Система автоматического переключения передач самоходной машины

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам автоматического управления ступенчатой трансмиссией транспортного средства. Цель изобретения - повышение надежности работы системы автоматического переключения передач и упрощение конструкции. Для этого в системе автоматического переключения передач самоходной машины, содержащей блок 1 формирования сигналов на переключение, исполнительное устройство переключения передач, сигнализатор 24 включения крайних передач диапазона, электрическое реле времени, блок 1 формирования сигналов на переключение выполнен в виде электрического моста, в одно плечо которого встроен переменный резистор 3, подвижный контакт которого кинематически связан с рейкой 5 топливного насоса и всережимным регулятором 6 двигателя, корпус резистора выполнен подвижным и кинематически связан с приводом 8 управления акселератором, а в другое плечо включены усилитель и логический элемент ИЛИ. При движении самоходной машины при изменении нагрузки на двигатель рейка 5, перемещаясь, смещает подвижный контакт переменного резистора 3, и нарушается равновесие моста. Электрический сигнал через логический элемент ИЛИ поступает на одно из реле 12 или 13, которое включает соответствующий электрогидроклапан. Последний соединяет полость соответствующего гидроцилиндра переключения передач с напорной линией, и происходит переключение на следующую передачу. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ COBETCHHX

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„.Я0 1565733 А 1 (g)) 5 В 60 K 41/06 !

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н A BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И (ЛНРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР (21) 4428846/31-11 (22) 23,05.88 (46) 23,05.90. Бюл. N 19 (71) Могилевский машиностроительный институт (72) С.А.Рынкевич (53) 629.113 ° 585.2(088,8) .(56) Авторское свидетельство СССР

М 791561, кл. В 60 К 41/06, 1980. (54) СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛ10ЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ САМОХОДНОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сйстемам автоматического управления ступенчатой трансмиссией транспортного средства. Цель изобретения

2 повышение надежности работы системы автоматичвского переключения передач и упрощение конструкции. Для этого в системе автоматического переключения передач самоходной машины, содержащей блок 1 формирования сигналов на переключение, исполнительное устройство переключения передач, сигнализатор 24 включения крайних передач диапазона, электрическое реле времени, блок 1 формирования сигналов на переключение выполнен R виде электр1ческого моста, в одно плечо которого встроен переменный резистор 3, подвижный контакт которого кинематически связан с рейкой 5 топливного насоса и всережимным регулятором 6 двига- Ж теля, корпус резистора выполнен под1565733

4 вижным и .кинематически связан с приводом 8 управления акселерометром, а в другое плечо включены усилитель и логический элемент ИЛИ. При движении

Ф

5 самоходнои машины при изменении нагрузки на двигатель рейка 5, перемещаясь, смещает подвижный контакт переменного резистора 3, и нарушается равновесие моста. Электрический сигИзобретение относится к транспорт-15 ному машиностроению, в частности к системам а втома тичес кого упра BJ IBH via ступенчатой трансмиссией самоходной машины.

Цель изобретения — повышение на- 20 дежности работы системы автоматического переключения передач и упрощение конструкции.

Иа фиг. 1 показана электрическая схема системы автоматического пере- 25 ключения передач самоходной машины, на фиг. 2 - диаграмма, показывающая срабатывание pehe блока формирования сигналов на переключение.

Система автоматического переключения передач самоходной машины содержит блок формирования сигналов на переключение, исполнительное устройство переключения передач, сигнализатор включения крайних передач диапа35 зона и электрическое реле времени.

Блок 1 формирования сигналов на переключение (фиг. 1) включает в себя электрический мост 2, в одно из плеч которого включен переменный резистор подвижный контакт которого системой 4 тяг и рычагов связан с рейкой

5 топливного насоса и всережимным регулятором 6 двигателя, а корпус резистора 3 выполнен подвижным и связан 45 системой рычагов 7 с приводом 8 управления акселератором. К мосту 2 также подключены усилитель 9 напряжения, логический элемент ИЛИ, выполненный, например, в виде диодов 10 и

БО

11 прямой и обратной проводимости, взаимодействующий с реле 12 и 13.

