Система автоматического переключения передач транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к системам автоматического переключения передач в коробках. Цель изобретения - повышение надежности . Система, содержащая датчик 1 скорости , задающее устройство 5, 35 37 О IT аналого-дискретный преобразователь 2 с двумя выходами 8 и 9, шаговый гидрораспределитель 10 с полостями 12 и 13 управления , снабжена двумя плунжерами 16 и 17 и клапаном 22 управления с двумя полостями 29 и 30, соединенными через элементы 33 и 34 ИЛИ с гидрораспределителем 10. Выходы 8 и 9 аналого-дискретного преобразователя 2 посредством клапана 22 управления имеют возможность попеременного соединения с торцовыми полостями 18 и 19 плунжеров 16 и 17. Каждый плунжер выполнен в виде двухпозиционного восьмилинейного золотника, посредством которого выходы аналого-дискретного преобразователя 2 соединяются с торцовыми полостями 12 и 13 шагового гидрораспределителя 10 с помощью гидролиний 14 и 15 При движении транспортного средства, в случае необСЛ С О 4 Сл Ю Ы it 25 Фиг

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг.1

7 (21) 4684409/11 (22) 27.04,89 (46) 23.04.91; Бюл, М 15 (71) Могилевский машиностроительный институт (72) С. А. Рынкевич и Е. В. Кузнецов (53) 629.113(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 634980, кл. В 60 К 41/06, 1978. (54) СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕKilO×ÅHÈß ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортной технике, в частности к системам автоматического переключения передач в коробках, Цель изобретения — повышение надежности, Система, содержащая датчик 1 скорости, задающее устройство 5, „,. Ж„„1643213 А1 аналого-дискретный преобразователь 2 с двумя выходами 8 и 9, шаговый гидрораспределитель 10 с полостями 12 и 13 управления. снабжена двумя плунжерами 16 и 17 и клапаном 22 управления с двумя полостями 29 и 30, соединенными через элементы

ЗЗ и 34 ИЛИ с гидрораспределителем 10.

Выходы 8 и 9 аналого-дискретного преобразователя 2 посредством клапана 22 управления имеют воэможность попеременного соединения с торцовыми полостями 18 и 19 плунжеров 16 и 17. Каждый плунжер выполнен в виде двухпоэиционного восьмилинейного золотника, посредством которого выходы аналого-дискретного преобразователя 2 соединяются с торцовыми полостями

12 и 13 шагового гидрораспределителя 10 с помощью гидролиний 14 и 15. При движении транспортного средства, в случае необ1643213

30

45 ходимости переключения передач, золотник 3 аналого-дискретного преобразователя 2 смещается в сторону.,соединяя выход 8 или 9 с напорной линией 7, которая посредством клапана 22 управления. подключается к торцовой полости одного из плунжеров.

Плунжер перемещается вверх, соединяя выход аналого-дискретного преобразователя с соответствующей торцовой полостью шагового гидрораспределителя, Последний смеИзобретение относится к транспортной технике, в частности к системам автоматического управления переключением передач, Цель изобретения — повышение надеж ности.

На фиг, 1 представлена схема системы автоматического переключения передач транспортного средства; на фиг. 2 — положения плунжеров при разгоне транспортного средства; на фиг. 3 — тоже, после включения передачи.

Система автоматического переключения передач (фиг. 1) состоит из центробежного датчика 1 скорости, аналого-дискретного преобразователя 2, золотник 3 которого одним торцом кинематически связан с датчиком 1 скорости, а другим торцом соединен посредством пружины 4 с задающим устройством 5, выполненным в гвиде рычага, связанного с педалью 6 акселератора, Датчик 1,скорости, аналого-дискретный преобразователь 2 и задающее устройство 5 формируют информационный сигнал о необходимости переключения передачи, который в виде постоянного. уровня давления от источника

7 питания поступает на один из выходов 8 или 9 аналого-дискретного преобразователя 2. Исполнительный механизм системы представлен в виде шагового гидрораспределителя 10, управляющего фрикционными муфтами коробки 11 передач, Гидрораспределитель 10 имеет полости 12 и 13 управления, которые посредством гидролиний 14 и

