фиг. 5 — то же, с доской выводов (зажимов), состоящей из трех па нелей-модулей, для подвода из трех параллельных кабелей, панели расположены в одной плоскости; на фиг. 6 — узел ВУ для соединения выводных проводов в треугольник и в звезду (пунктир); на фиг. 7— вид Л на фиг. 6 (узел ВУ для соединения выводных проводов в звезду); на фиг. 8 — ВУ с доской выводов из трех панелей-модулей для подвода из трех кабелей, панели расположены друг над другом в разных плоскостях, вид сбоку, разрез; на фи г. 9 — то же, без перемычек, BY предназначено для четырехскоростного двигателя; на фиг. 0 — BV, закрепленное на корпусе электрической машины, с единой панелью для подвода из трех параллельных кабелей и узлом для переключения со звезды на треугольник, расположенным со стороны, противоположной стороне зажимов внешнего подвода, разрез; на фиг. 11 — ВУ при снятой крышке с узлоМ для переключения со звезды на треугольник, расположенным на торце панели под жилами, подвода, вид сверху; на фиг. 12 — доска зажимов с присоединенным к зажимам внешним подводом и выводными проводами, жилы подвода, выводные провода, зажимы и контактные элементы замоноличены.

BY электрических машин состоит из диэлектрической (изоляционной) панели 1 с токопроводящим элементом 2, зажимами 3 для присоединения жил внешнего подвода, контактными элементами 4, изоляционной колодки 5 с металлической планкой 6 для присоединения кабельных наконечников 7 выводных проводов 8 при их соединении в звезду.

Колодка 5 с планкой 6 може быть

55 расположена на перемычке 9 (фиг. 5 — 7), на стенке BY (фиг. 8), с обратной стороны панели (фиг. 10), на торце панели (фиг. 11).

Соединение в треугольник может быть выполнено присоединением наконечников 7 к контактному элементу 4, расположенному в торце панели или с обратной стороны панели (фиг. 10). Корпус 10 BY закреплен на кожухе 11 (фиг. 10) электрической машины.

Панели 1 могут быть одиночными, предназначенными для присоединения одиночного подвода (фиг. 1 — 3); эти панели можно принять за модуль. Панели могут быть едиными, предназначенными для присоединения подвода из двух (фиг. 10 и 11), из трех, из четырех (фиг. 4) и более параллельных кабелей. Доски зажимов могут состоять из трех панелей-модулей, расположенных в одной плоскости (фиг. 5) либо в разных плоскостях (фиг. 8, 9 и 12).

B последнем случае отдельные панели 1 могут быть зафиксированы направляющими 12, а токопроводящие элементы 2 могут быть соединены между собой перемычками 13 (фиг. 8). В многоскоростных машинах панели 1 могут быть зафиксированы направляющими 12 (фиг. 9), а нижняя часть изоляционной панели может касаться токоведущих частей зажима 3 панели, лежащей в другой нижней плоскости; каждая панель 1 каждой скорости работает автономно, как одиночная панель, поэтому к каждой панели присоединены соответствующие выводные провода.

Токопроводящий элемент 2 внутри панели 1 может быть выполнен из металлической шины, например, с приваренными отводами (фиг. 1 и 2), из неизолированных и изолированных проводов (не показано), в виде залитого расплавленного металла, застывшего в предварительно выполненных каналах в панели. Зажимы 3 на панели могут быть расположены по любой требуемой конструктивной схеме. Зажимы 3 могут быть штыревыми, плоскими из шин, гнездовыми и любой другой конструкции.

Зажимы 3 могут быть присоединены к токопроводящим элементам любым известным способом (опрессовкой, сваркой, резьбовым соединением и т. д ), а также могут являться частью токопроводящего элемента, например частью выступающей шины (фиг. 10) с отверстием, под которую может быть вставлена гайка 14; в отверстие вставляется болт 15 с соответствующими шайбами, в комплекте образующими зажим необходимой фазы (полюса).