Электрический мост 2 имеет подстроечный резистор 14, позволяющий осуществлять перенастройку моста в процессе

55 эксплуатации системы на самоходнои машине. Реле 12 и 13 установлены в цепи управления электрогидравлическими клапанами 15 и 16 соответственно. нал через логический элемент. ИЛИ поступает на одно из реле 12 или 13. которое. включает соответствующий электрогидроклапан. Последний соединяет полость соответствующего гидроцилиндра переключения передач а напорной линией и происходит переключение на следующую передачу. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Устройство переключения передач состоит из электрогидравлических клапанов 15 и 16, исполнительных гидроцилиндров 17, 18 и преобразовательного механихма 19, связанного с валом распределителя, управляющего фрикционными муфтами коробки передач.Электрогидравлические клапаны 15 и 16 сообщают рабочие полости исполнительных гидроцилиндров 17 и 18 r напорными линиями 20 и 21 либо со сливами 22 и

23 °

Сигнализатор 24 включения крайних передач диапазона содержит кулачок

25. кинематически жестко связанный с валом преобразовательного механизма 19 и взаимодействующий с толкателями 26 и 27. Последние связаны с

Нормально замкнутыми контактами, установленными в цепи управления реле

12 и 13. Толкатели ?6 и 27 подпружинены пружинами 28 и ?9. Сигнальные лампочки 30 и 31, имеющие отдельные цепи, управляемые толкателями 26 и

27. при замыкании цепей управления сигнализируют о включении крайних передач диапазона.

Электрическое реле времени пред назначено для исключения формирования ложных сигналов на переключение во время переходных процессов, вызванных автоматическим переключением передачи, и содержит реле 32 с нормально замкнутыми контактами, транзистор 33, конденсатор 34„ подстроечный резистор

35. Цепь управления электрическим реле времени замыкается контактами 36 и 37 при срабатывании любого из гидроцилиндров 17 и 18.

Система работает следующим образом.

Если загрузка двигателя близка к оптимальной, на которую настроен электрический мост 2, то рассогласование последнего отсутствует фиг.2

1565733

20 участок диаграммы, расположенный в зоне между J u U где U u а ср Ср

U - соответственно пороги срабатывайия реле низших 13 и высших 12 передач). При этом сигналы на переклю5 чение блоком 1 не формируются.

При уменьшении нагрузки на двигатель рейка 5 перемещается вправо (в сторону уменьшения подачи топлива), при этом подвижный контакт переменного резистора 3, связанный системой 4 тяг с рейкой, смещается, нарушая равновесие моста 2. Это приводит к появлению в цепи электрического тока определенного направления. Электрический сигнал, снимаемый с моста, поступает на усилитель 9 и далее проходит через один из двух диодов 10 через нормально замкнутый контакт сигнализатора 24 включения крайних передач диапазона на реле 12, установленное в цепи управления электрогидравлическим клапаном 15.

При определенном значении напря- 25

B жения (U ) реле 12 срабатывает, и включается электрогидра влический клапан 15, который соединяет рабочую полость гидроцилиндра 17 с напорной линией 20. Поршень гидроцилиндра 17, g0 перемещаясь, воздействует на преобразовательный механизм 19, в результате чего происходит переключение на высшую передачу. В момент включения передачи шток гидроцилиндра 17 замыкает контакт 36 в цепи электрическо3S го реле времени. Напряжение подается к конденсатору 34 и на базу транзистора 33, который открывается. В результате этого срабатывает реле 3?, которое размыкает цепь блока формирования сигналов на переключение.

Реле 12 обесточивается, размыкая контакт в цепи электромагнита электрогидравлического клапана 15, пос45 ледний соединяет рабочую полость гидроцилиндра 17 со сливом 22. Гидроцилиндр опорожняется, размыкая при этом контакт 36 цепи электрического реле времени. Однако транзистор 33 еще определенное время открыт и, следовательно, включено реле 32 из-за наличия напряжения на конденсаторе

34, который разряжается через подстроечный резистор 35. Последним устанавливается время, в течение которого реле 32 находится во включенном состоянии после размыкания контактов

36 либо 37. B это же время в системе происходят переходные процессы, вызванные автоматическим переключением передач, а поскольку цепь блока формирования сигналов на переключение разомкнута, необоснованного переключения передачи не происходит °

После переключения на высшую передачу нагрузка на двигатель увеличивается, рейка 5 перемещается влево (в сторону увеличения подачи топлива), в зону оптимальной нагрузки двигателя, возвращая подвижный контакт переменного резистора 3 обратно за порог переключения на высшую передачу (фиг. 2, зона включенной передачи, ограниченная значениями U, н иV ).

Когда напряжение на конденсаторе

34 (фиг. !) уменьшится до его величины при закрытии транзистора 33. последний закрывается, а реле 32 выключается, замыкая цепь блока формирования сигналов на переключение.

Система готова к отработке нового сигнала на переключение.

Аналогично работает система при переключении на низшую передачу.

