Дорожная конструкция

 

Изобретение относится к дорожному строительству и предназначено для строительства автомобильных дорог с гидроизолирующими слоями из полимерных пленочных материалов на участках, относящихся к 3-му типу местности по условиям увлажнения. Цель изобретения - повышение надежности конструкции за счет улучшения водно-теплового режима при одновременном повышении сдвигоустойчивости слоев. Дорожная конструкция включает основание с гидроизолирующим слоем из полимерного пленочного материала 1, имеющего углубления для размещения противосдвиго вых элементов, состоящих из канавки 2 и валика 3, которые наполнены смесью 4 из дренирующих материалов и измельченных древесных отходов в соотношении по объему соответственно 1:(0,8-1,2), причем противосдвиговые элементы выполнены в виде протяженных валиков с прямолинейными участками под откосами и зигзагообразными участками под проезжей частью дороги. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. 1 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)э Е 01 С 3/06

ГОСУДАРСТВЕ I+I@A КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ—

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4759340/33 (22) 20;11.89 (46) 07.09.91. Бюл. М 33 (71). Архангельский лесотехнический институт им. B.Â.Êóéáûøåâà (72) А.M.Êóëèæíèêîâ и А.M.Ñàæèíîâ (53) 625.7/8 (088.8) (56) Авторское. свидетельство СССР

М 1476029, кл. Е 01 С 3/06, 1986. (54) ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ (57) Изобретение относится к дорожному строительству и предназначено для строительства автомобильных дорог с гидроизолирующими слоями из полимерных пленочных материалов на участках, относящихся к 3-му типу местности по условиям увлажнения. Цель изобретения — повыше„„ Щ„„16754б6 А1 ние надежности конструкции эа счет улучшения водно-теплового режима при одновременном повышении сдвигоустойчивости слоев. Дорожная конструкция включает основание.с.гидроизолирующим слоем из полимерного пленочного материала 1, имеющего углубления для размещения противосдвиго вых элементов, состоящих из канавки 2 и валика 9, которые наполнены смесью 4 иэ дренирующих материалов и измельченных древесных отходов в соотношении по объему соответственно 1:(0,8-1,2), причем противосдвиговые элементы выполнены в виде протяженных валиков с прямолинейными участками под откосами и зигзагообразными участками под.,проезжей частью дороги. .1 э.п. ф-лы, 3 ил. 1 табл.

1675466

50

Изобретение относится к дорожному строительству и предназначено для строительства автомобильных дорог с гидроизолирующими слоями из полимерных пленочных материалов на участках, относящихся к 3-му типу местности по условиям увлажнения.

Цель изобретения — повышение надежности конструкции за счет улучшения водно-теплового режима при одновременном повышении сдвигоустойчивости слоев.

На фиг.1 представлена дорожная конструкция, поперечный разрез; 4а фиг.2 — разрез A A на фиг 1; на фиг 3 гидроизолирующий слой по противосдвиговому элементу, поперечный разрез.

Гидроизолирующий слой состоит из пленочного полимерного материала 1,,противосдвигового элемента, состоящего из канавки 2 и валика 3, которые наполнены смесью 4 иэ дренирующих материалов и измельченных древесных отходов в соотношении по объему соответственно 1;(0,8-1,2), ниже гидроиэолирующего слоя находятся грунты земляного полотна, служащие ему основанием 5, а выше — вышеле>кащие слои грунта земляного полотна 6, Пленочный полимерный материал выполнен из полиэтиленовой пленки, дренирующий материал — из мелкозернистого или среднезернистого песка с коэффициентом фильтрации не менее 0,5 м/сут, измельченные древесные отходы — из отходов производства технологической щепы, древесной коры или древесных стружек с коэффициентом фильтрации не менее 20 м/сут. Канавки выполнены в плане зигзагообразной формы, под полосой движения — в виде неполных треугольников с двумя сторонами, причем высота такого треугольника h равна его основанию а, составляющему половину ширины проезжей части.

Сначала подготавливают основание 5 путем планировки и тщательного уплотнения его поверхности. Основанию придают поперечный уклон 30 Д. Затем согласно фиг. 2 — 3 на основании нарезают канавки 2 полукруглого сечения глубиной 20-25 см и шириной по верху 40 — 50 см при помощи экскаватора-дреноукладчика ЭТЦ-206. Канавки выполняют в плане зигзагообразной формы, под полосой движения — в виде неполных треугольников с двумя сторонами, причем высота такого треугольника h равна его основанию а, составляющему гюповину ширины проезжей части. Вдоль по поверхности основания раскатывают полотнища полиэтиленовой пленки 1 с размещением ее по периметру канавок. Края полотнищ смазывают синтетическим клеем или горячим вязким битумом, полотнища склеивают. К объекту строительства доставляют смесь песка кварцевого речного мелкого с коэффициентом фильтрации 2 и/сут с измельченной древесной корой с коэффициентом фильтрации 20 м/сут. Смесь получают путем предварительного перемешивания перечисленных материалов в отвале бульдозером в соотношении по объему соответственно 1:(0,8-1,2). Экскаваторомдреноукладчиком ЭТЦ-206 смесь дренлрующего материала с измельченными древесными отходами укладывают в канавки поверх. пленки. Количество смеси берут с учетом образования валика 3 выше гидроизолирующего слоя на 25-30 см с учетом дальнейшего уплотнения. После чего отсыпают бульдозером по способу "ат себя" грунт вышепе>кащих слоев земляного полотна 6 толщиной не менее 0,3 мм. Вышележащий спой уплотняют катками на пневматических шинах с удельным.давлением 0,5 — 0,6 МПа, В предложенной конструкции глубина канавки 20-25 см выбрана исходя из условия, что при меньшей ее величине сдвигоустойчивость существенно не изменяется и наряду с этим возникают трудности механизации процесса нарезки канавок на поверхности основания. При увеличении глубины нарезки канавок более 25 см сдвигоустойчивость существенно не увеличивается и требуется дополнительное количество смеси доенирующего материала и измельченных древесных отходов.

Изображенная на фиг.1 зигзагообразная форма противосдвиговых элементов в плане принята исходя из направления распространения сдвигающих напряжений, возникак, цих под воздействием подвижной нагрузки. При этом учтено направлениедвижения автомобилей по полосам движения, Под полосой движения противосдвиговые элементы выпгпнены в виде неполных треугольников с двумя сторонами, причем вь:сота такого треугольника равна era основанию, составляющему половину ширины проезжей части, Размеры неполного треугольника выбраны исходя из условия, что при высоте меньше основания потребу- ется большое количество противосдвиговых элементов и в таком виде они соответствуют зпюре распространения продольных и поперечных сдвигающих напряжений;, при высоте больше основания существенно увеличивается путь отвода воды и замедляется осушение грунта, распопоженнога выше гидроиэолирующего слоя.

Смесь дренирующих материалов с измельченными древесными отходами приня1675468 тицы предварительно могут быть обработаны, например, масляными антисептиками.

Изобретение позволяет повысить сдвигоустойчивость грунта по поверхности пленки, ускорить осушение грунта, расположенного выше. гидроизолирующего. слоя, и тем самым увеличить надежность и улучшить работоспособность дорожной конструкции„снизить материалоемкость дорожной одежды и утилизировать древесные

ОТХОДЫ, Примечание. 1. Сдвигающие напряжения по поверхности пленки определены по результатам испытаний на сдвигоустойчивость по ГОСТ 12248-78. 2. Минимальный коэффициент, .фильтрации смеси определен расчетом при минимальных коэффициентах фильтрации дре нирующего материала 2 м/сут, измельченных древесных отходов 20 м/сут, та в соотношении по обьему соответственно

1. (0,8...1,2), Иижняя граница н смеси содержания измельченных древесных отходов принята по обьему 0,8 исходя из того, что при дан- 5 ном количестве обеспечивается достаточная сдвигоустойчивость смеси, равная 0,055

МПа, и коэффициент фильтрации высок(10 м/сут); снижение содержания измельченныхдревесныхотходов (меньше0,8) приво- 10 дит к уменьшению коэффициента фильтрации и снижению сдвигоустойчивости,грунта по поверхности пленки, то есть к уменьшению эффективности ее работы.

Верхняя граница содержания измельчен- 15 ных древесных отходов в смеси принята по обьему 1,2 исходя из того, что при данном количестве обеспечивается достаточная сдвигоустойчивость смеси, равная 0,060

МПа, и высокий коэффициент фильтрации 20 (11 8 м/сут): увеличение содержания измельченных древесн ых отходов {больше 1,2) хотя и приводит к дальнейшему увеличению коэффициента фильтрации, однако резко уменьшает сдвигоустойчивость грунта по 25 поверхности пленки из-за невозможности полного заполнения межчастичного пространства между древесными частицами дренирующим материалом.

Влажность измельченных древесных 30 отходов в гидроизолирующем слое в течение-года не будет ниже 90 по массе, что предотвращает гниение древесных частичек. В случае возможного нарушения влажностного режима древесных отходов, когда 35 может произойти гниение, древесные часФоомула изобретения

Дорожная конструкция, вкл|очающая основание с гидро золирующим слоем из полимерного пленочного материала, имею-. щего у лубления для размее,ения противосдвиговых элементов, зачеденных в верхний слой дорожной конструкции, о т л ич а ю ц а я с я тем, что, с целью повышения надежности конструкции за счет улучшения водно-теплового режима при одновременном повышении сдвигоустойчивости слоев, противосдвиговь е элементы выполнены из смеси дренирующих материалов с измельченны|лл древесными отходами и в ьиде протяженных валиков с прямолинейными участками под откосными частями дороги и зигзагообразными участками под проезжей частью с последовательным размещением одноименных вершин по направлению движения.

2, Конструкция по п.1, 0 - л и ч à ю щ а яс я тем, что соотношение по обьему в смеси дренирующих материалов и измельченных древесных отходов составляет 1:(0,8 — 1,2).

1675466

Составитель О.Голубкина

Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор Т.Палий

Редактор С.Кулакова

Заказ 2983 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5,Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Дорожная конструкция Дорожная конструкция Дорожная конструкция Дорожная конструкция 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству и может найти применение при возведении земляных сооружений в сложных грунтово-гидрологических условиях

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при возведении земляного полотна автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты

Изобретение относится к строительству дорожных одежд автомобильных дорог и аэродромов

Изобретение относится к строительству автомобильных и железных дорог и может быть использовано для строительства городских транспортных магистралей и взлетно-посадочных полос аэродромов

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при устройстве теплоизолирующих слоев дорожных одежд

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при возведении земляного полотна дорог на слабом основании

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для строительства автодорог с гидроизолирующими слоями на участках 3-его типа местности по условиям влажности

Изобретение относится к способам укрепления грунтового основания и позволяет повысить эффективность

Изобретение относится к получению теплоизоляционного покрытия

Изобретение относится к строительству и может найти применение при сооружении дорог и вдольтрассовых проездов на сооружении магистральных трубопроводов

Изобретение относится к дорожному или эквивалентному покрытию, и, в частности, к покрытию, которое пригодно для использования в арктических регионах

Изобретение относится к способам борьбы с наледями, а именно к способам борьбы с наледеобразованием на транспортных сооружениях, например на автомобильных и железных дорогах, возводимых в малоснежных районах распространения вечной мерзлоты

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве и реконструкции насыпей линейных сооружений на слабых при протаивании вечномерзлых грунтах, в частности для обеспечения стабильности оснований насыпей на марях

Изобретение относится к ледотехнике и может использоваться при создании ледяной переправы для транспортировки грузов

Изобретение относится к технике безопасности обслуживания аэропортовых сооружений аэродрома, в частности взлетно-посадочной полосы в период их зимнего эксплуатационного содержания

Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог, а именно к конструкциям сооружений для поверхностного дорожного водоотвода

Изобретение относится к строительству дорог, в частности к строительству временных технологических дорог при прокладке магистральных и промысловых трубопроводов на слабых грунтах

Изобретение относится к области строительства дорог, в частности строительства автомобильных лесовозных дорог на грунтах с низкой несущей способностью из грунтовых блоков
Наверх