15 соответственно связаны с подпружиненными плунжерами 16 и 17, каждый из которых выполнен в виде восьмилинейного золотника. Полости 18 и 19 управления плунжерами посредством гидролиний 20 и

21 сообщены с клапаном 22 управления, а через него гидролиниями 23 и 24 соответственно с выходами 8 и 9 аналого-дискретного преобразователя 2. В среднем положении золотника 3 аналого-дискретного преобращается на один шаг, автоматически переключая передачу. После этого нагрузка на двигатель изменяется, золотник 3 аналогодискретного преобразователя 2 воэвращается в среднее положение. Плунжер возвращается в нижнюю позицию, а клапан управления перемещается в другую крайнюю позицию, в результате чего система готова к отработке нового сигнала управления. 3 ил. зователя 2 выходы 8 и 9 соединены со сливными линиями 25 и 26. Выходы 8 и 9 также сообщены посредством гидролиний 27 и 28 с плунжерами 17 и 16 соответственно, Клапан 22 имеет полости 29 и 30 управления, каждая иэ которых посредством гидролинии

31 или 32, логического элемента ИЛИ 33 либо 34 соединена с линиями гидрораспределителя 10. Положение гидрораспределителя, соответствующее включенной передаче, фиксируется фиксатором 35. В фиксированном положении гидрорасп ределитель 10 соединяет один из фрикционов с напорной линией 36, а остальные — со сливом 37 или 38.

Система автоматического переключения передач транспортного средства работает следующим образом.

При движении транспортного средства датчик 1 скорости (фиг. 1) вырабатывает информационный сигнал в виде перемещения золотника 3 аналого-дискретного преобразователя 2, пропорциональный угловой скорости в выходного вала двигателя либо

25 турбинного колеса гидротрансформатора (в, зависимости от типа трансмиссии). Задающее устройство 5 определяет степень загрузки двигателя у, являющейся второй информационной переменной. При таком сочетании этих информационных сигналов когда золотник 3 находится в равновесии около своего среднего положения, транспортное средство работает в оптимальной зоне.

35 Рассмотрим работу системы при переключении на высшую передачу.

При снижении нагрузки на двигатель либо при разгоне происходит увеличение угловой скорости в. В результате золотник

3 аналого-дискретного преобразователя 2 перемещается влево и соединяет напорную линию 7 с выходом 8, который посредством гидролинии 23, клапана 22, канала 20 сообщен с торцовой полостью 18 плунжера 17, Последний перемещается в верхнюю пози1643213

55 цию (фиг. 2). При этом плунжер 16 остается в нижней позиции, поскольку его торцовая полость 19 гидролиниями 21, 24 и 9 сообщена со сливом 26. В результате такого сочетания положений плунжеров выход .8 аналого-дискретного преобразователя посредством гидролинии 27, через плунжеры

17 и 16, гидролинию 14 соединяется с полостью 12 управления гидрораспределителем

10. Противоположная полость 13 гидрораспределителя 10 при этом гидролинией 15 через плунжеры 17 и 16, гидролинию 28 и выход 9 сообщена со сливом 26.

Золотник гидрораспределителя 10 переместится влево на один шаг, при котором

его поясок упрется в тело плунжера 17, а положение зафиксируется фиксатором 35.

В результате напорная линия 36 соединится с соответствующей фрикцианной муфтой коробки передач, которая включает высшую передачу, После включения высшей передачи нагрузка на двигатель увеличивается, угловая скорость выходного вала уменьшается, в результате чего под действием усилия пружины 4 золотник 3 аналого-дискретнога преобразователя 2 возвращается в среднюю позицию, соответствующую оптимальной загрузке двигателя, Кроме того, напорная линия 36 подключается через элемент ЗЗ ИЛИ и гидралинию

31 к полости 29 клапана 22 управления, полость 30 которого при этом посредством гидролинии 32, элемент 34 ИЛИ связана со сливом 37 или 38. В результате золотник клапана 22 перемещается в крайнюю правую позицию, что соответствует новому сочетанию положений плунжеров 16 и 17 па отношению к проточкам и пояскам гидрораспределителя 10 (фиг. 3). Торцовая полость 18 плунжера 17 гидролиниями 20 и 24 (фиг. 1) сообщается со сливом 26, при этом под действием пружины плунжер 17 возвращается в нижнюю позицию.