При увеличении нагрузки на двигатель 5, перемещаясь влево, смещает подвижный контакт геременного резистора 3 в противоположную сторону, нарушая равновесие моста 2. Появившийся в цепи электрический сигнал противоположного направления поступает на второй из двух диодов 11 и далее на реле 13. Последнее срабатывает и включает электрогидравлический клапан 16, который соединяет рабочую полость гидроцилиндра 18 с напорной линией 21, в результате чего гидроцилиндр 18 посредством преобразовательного механизма 19 включает низшую передачу. Далее процесс функционирования системы аналогичен описанному.

При включении крайней передачи диапазона, например высшей, кулачок 25, жестко связанный с валом механизма

19, поворачиваясь, воздействует на толкатель 26, который размыкает контакт на участке цепи между диодом

10 и реле 12 и замыкает цепь сигнальной лампочки 30. Последняя включается и сигнализирует о включенной крайней передаче диапазона. Если даже и возникнут соответствуюцие дорожные условия на переключение более высшей передачи, тем не менее сигнал

1565733на переключение высшей передачи блоком 1 формироваться не будет. В этом случае водитель включает следующий диапазон, а в нем низшую передачу (которая является высшей по отношению к крайней передаче предыдущего диапазона)„ В этом случае кулачок, поворачиваясь в обратную сторону, освобождает толкатель 26, который под дейст- 10 вием пружины 28 размыкает цепь сигнальной лампочки 30 и замыкает участок цепи между диодом 10 и реле 12.

В случае включения крайней передачи диаггазона дорожные условия изменяются таким образом, что возникает необходимость в переключении на обратную передачу данного диапазона, система осуществляет автоматическое переключение передачи, а сигнализатор включения крайних передач диапазона замыкает необходимые для работы блока формирования сигналов на переключение участка цепи. Аналогично работает сигнализатор 24 при включении крайней низшей передачи диапазона.

Использование предлагаемого устройства на самоходной машине, оснащенной дизельным двигателем, позволит увеличить быстродействие системы автоматического переключения передач, а также повысить надежность ее работы путем упрощения конструкции. формула и з о б р е т ения

1. Система автоматического переключения передач самоходной машины, содержащая блок формирования сигна40 лов на переключение, исполнительное устройство переключения передач, состоящее из электрогидравлических клапанов, гидравлически связанных с исполнительными гидроцилиндрами переключения пере45 дач,и исполнительно-преобразовательного механизма,сигнализатор включения крайних передач диапазона,электрическое реле времени, рычаги, связанные с всережимным регулятором двигателя, рейкой топливного насоса и. педалью акселератора, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности работы системы автоматического переключения передач и упрощения конструкции, блок формирования сигналов на переключение передач содержит электрический мост, в одно из плеч которого встроен переменный резистор, подвижный контакт которого связан с рычагами рейки топливного насоса и всережимного регулятора двигателя, при этом корпус переменного резистора выполнен подвижным и кинематически связан с рычагом педали акселератора, усилитель, логический элемент ИЛИ и два реле, электрччески связанные с другим плечом электрического моста, причем упомянутые реле установлены в цепях управления электрогидравлическими клапанами.

2. Система по и. 1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что в цепь управления электрическим реле времени установлены транзистор и подключенные параллельно между собой конденсатор и подстроечный резистор, причем один общий контакт конденсатора и подстроечного резистора связан с входом базы транзистора, а другой их общий контакт связан с входом реле.

3. Система по и. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что сигнализатор включения крайних передач диапазона выполнен с возможностью взаимодействия посредством кулачка с нормально замкнутыми контактами, установленными в цепи управления реле блока формирования сигналов на переключение.

1565733

Составитель А.Барыков

Редактор A.Èoòûëü Техред Л.Олийнык Корректор Э. Лонча кова

Заказ 1191 Тираж 415 Подписное

ВЙИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д ° 4/5

11роизводственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101

Система автоматического переключения передач самоходной машины Система автоматического переключения передач самоходной машины Система автоматического переключения передач самоходной машины Система автоматического переключения передач самоходной машины Система автоматического переключения передач самоходной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на тракторах и других самоходных машинах

Изобретение относится к транспортному и строительно-дорожному машиностроению, в частности к устройствам для управления коробкой передач

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам автоматического управления механизма переключения передач транспортного средства, преимущественно автомобилей и тракторов, на которых установлены дизельные двигатели со всережимным регулятором

Изобретение относится к транспорту, в частности к установкам автоматического управления механизмами переключения передач транспортного средства, преимущественно автомобилей и тракторов, на которых установлены дизельные двигатели со всережимными регуляторами

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано для дистанционного управления многоступенчатой трансмиссией

Изобретение относится к тракторостроению, в частности к автоматизированному управлению тракторами

Изобретение относится к транспортной технике

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх