Зубчатая передача

 

Изобретение относится к машиностроению , позволяет снизить виброакустическую активность скоростных зубчатых передач технологического оборудования. Зубчатая передача выполнена в виде зацепляющихся одновенцового и двухвенцового зубчатых колес, венцы которых соединяются со ступицами упругоподатливыми дисками с и f, места соединений которых с венцами размещены за пределами рабочей ширины зубьев, выполненных в виде,торцевых консолей.о стороны торцов двухвенцового колеса и в полостях зубчатых колес размещены демпфирующий виброгасящий материал . Между венцами двухвенцового зубчатого колеса расположен идентичный третий венец из антифрикционного демпфирующего материала, имеющий увеличенную толщину зубьев. При работе зубчатой передачи за счет повышенной податливости зубьев обеспечивается пониженная жесткость зацепления, что в сочетании с демпфированием возникающих колебаний размещенными с торцов кольцевыми прокладками обеспечивает эффективное снижение виброактивности передачи. 3 з.п.ф-лы, 4 ил. СП с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

SUi» 1698551 Al (ю1)ю F 16 Н 55/14

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

IMMSR

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ llkTEHTII,"- 1

Б 4БЛ 4а! L f- . A

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4757961/28 (22) 09.11,89 (46) 15.12,91. Бюл.%46 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) B.Ë,Áàñèíþê (53) 621.833 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 776157, кл. F 16 Н 55/14, 1978, зубьев, образующую выступ на обратной рабочей стороне зуба для исключения при ра(54)ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА . (57) Изобретение относится к машиностроению, позволяет снизить виброакустическую активность скоростных зубчатых передач. . технологического оборудования. Зубчатая передача выполнена в виде зацепляющихся одновенцового и двухвенцового зубчатых колес, венцы которых соединяются со ступицами упругоподатливыми дисками с и f, Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в быстроходных легконагруженных зубчатых передачах технологического оборудования.

Цель изобретения — снижение виброактивности и шума за счет повышения податливосги и демпфирования в зубчатом зацеплении.

На фиг.1 показана зубчатая передача; на фиг.2 — зуб двухвенцового зубчатого колеса; на фиг.3, 4 — сечения металлических частей шестерен.

Зубчатая передача состоит иэ эацепля- . ющихся зубчатых колес 1 и 2, одно из которых состоит из двух венцов а, соединенных со ступицей Ь упругоподатливыми дисками с, второе имеет один венец 4, соединенный со ступицей е упругоподатливым диском f.

Для повышения радиальной податлйвости места соединений которых с венцами размещены за пределами рабочей ширины зубьев, выполненных в виде, торцевых консолей, со стороны торцов двухвенцового колеса и в полостях зубчатых колес размещены демпфирующий виброгасящий материал. Между венцами двухвенцового зубчатого колеса расположен идентичный третий венец из антифрикционного демпфирующего материала, имеющий увеличенную толщину зубьев. При работе зубчатой передачи за счет повышенной податливости зубьев обеспечивается пониженная жесткость зацепления, что в сочетании с демпфированием возникающих колебаний размещенными с торцов кольцевыми прокладками обеспечивает эффективное снижение виброактивности передачи. 3 з,п.ф-лы, 4 ил, ступица выполнена с П-образным выступом, обращенным к оси зубчатого колеса. Толщина диска Ь+- выполнена меньшей ширины зазора Л, а плоскости торцов диска f размещены внутри торцевых плоскостей, образующих зазор А. Полость, образованная

П-образным сечением, заполнена демпфирующим материалом 5. Расстояние между выступами превышает 1олщину b* диска f.

Полость 4 под зубьями двухвенцового зубчатого кблеса и зазор между внутренними торцами Л заполнен демпфирующим материалом 5, имеющим в зазоре зубчатый профиль, совпадающий по модулю, числу зубьев и расположению с модулем, числом зубьев и расположением зубьев двухвенцового зубчатого колеса, но имеющий на величину бокового зазора большую толщину

1698551 боте соударения обратных рабочим металлических поверхностей зубьев.

Места сопряжения g упругоподатливых дисков с с зубчатыми венцами а смещены по ширине за пределы плоскостей торцов венца d а впадины зубьев, размещенные над местами сопряжений g, заполнены демпфирующим материалом 6, выходящим на головки и торцы зубьев и образующим там замкнутые кольцевые элемента (фиг.2), что позволяет демпфировать колебания зубьев, и виброизолировать зону взаимодействия зубьев от окружающей среды. Для создания высокоподатливых консольных в осевом направлении зубьев вне зоны сопряжения зубчатых венцов с упругоподатливыми дисками их внутренний диаметр выводят непосредственно на зубья, т.е. выполняют в интервале между диаметрами окружности впадин и окружности нижних точек активного профиля соответствующих зубьев.