Система готова к отработке нового сигнала управления. Если продолжается разгон транспортного средства. то после перемещения золотника 3 аналого-дискретного преобразователя 2 влево напорная линия 7 через выход 8, гидролинию 23, клапан

22, находящийся в крайней правой позиции, и гидролинию 21 подключается к полости 19 плунжера 16, который перемещается в верхнюю позицию (фиг. 3). Далее процесс работы шагового распределителя протекает аналогично описанному.

При увеличении нагрузки на двигатель, когда возникает необходимость в переключении на низшую передачу, золотник 3 аналого-дискретного преобразователя 2 смещается вправо, в результате чего напор5

40 ная линия 7 подключается к выходу 9, а выход 8 при этом сообщен са сливными линиями 25. В зависимости о положения клапана 22 управления выход 9 соединяется с торцовой полостью одного иэ ппунжерав 16 или 17, и после перемещения вверх одного из них выход 9 через гидролинии 28 и 15 связывается с полостью 13 шагового распределителя tO, который включает низшую передачу.

Формула изобретения

Система автоматического переключения передач транспортного средства, содержащая установленный на валу двигателя датчик скорости, кинематически связанный с одним торцом золотника аналого-дискретнога преобразователя, имеющего два выхода, задающее устройства, кинематически связанное через рычаг и пружину с другим торцом упомянутого золотника, шагавый гидрораспределитель с проточками и с торцовыми полостями управления, источник давления, гидравлически соединенный через аналого-дискретный преобразователь и гидрораспределитель с фрикцианными муфтами коробки передач, гидролинии и слив, отличающаяся тем, чта, с целью повышения надежности, ана снабжена двуMR двухпозицианными плунжерами с торцовыми полостями управления и с восьмилинейными подпружиненными золотниками, выполненными с возможностью взаимодействия с проточками гидрараспределителя, двумя элементами ИЛИ и двухпозицианным клапаном управления с двумя торцовыми полостями, каждая иэ которых соединена гидралиниями через соответствующий элемент ИЛИ с гидрораспределителем, причем в первой позиции клапана управления первый выход аналого-дискретного преобразователя связан гидралинией через клапан управления с торцовой полостью первого плунжера, второй выход аналого-дискретнага преобразователя — с торцовой полостью второго плунжера, во второй позиции клапана управления первый выход аналого-дискретного преобразователя связан гидролинией через клапан управления с торцовой полостью второго плунжера, второй ега выход — с торцовой полостью первого плунжера, при зтам первая и вторая линии каждого плунжера соединены между собой и связаны гидралинией с соответствующим выходом аналагодискретнога преобразователя, третья и четвертая линия каждого плунжера соединены между собой и связаны гидролинией с соответствующей торцовой полостью гид1643213 рораспределителя, пятая линия первого плунжера соединена с шестой линией второго, шестая линия первого — с пятой линией второго, при этом седьмая линия первого плунжера соединена с восьмой линией второго плунжера, а восьмая линия первого плунжера — с седьмой линией второго, причем во второй позиции первого плунжера и в первой позиции второго плунжера третья линия первого плунжера соединена с его пятой линией и через шестую линию второго плунжера — с его второй линией, при этом вторая линия первого плун5 жера соединена с его седьмой линией и через восьмую линию второго плунжера — с его четвертой линией, причем в первой позиции обоих плунжеров упомянутые линии заперты.

Система автоматического переключения передач транспортного средства Система автоматического переключения передач транспортного средства Система автоматического переключения передач транспортного средства Система автоматического переключения передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тракторному машиностроению, в частности к механизмам управления тракторов

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам управления трансмиссией и двигателем транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам автомати ческого управления трансмиссией транспортного средства

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам автоматического управления ступенчатой трансмиссией транспортного средства

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к устройствам автоматического управления ступенчатой трансмиссией транспортного средства Цель изобретения -улучшение качества переходных процессов при автомагическом переключении передач

Изобретение относится к автомобильному и строительно-дорожному машиностроению и может быть использовано на транспортных средствах, снабженных двигателем внутреннего сгорания и оборудованных гидромеханическими передачами

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх