Лепестковый газовый подшипник

 

Изобретение о, носится к машиностроению и может быть использовано в опорах турбоагрегатов Цель изобретения увели чение долговечности путем регулирования жесткое и подшипника Лепестковой - выи лодшипнич содержит корпусе KOHCOALS закрепленными в нем упругими лепесткам-. поворотно подвижную втулку на опорнь, элементах Во втулке выполнены прорези в которые установлены упругие лепест Угловое положение упомянутой втулки ро гулируется магнитным реле За счет этою изменяется угловое положение упругих лепестков В режиме пуска эстэнова обеспечивается минимальная жесткость подшипника а в номинальном режиме жесткость /ввинчивается Таким образом регу лировка углового положения лепестка уменьшает его износ и увеличивает долю вечность подшипника 2 з п ф лы 2 и-1

союз советских сОциллис тине ских

РЕСПУБЛИК

s F 16 С 17/02

ГОсудАРстВеж ыи кОмите T (lo изОБРетениям и ОткРытиям пРи гкнт сссР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4489260(27 (22) 03.10.88 (46) 15.06.91. Вюп. tÔ 22 (71) Институт машиноведения Уральского отделения АН СССР и Челябинский политехнический институт им. Ленинского комсомола (72) В.Х.Резник и В.В.Смирнов (53) 62 1.822.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 800525, кл. F 25 В 11! 00, 1981.

{54) ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОВЫЙ ПОДШИПНИК (57) Изобретение а:.носится к машиностроению и может быть использовано в опорах турбаагрегатав. Цель изобретения - увеличение долговечности путем регулирования

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах турбаа грега та в.

Цель изобретения — увеличение долговечности путем регулирования жесткости подшипника.

На фиг.1 схематически представлен лег(естковый газовый подшипник, общий вид; на фиг.2 — то же, поперечный разрез.

Лепестковый газовый подшипник содержит корпус 1. консольно закрепленные в нем упругие лепестки 2, поворотно-подвижную втулку 3, расположенную концентрично корпусу 1. Во втулке 3 выполнены прорези 4 для упругих лепестков 2. Втулка

3 установлена на опорных элементах 5, которые могут быть выполнены в виде шарикоподшипников. Средство для поворота втулки 3 может быть выполнено в виде магнитного реле 6, (l9) ())) 1 656209 А 1 жесткости подшипника, ЛРпестковый;.-".;:: вый подшипник содержит корпус - кансальн;: закрепленными в нем упругими лепесткам.". паваратна подвижную втулку на Опарнь))2 элементах. ВО втулке выполнены прорез., в которые установлены упругие лепестк: .. у-ловое полажение упомянутой втулки регулируется магнитным реле. За счет этого изменяется угловое положение упругих лепестков. В режиме пуска — астанава обеспечивается минимальная 2кесткасть подшипника, а в номинальном режиме жесткость увеличивается. Таким образам, регу лировка углового положения лепестка уменьшает ега износ и увеличивает долговечность подшипника. 2 э,п ф-лы. 2 и,"

Лепестковый газо-.-ый подо)ипн «(раба)тает следующим образом.

При неподвижном вале лепестк;; 2 кан тактируют с ега поверхностью и ь ежду собой Во время запуска устрайсгва да достижения вращающимся валом скорости всплытия (рабочего режима,, а также гр.1 останове имеет место сухое трение рабочих поверхностей лепестков и вала. Надех;ность и долговечность подшипника определяется его работой в режиме сухого трения

Таким образом, в режимах пуска — останава необходимо обеспечить минимальную жес ткость подшипника, при которой силы гидродинамического давления. генерируемого в смазочном слое, смогут при меньшей скорости вращения вала (скорости всплытия— останова) разделить поверхности вала и лепестков и обеспечить тем самым переход от сухого трения к гидродинамическому.

Уменьшение жесткости подшипника в Ое1656209 жимах пуска ocTBHGBB дОстига8тся умен- шением длины лепестков 2 в активной soHB, расположенной между поверхностями вала на поворотно-подвижной втулке 3, путем

Вращения втулки 3 против часОВОЙ стрелки 5 с помощью средства ее поворота — магнитного реле б, в пределах необходимого угла поворота, В рабочем режиме для уменьшения амплитуды колебаний вала в подшипнике, вы- 15 званных дисбалансом или внешними возмущениями, жесткость подшипника необходимо увеличить, Это достигается увеличением длины лепестков 2 (фиг,2) в активной зоне подшипника поворотом втулки 3 по 15 часовой стрелке с помощью магнитно о реле 5 в пределах необходимого угла поворз та.