Размещенный в зазоре между торцами двухвенцового зубчатого колеса зубчатый профиль выполняют из антифрикционного, обладаюшего смазывающими свойствами, материала, что позволяет улучшить смаэываемость взаимодействующих поверхностей и обеспечить за счет этого лучшие виброакустические характеристики зубчатой передачи, При работе зубчатой передачи высокая податливость зубьев, выполненных в виде осевых консолей и взаимодействующих с сопрягаемыми зубьями только на участках этих осевых консолей, обеспечивает резкое снижение динамических нагрузок, связанных с влиянием погрешностей изготовления. Колебания зубьев эффективно гасятся демпферами 5, 6, обеспечивающими также блокировку излучения звуковых волн из зоны взаимодействия в окружающую среду, Демпферы 3, 5, расположены в полостях зубчатых колес 1, 2, обеспечивает также гашение радиальных колебаний.

Большая по толщине зубьев демпфирующая вставка 5 между торцами зубьев двухвеицового колеса также способствует эффективному гашению осевых и.окружных колебаний зубчатых венцов и исключает соударения обратных рабочим эвольвентных поверхностей, а выполнение ее из антифрикциоиного смазывающего материала способствует высокому ресурсу работоспособности этой вставки и благодаря выделению смазывающих материалов в зону взаимодействия рабочих поверхностей демпфирующие элементы иэ виброгасяще10 ro материала, зубья диска выполнены с концевыми по длине участками, образующими

20 консолями зубьев дисков первого колеса при зацеплении колес.

25 2,Передачапоп,1,отличающаяся

35 тем, что демпфирующий элемент на втором колесе выполнен в виде размещенного меж40

55 зубьев повышению демпфирования колебаний.

Формула изобретения

1. Зубчатая передача, содержащая два зацепляющихся зубчатых колеса, первое из которых выполнено в виде диска с зубьями на периферии, и закрепленные на колесах упругие консоли на торцах диска, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью снижения виброактивности и шума, второе колесо выполнено в аиде двух соосных дисков, симметрично размещенных относительно диска первого класса, с зубьями на периферии, а последние выполнены с образованными к диску первого колеса концевыми по длине участками, образующими упругие консоли на соответствующих торцах дисков для взаимодействия с соответствующими тем, что демпфирующий элемент на втором колесе выполнен в виде двух охватывающих соответствующие диски колец с размещенными во впадинах зубьев дисков внутренними выступами по форме впадин с шириной колец, ограниченной шириной соответствующего диска и с толщиной, большей или равной глубине впадин зубьев диска.

3. Передача по п.1, отличающаяся ду двумя дисками соосно третьего диска с наружным диаметром, равным диаметру впадин зубьев первых двух дисков и с зубьями на периферии, соответствующими зубьям первых двух дисков и размещенными по длине между взаимообращениыми торцами их консолей, а толщина зубьев третьего диска выбрана из соотношения

Б1,2 — Зз «2+ Ь где Зз — толщина зубьев третьего диска;

S>,г — толщина зубьев первых двух дисков;

f — боковой зазор в зацеплении колес.

4. Передача по п.3, отличающаяся тем, что виброгасящий материал третьего диска — антифрикциониый со смаэывающими свойствами.

1698551

1698551

Составитель B.Áocèíàê

Редактор M.Öèòêèíà Техред M.Моргентал Корректор Н.Ревская

Заказ 4380 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , к самоустанавливающимся зубчатым колесам

Изобретение относится к машиностроению , к виброактивным зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , к виброактивным зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , точнее к зубчатым передачам с пониженной виброактивностью

Изобретение относится к машиностроению , в частности к полиграфической промышленности , и предназначено для осуществления малошумных зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам с полимерными колесами

Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам с пониженным шумом

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , в частности к губчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах преимущественно с цилиндрическими, коническими зубчатыми колесами, выполненными из металла, неметаллических материалов (пластмассы, полимеры) их сочетания (армирование), в металлополимерных зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных зубчатых передачах разнообразных машин

Изобретение относится к области часовой промышленности и направлено на создание подвижной детали, предназначенной для введения в контакт с другим подвижным или неподвижным элементом, которая обладает определенной упругостью в ее центре, что обеспечивает ее смещение без изменения межцентрового расстояния

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяговых передачах локомотивов и редукторах общего машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и касается конструкции составного зубчатого колеса привода машин

Изобретение относится к области часовой промышленности и направлено на создание подвижной детали, предназначенной для введения в контакт с другим подвижным или неподвижным элементом, которая обладает определенной упругостью в ее центре, что обеспечивает ее смещение без изменения межцентрового расстояния

Изобретение относится к амортизатору колеса, в частности к амортизатору колеса мотоцикла

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано в приводах вращательного движения
Наверх