Контактные элементы 4 могут быть в виде шин, выступающих из панели (фиг. — 6,8 — 11), или в виде зажимной части кабельного наконечника (не показано) и другой специальной конструкции и формы, в том числе одновременно контактные эле1396211 менты могут выполнять роль перемычек 13 (фиг. 8).

На панели 1 могут быть предусмотрены канавки 16 (фиг. 3) для утапливания в них зажимов 3 (фиг. 1 — 3), кабельных наконечников 17 и жил !8 внешнего подвода 19 (фиг. 4 и 9); указанные детали и элементы могут быть замонол ичены легкоразрушае мы м пылеводонепроницаемым составом 20 (фиг. 12), например виксинтом, замазкой. Таким же составом могут быть замоноличены контактные элементы 4 с присоединенными к ним кабельными наконечниками 7, а также планка 6 с кабельными наконечниками 7 (фиг. 7 и 10); состав может заполнять специальные карманы, охватывающие элементы 4, 6 и 7 с крепежом (на фиг. не показано).

BY в общем случае работает следующим образом.

Жилы 18 внешнего подвода 19 (фиг. 4, 5 и 9) присоединяют к соответствующим зажимам 3. Выводные провода 8 присоединяют к контактным элементам треугольника согласно описанному (фиг. 6) или в звезду (фиг. 6).

В варианте BY (фиг. 8) присоединяют перемычки 13. Если необходима герметизация или высокая степень защиты, токоведущие элементы или токоведущие элементы и жилы подвода замоноличивают легкоразрушаемым пылеводонепроницаемым составом (фиг. 3 и 12), например виксинтом, замазкой или специальной мастикой с диэлектрической основой. Разрушаемость состава необходима при эксплуатации, например для подтягивания контактов, для отсоединения жил подводов или выводных проводов. После указанных операций токоведущие элементы и жилы могут быть повторно замоноличены. После закрытия крышки 21 ВУ (фиг. 6) машина готова к работе.

Изобретение создает следующий положительный технический и экономический эффект. Токопроводящие элементы 2 разных фаз разделяют тонким слоем (1 — 3 мм) жесткого диэлектрика, из которого изготовляют панель 1, например из стеклотекстолита, поэтому расстояния между токоведущими частями уменьшаются, что приводит к уменьшению габаритов ВУ.

При выполнении BY согласно фиг. 8 и 9 расстояние между зажимом 3 и панелью, лежащей выше, минимально и может быть равно нулю, т. е. зажим может соприкасаться с панелью (фиг. 9), что также приводит к уменьшению габаритов BY. Особенно значительно уменьшаются габариты

BY, предназначенные для подключения к ним подводов из двух и более параллельных кабелей. Уменьшение габаритов и материалоемкости приводит к удешевлению BY, в том числе к экономии трудозатрат при изготовлении ВУ. Внутри панели токопроводящие элементы могут быть изогнуты неограниченно, поэтому в местах пересечений разных фаз на. одну из фаз может быть надета короткая трубка или она может быть обмотана, например, полиэтиленовой пленкой или изоляционной лентой. Это позволяет сравнительно легко автоматизировать изготовление панелей прессовкой в комплекте с зажимами, токопроводящими и контактными элементами, что приводит к значительной экономии трудозатрат при изготовлении. Экономия особенно значительна, когда токопроводящие элементы, зажимы и контактные элементы создаются литьем (под

)5 давлением) расплавленного металла в соответствующие каналы в панели. Стенки каналов могут быть покрыты огнеупорным материалом, предотвращающим возгорание панели. Дополнительный эффект создают панели-модули (фиг. 1 — 3), которые могут быть использованы для оди ноч ных подводов, из них можно собирать ВУ для подводов . из двух (фиг. 12), трех (фиг. 5 и 8), четырех (фиг. 9) и более параллельных кабелей.

При монтаже и эксплуатации. создаются благоприятные условия для подключения внешних подводов и соединения выводных проводов требуемой схеме, так как контакты рассредоточены, к ним имеется хороший доступ, не требуется проведения до-

30 полнительных работ по изолированию токо ведущих частей и жил подводов, сокращаются работы по установке уплотняющих прокладок. Все это приводит к экономии трудозатрат при монтаже и эксплуатации.

