Способ соединения ступицы гребного винта и вала

 

Изобретение относится к судовому машиностроению, в частности к соединениям гребных винтов с валами. Цель изобретения - повышение надежности соединения. Способ соединения ступицы гребного винта и вала с разноконусными посадочными поверхностями посредством напрессовки ступицы на вал до заданного усилия или заданного перемещения ступицы вдоль оси вала заключается в том, что после возникновения пластических деформаций при напресовке производят частичную распрессовку, а затем вновь производят напрессовку ступицы на вал. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4608053/40-11 (22) 11.08.88 (46) 23,19.90. Бюл, N 39 (72) Л.Г;Тевелев (53) 621.792.8 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹. 537783, кл. В 63 Н 1/20, 1975. (54) СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ СТУПИЦЫ

ГРЕБНОГО ВИНТА И ВАЛА (57) Изобретение относится к судовому машиностроению, в частности к соединениям

Изобретение относится к судовому машиностроению, в частности к соединениям гребных винтов с валами.

Цель изобретения — повышение надежности соединения.

Для достижения поставленной цели при напрессовке контролируют по показаниям манометра и индикатора пропорциональность усилий и перемещений винта по валу, при нарушении пропорциональности соединение после достижения заданного параметра напрессовки распрессовывают и затем повторяют напрессовки и распрессовки необходимое количество раэ до обеспечения пропорциональности между усилиями и перемещениями.

При упругом деформировании зависимость между усилиями напрессовки и перемещениями гребного винта всегда линейна.

Нарушение пропорциональности свидетельствует о наличии пластической деформации в соединяемых деталях, В этом случае необходимо исключить пластическую составляющую деформации и обеспечить линейность между усилиями и.. Ж 1601028 А1

При сборке до расчетного усилия соединение разбирают, т.е. распрессовывают гребной винт с вала и собирают вновь до той же величины усилия. При повторной сборке возникают только упругие деформации с обеспечением несущей способности.

При сборке до расчетного перемещения и нарушении пропорциональности усилие запрессовки будет снижено. Так как обязательным условием сборки является достижение усилия, пропорционального расчетному перемещению, то в этом случае нужно не только исключить пластические деформации, но и повысить усилие эапрессовки при этой же величине расчетного перемещения. После первой эапрессовки происходит пластическая деформация посадочной поверхности конического отверстия с увеличением его диаметра. Поэтому после второй эапрессовки гребной винт продвигается дальше по конусу вала и при постоян1601028. ной величине перемещения усилие запрессовки по сравнению с первой запрессовкой ! повысится. Этот эффект повышения усилия будет повторяться и при последующих повторным запрессовках. Если это усилие меньше необходимого, то пластические деформации продолжаются, на что каждый раз показывает нарушение пропорциональ.ности между усилием и перемещением. С каждой последующей запрессовкой увеличивается доля упругих деформаций и умень( шается доля пластических. Поэтому напрессовки и распрессовки повторяют столько раз, сколько необходимо до достижения пропорциональности наблюдаемой зависимости.

На фиг.1 показан гребной винт на гребном валу перед напрессовкой; на фиг,2— диаграмма запрессовки до расчетного усилия; на фиг,3 — диаграмма запрессовки до расчетного перемещения, Гребной винт 1 устанавливают на гребной вал 2 до контакта сопрягаемых разноконусных поверхностей 3 и 4 (фиг,1). Затем ! производят напрессовку, перемещая с помощью домкрата 5 гребной винт 1 в осевом направлении по валу 2. Контроль запрессовки производят по величине усилия, определяемого по показаниям манометра 6, а также по величине перемещения винта, определяемого по индикатору 7. Для определения характера запрессовки целесообразно напрессовывать винт через равные значения усилий или перемещений.

Рассмотрим два варианта сборки. По первому (фиг.2) напрессовку (Π— 1) производят до обеспечения расчетного усилия Qp, Затем снимают давление масла в домкрате, уменьшая Ор до нуля (1 — 2), и распрессовывают соединение (2 — 3), подавая масло на контактирующие поверхности через отверстие 8. Повторная напрессовка (3 — 1), которую производят опять до О, происходит упруго, без возникновения пластических деформаций.

По второму варианту (фиг.3) напрессовку (Π— 1 — 2) производят до обеспечения расчетного перемещения Sp. При этом часть диаграммы (1 — 2) характеризует долю пла5

45 стической деформации. Необходимое перемещение определяют из условия упругих деформаций в. соединении, поэтому ему должно соответствовать усилие Qz. При нарушении пропорциональности рассматриваемой зависимости при пластической деформации фактическая величина усилия

0, соответствующая расчетному перемещению, будет меньше требуемого усилия

Qy. Поэтому соединение распрессовывают, снимая давление масла в домкрате (2 — 3) и повышая давление на контакте до съема гребного винта с вала (3 — 4), При вторичной напрессовке (4 — 2 — 5) на величину Sð доля пластической деформации (2 — 5) уменьшается, а упругой возрастает, Поэтому при некотором числе повторных запрессовок пластическая деформация станет равной нулю, о чем будет свидетельствовать пропорциональность между усилием и перемещением (6 — 7). В этом случае будет также достигнуто необходимое усилие запрессовки Qy.

Количество повторных запрессовок возрастает с увеличением разноконусности, так как при этом возрастает протяженность и глубина пластической деформации. Поэтому целесообразно задавать минимальную величину разноконусности, при которой обеспечивается станочная обработка конического отверстия, При этом зона пластической деформации не будет превышать 30 — 40 длины контакта и предлагаемый способ может быть реализован после двух-трех повторных запрессовок, Формула изобретения

Способ соединения ступицы гребного винта и вала, выполненных с разноконусными посадочными поверхностями, посредством напрессовки ступицы на вал до заданного усилия или заданного перемещения ступицы вдоль оси вала, о т л и ч а ющ и и с. я тем, что, с целью повышения надежности соединения, после возникновения пластических деформаций при напрессовке производят частичную расспрессовку, а затем вновь производят напрессовку ступицы на вал.

1601028

Фиг. 1 е бинта

Перемещение Винта

Риг.2

Фиг.3

Составитель А.Петрушин

Техред М.Моргентал Корректор Л.Патай

Редактор С.Пекарь

Заказ 3242 Тираж 361 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ соединения ступицы гребного винта и вала Способ соединения ступицы гребного винта и вала Способ соединения ступицы гребного винта и вала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для замены гребного винта или его съемных лопастей в открытом море

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу соединения гребного винта с гребным валом

Изобретение относится к судостроению, в частности к узлам соединения судовых валопроводов

Изобретение относится к судовому оборудованию, в частности, к судовым движителям - гребным винтам

Изобретение относится к судоремонту

Изобретение относится к судостроению, конкретно к конструкции судовых валопроводов

Изобретение относится к судостроению и судоремонту, в частности к способам монтажа судовых валопроводов, содержащих шлицевые или зубчатые разъединительные муфты

Изобретение относится к судостроению, в частности к узлам соединения облицовки с гребным валом

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к судостроению ,в частности, к упоровоспринимающим устройствам судовых движителей, и может использоваться в любых других механизмах для передачи больших упоров при повышенной частоте вращения вала

Изобретение относится к механосборочному производству, в частности к устройствам для разработки соединений деталей типа вал-втулка

Изобретение относится к механосборочному производству, в частности к способам сборки втулочно-роликовых цепей

Изобретение относится к механосборочному производству, в частности к способам соединения деталей (Д) с натягом

Изобретение относится к механосборочному производству, в частности к способам соединения деталей /Д/ из материалов с различной твердостью

Изобретение относится к механосборочному производству, в частности к способу сборки прессовых соединений деталей с коническими поверхностями

Изобретение относится к машиностроению, в частности к бесшпоночной передаче крутящего момента в соединениях вала с охватывающей деталью, и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для герметизации отверстий в металлических базовых конструкциях

Изобретение относится к технологическому оборудованию для разборки прессовых соединений типа вал-втулка

Изобретение относится к механосборочному производству, в частности к способам сборки узлов, содержащих прецизионные подшипники /П/

Изобретение относится к сборке деталей с гарантированным натягом и может быть использовано в машиностроении и на металлообрабатывающих предприятиях народного хозяйства
Наверх