Таким образом, предлагаемая конс рукция подшипника скольжения позволяет 20 регулировать жесткость подшипника пy18N( изменения длины рабочего участка лепест ка в моменты пуска, останова и рабочег0 режима, что обеспечивает улучшение усг овий образования смазочного слоя В ре- 25 жимах пуска — останова вала и переход от сухого трения к гидродинами {ескому уменьшение износа лепестков и вала и. с;:довательно, увеличение долговечнос и Г{{-,дшипника. ! {Ри УМЕНЬШЕНИИ ДЛИНЫ Л"- Г{ес! КЗ В раэа жЕСтКОСтЬ ПОдШИПНИКа уМеньШ{ае,г я 6

2 раза. Гаким образом, небог,: {08 y:, ..".:üшение длины лепестка В р" áî÷åé зоне подши{1ника приводит к значительнОму уменьшению 8ГО жесткости, нормальны-. кэсательных сил взаимодействия Вала с леп-. стками, что необходимо В режимах пуска останова Вала. В простейши моделях изн»са скорость износа прямо пропорциональна давлени{о на контактах, следовательно. ПГ:, уменьшении длины лепестка даже В указа ном диапазоне износостойкость подшипн,кэ пОВышдется В 2 раза.

Формула изобретения

1. П{епестковый ГазОВый ПОдшипник. с . держащий корпус. и консоль 0 закрепле нь 8 в нем упругие Гепестки,:= n и ч а к, щ I и с я тем. чГО, с целью увел;"чения д»

ГОВечности путем регулирования жесткос:и подц{ипника, OH снабжен концентрично расположеннои B корпусе поворотно-подвижной

Втулкой со средс",Вами ее Г{оворота, Опира{0. щейся HB корпус Г!Осредс тазом размещен н =, У ЕЕ ТОРЦОВ ОПОРHЫX З l8Ì89òOB И ВЫПСЛ

НВННОЙ С ПродОЛВНЫМИ раВНОМЕрНО раСПО л О ж 8 н н ь м и Г! О 0 I{ р у ж { 0 с т и и РО р 8 з я м и дf1 размещения В них у»ovrи1х ле пестKoB.

2 Гсдшиг{ник Г{0 и 1 о л и ч а ю щ и йр Те{ чт0 ОПОOH {8 зле{{ВH{bf ВыпоГ{НВНH в Вид.:: сцарикоподшипников.

Поди{!пни{, по П.1, 0 r л и ч а ю:ц и с я, ВM. чт0 средстВО rioBOpoTB подвижнО:. aВB0р тной втулки Выполнено В Виде ма!.{ {{ THOf0 Реге

1656209

Составитель И. Яковлев

Техред M,Mîðãåíòàë Корректор А. Осауленко

Редактор С. Лисина

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 2039 Тираж 434 Подписное

Г

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Лепестковый газовый подшипник Лепестковый газовый подшипник Лепестковый газовый подшипник 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в регулируемых опорах скольжения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения

Изобретение относится к прокатному производству и наиболее эффективно может быть использовано в нажимных устройствах листовых прокатных станов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения для судовых электрических машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опоре скольжения, и может быть использовано в узлах трения, где необходима автокомпенсация износа, особенно в малогабаритных опорах с повышенной частотой вращения

Изобретение относится к судостроению, в частности к действующим подшипникам, и предназначено для использования на судах, преимущественно на ледоколах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателестроении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах турбин различного назначения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в скоростных высоконагруженных устройствах, центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высокоскоростных высоконагруженных устройствах: центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов, эксплуатирующихся в условиях высоких радиальных нагрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях быстроходных компрессоров, газовых и паровых турбин насосов и других роторных машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорных подшипниках скольжения с разрезной конструкцией вкладыша для турбореагентов тепловых электростанций

Изобретение относится к области механики и может быть использовано в турбоагрегатах тепловых электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в прокатных станах
Наверх