Особенно значительно снижаются указанные

35 трудозатраты при монтаже и эксплуатации многоскоростных двигателей (фиг. 9), так

- как рационально обеспечивается подключение выводных проводов определенной скорости к своей панели и подключение к этой же панели своего внешнего подвода (фиг. 9), а также легкодоступное переключение числа полюсов обмотки статора, например, со звезды на двойную звезду (/ /)Л ) или с треугольника на двойную звезду (л/),) ).

Во всех конструкциях ВУ, особенно показанных на фиг. 8 и 9, сравнительно легко можно осуществить дополнительный ввод кабеля для обеспечения дистанционного переключения обмоток статора, например, со звезды на треугольник и обратно. При сложных подводах (фиг. 4, 5; 8, 10, 11) соединение в звезду и треугольник производится в одном месте. Замоноличенные в панель токоведущие части (фиг. 1 и 2) не подвергаются воздействиям внешней среды и механическим воздействиям, что приводит к повышению надежности ВУ. При исполнении BY согласно фиг. 3 и 12, когда появляется возможность замонолитить жилы внешнего подвода, часть вывод1396211 ных проводов, а также полностью или частично и токоведущие части, изоляция жил не подвергается воздействию горячего воздуха, а токоведущие части — — воздействию пыли, влаги, пара, кислот, щелочей и других воздействий внешней среды, что значительно повышает надежность работы BY, облегчает и удешевляет достижение необходимой степени защиты BY. Повышается надежность предлагаемого устройства и за счет рассредоточения контактных соединений.

Таким образом, изобретение обеспечивает уменьшение габаритов BY и трудозатрат при изготовлении, монтаже и эксплуатации, а также повышение надежности устройства.

Формула изобретения

1. Вводное устройство электрических ! машин, содержащее корпус, доску выводов, выполненную в виде по меньшей мере одной изоляционной панели, токопроводящие эле- 20 менты по числу фаз машины, электрически

1 ! связанные с зажимами для присоединения жил внешнего подвода, отличающееся тем, что, с целью уменьшения габаритов, трудоемкости изготовления и повышения надежности, токопроводящие элементы расположены внутри доски выводов и имеют выступаюшие за ее пределы части, предназначенные под зажимы для присоединения выводных проводов машины.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что токопроводящие элементы отдельных изоляционных панелей, расположенных в разных плоскостях, соединены между собой перемычками.

3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что на изоляционной панели выполнены канавки, в которых заподлицо с ее поверхностью расположены зажимы и жилы внешнего подвода.

4. Устройство по пп. 1 — 3, отличающееся тем, что расположенные в канавках зажимы и жилы подвода замоноличены легкоразрушаемым материалом.

1396211

l 396211

1396211

1396211

Составитель Ф. Подольская

Редактор А. Огар Техред И. Верес Корректор А. Обручар

Заказ 1976/54 Тираж 665 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская иаб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г, Ужгород, ул. Проектная, 4

Вводное устройство электрических машин Вводное устройство электрических машин Вводное устройство электрических машин Вводное устройство электрических машин Вводное устройство электрических машин Вводное устройство электрических машин Вводное устройство электрических машин Вводное устройство электрических машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электромашиностроению , в частности к электродвигателям для горных механизмов

Изобретение относится к электромашиностроению , в частности к производству электромонтажных работ по подключению внешних подводов электрического питания к электрической машине

Изобретение относится к взрывозащищенным электродвигателям с тормозом и может быть испольхзовано в механизмах, где требуется быстрый их останов и удержание в заторможенном состоянии

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении машин, имеющих полуоткрытые пазы для крепления лап

Изобретение относится к электротехнике, в частности к конструкциям вспомогательных частей корпуса электромашины

Изобретение относится к электротехнике, к двигателям, а именно к защите их электропроводки

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к электрическим машинам

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении электродвигателей малой и средней мощности

Изобретение относится к клеммной коробке в модульном исполнении для установки на электрических сервоприводах для управления клапанами

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике
Наверх