Упругоцентробежная муфта

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, для соединения вала двигателя с рабочим органом. Цель изобретения - повышение долговечности путем обеспечения саморегулирования крутильной жесткости и повышение несущей способности муфты. При пуске под воздействием крутящего момента деформируется кольцевой упругий элемент 10 и полумуфты 1 и 2 скручиваются на определенный угол. Пальцы 6 поворачиваются на соответствующий угол вокруг своих осей, приближая тем самым центры тяжести шарнирных узлов к оси вращения муфты. При повышении скорости вращения муфты пальцы 6 вместе с массивными винтами 13 стремятся вернуться в исходное радиальное положение. Момент центробежных сил, стремящийся вернуть упругий элемент в исходное положение, увеличивает крутильную жесткость муфты. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК цц 4 F 16 D 43/14

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО MBOSPETEHHRM И ОТНРЫТИФЛ

ПРИ fNHT СССР

1 (21) 4314372/31-27 (22) 06. 10. 87 (46) 30.09.89. Бюл. М- 36 (71) Вильнюсский инженерно-строительный институт (72) В.P.×àéêà, Б.П.Спруогис, В.В.Крисюнас и А.P.ßêøòàñ (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 530973, кл. F 16 D 43/14, 1975. (54) УПРУГОЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА . (57) Изобретение относится к машиностроению и м.б. использовано, например, для соединения вала двигателя с рабочим органом. Цель изобретения » повьппение долговечности путем обеспечения саморегулирования крутильной

SU 1511484 А1

2 жесткости и повышение несущей способности муфты. При пуске под воздействием крутящего момента деформируется кольцевой упругий элемент 10 и полумуфты 1 и 2 скручиваются на определенный угол. Пальцы 6 поворачиваются на соответствующий угол вокруг своих осей, приближая тем самым центры тяжести шарнирных узлов к оси вращения муфты. При повышении скорости вращения муфты пальцы 6 вместе с массивными винтами 13 стремятся вернуться в исходное радиальное положение.

Момент центробежных сил, стремящийся вернуть упругий элемент в исходное положение, увеличивает крутильную жесткость муфты. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

15114

Изобрштение относится к машиностроению, судостроению, а также приборостроению и может быть исполльзовано, например, для соединения двигателя с рабочим органом при взаимных смещениях соединяемых валов и частом реверсировании.

Цель изобретения — повышение долговечности путем обеспечения саморегули 0 рования крутильной жесткости и повышение несущей способности муфты, На фиг.1 представлена упругоцентробежная муфта, вид в плоскости вращения; на фиг.2 — то же, вид в плос- 15 кости расположения осей валов.

Муфта содержит две одинаковые полумуфты 1 и 2, которые выполнены в виде ступиц с диаметрально противоположно направленными хвостовиками 3 и 4, об- 20 разующими крестовину. В отверстия хвостовиков 3 и 4 запрессованы бронзовые втулки 5 (подшипники скольжения), куда шарнирно установлены пальцы 6, оси которых параллельны оси 25 вращения муфты. Пальцы б содержат на концах утолщения 7, в которых выполнены глухие радиальные отверстия 8 и пересекающие их сквозные пазы 9 (оси пальцев, отверстий и пазов взаимно перпендикулярны), причем диаметр отверстий 8 больше ширины пазов 9. В пазах 9 пальцев 6 установлен кольцевой упругий элемент 10, скрученный из

Э пружинной ленты в виде спирали. Между 35 витками упругого элемента 10 расположены гибкие пластины 11, диаметр которых равен. диаметру глухих радиальных отверстий 8 пальцев 6, что фиксирует их от смещения. Внутренний 40 крайний виток опирается на опорную пластину 12. При сборке муфты гибкие пластины 11 укладываются через наружное отверстие утолщения .7 на каждый виток упругого элемента и сжимаются 45 массивным винтом 13, который стопорится гайкой 14 и пружинной шайбой 15 (или контргайкой). Благодаря такой конструкции центры тяжести шарнирных узлов крепления упругого элемента на-50 ходятся на значительно большем удалении от оси вращения муфты, чем их оси.

Пальцы 6 в осевом направлении фиксируются пружинными кольцами 16.

Муфта работает следующим образом.

При пуске под воздействием крутящего момента деформируется кольцевой упругий элемент 10 и полумуфты скручиваются на определенный угол, при

84 4 этом пальцы 6 поворачиваются на соответствующий угол вокруг своих осей, приближая тем самым центры тяжести шарнирных узлов к оси вращения муфты.

Плавность включения обеспечивается достаточно малой начальной крутильной жесткостью муфты,так как упругий элемент .

10выпюлнен из пружинной ленты и шарнирно, посредством пальцев 6, соединен с хвостовиками 3 и 4 полумуфт 1 и 2.

При передаче крутящего момента гибкие пластины 11 не только способствуют более равномерной деформации упругого элемента, но и, упираясь о стенки отверстий утолщений 7 пальцев 6, предохраняют витки спирали от проскальзывания относительно друг друга. Применение гибких пластин повышает надежность и несущую способность муфты.

При передаче больших крутящих моментов пластины 11 и 12 следует выполнить из фрикционного материала.

При повышении скорости вращения муфты пальцы 6 вместе с массивными винтами 13 стремятся вернуться в исходное радиальное положение (принцип максимальности кинетической энергии).

Так как шарнирные узлы являются достаточно массивными, то при определен ной (доста ..очно высокой) скорости ,вращения кинетическая энергия шарнирно подвешенных масс становится сопоставимой с потенциальной энергией, накапливаемой в пружинной ленте от деформации упругого элемента. Благадоря этому момент центробежных сил, стремящийся вернуть упругий элемент

10 в исходное положение, оказывает существенное влияние на крутильную жесткость муфты, увеличивая ее. Таким образом муфта перенастраивается на более высокие частоты демпфирования крутильных колебаний (частоты колебаний являются кратными частоте вращения муфты). Муфта обеспечивает эффективное гашение крутильных колебаний при любых режимах работы.

Формула изобретения

1. Упругоцентробежная муфта, содержащая две полумуфты с диаметрально противоположно расположенными хвостовиками, упругий кольцевой элемент, на котором установлены грузы, связанные посредством пальцев, параллельных оси муфты, с хвостовиками полумуфт, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью

1511484

Составитель Г.Абрамова

Техред М.Дидык Корректор 0.Дипле

Редактор Л.Веселовская

Заказ 5880/38 Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óæãoðoä, ул. Гагарина,101 повышения долговечности путем обеспечения саморегулирования крутильной жесткости и повышения несущей способности Муфты, пальцы выполнены с глухими радиальными отверстиями и пересекающими их сквозными пазами, упругий кольцевой элемент пропущен через сквозные пазы, а грузы выполнены в виде массивных винтов, установленных на пальцах и жестко поджимающих кольцевой упругий элемент ко дну отверстия.

2. Муфта по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что кольцевой упругий элемент выполнен из пружинной ленты в виде спирали и размещенных в местах крепления гибких пластин из фрикционного материала, зафиксированных от смещения.

Упругоцентробежная муфта Упругоцентробежная муфта Упругоцентробежная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, приборостроению и может быть использовано для соединения валов в условиях значительных перекосов и для демпфирования динамических нагрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах для соединения валов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстроходных силовых установках для соединения машин и механизмов, а также демпфирования крутильных колебаний и динамических нагрузок

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстроходных силовых установках для соединения валов машин и механизмов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено для передачи крутящего момента в нереверсивных машинах и механизмах с демпфированием динамических нагрузок

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстроходных силовых установках для передачи крутящего момента , демпфирования возникающих при этом колебаний и компенсации несросностей соединяемых валов

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению

Изобретение относится к машинострое21ию, пркборостроешпо и может быть применено для передачи крутящего момента с одновременаой комг1ексатщей значительных перекосов соединяемых валов

Изобретение относится к машиностроению , в частности к упругодинамическим муфтам, и может быть использовано для соединения валов с целью передачи крутящего момента в машинах и механизмах и демпфирования возникающих при этом колебаний и динамических нагрузок Цель изобретения - повышение надежности

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, а именно применяется для передачи вращающего момента между валами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в механизмах, где необходимо безударное включение ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения, создания транспортных средств, более конкретно к устройствам для передачи вращательного движения, и может быть использовано для передачи крутящего момента в машинах и механизмах, в частности в автомобилях и тракторах

Изобретение относится к машиностроению и касается создания центробежных бесступенчатых передач

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано как на различных видах транспорта, так в устройствах и механизмах, где необходимо безударное включение валов

Изобретение относится к обгонным муфтам с собачкой, сцепляющейся с зубьями под действием центробежных сил

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на различных видах транспорта для плавного и динамичного их разгона, а также в различных механизмах для безударного включения валов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, применяемым в приводах машинных агрегатов для передачи вращающегося момента
Наверх