Дейдвудное устройство

 

Изобретение относится к судостроению , в частности к конструкциям дейдвудных устройств. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности дейдвудного устройства. Дейдвудное устройство содержит яблоко 1 ахтерштевня 2, подшипник 3 качения с твердой смазкой, бесконтактное щелевое кормовое дейдвудное уплотнение 6. Между подшипником 3 и уплотнением 6 последовательно размещены камеры 15, 17 и 18 сбора проточек. В яблоке 1 выполнены каналы 8 и 9, сообщающие камеры 15, 17 и 18 с подведенным к яблоку 1 трубопроводом 24, отводящим протечки в колодец, откуда они откачиваются за борт насосом. 2 ил.

COIO3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 B 63 Н 23/36

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4788600/11 (22) 05.02.90 (46) 15.05.92. Бюл. М 18 (71) Центральное конструкторское бюро

"Ленинская кузница" (72) B. В. Филимонов (53) 629.12.037(088,8) (56) Яценко В. С. Эксплуатация судовых валопроводов. М,; Транспорт, 1968, с. 53, рис.

32. (54) ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкциям дейдвуд„„5U„„1733326 А1 ных устройств. Цель изобретения — повышение надежности и долговечности дейдвудного устройства, Дейдвудное устройство содержит яблоко 1 ахтерштевня 2, подшипник 3 качения с твердой смазкой, бесконтактное щелевое кормовое дейдвудное уплотнение 6. Между подшипником 3 и уплотнением 6 последовательно размещены камеры 15, 17 и 18 сбора проточек, В яблоке 1 выполнены каналы 8 и 9, сообщающие камеры 15, 17 и 18 с подведенным к яблоку 1 трубопроводом 24, отводящим протечки в колодец, откуда они откачиваются за борт насосом. 2 ил.

1 У,Т7 1

1733326

10

20

30

40

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции дейдвудных устройств, Известно дейдвудное устройство. включающее дейдвудную трубу, дейдвудные подшипники скольжения, вмонтированные в трубу, и сальниковое уплотнение в носовой части дейдвудной трубы, Но указанное устройство имеет подшипники скольжения, коэффициент трения которых 0,01 — 0,02, в то время как подшипники качения имеют коэффициент трения равный 0.002 — 0,003. т.е. в рассмотренном дейдвудном устройстве относительно велики потери мощности на трение.

Известны подшипники качения с твердой смазкой, в которых слой антифрикционного материала жестко связан с сепаратором, заполняет все свободное пространство между кольцами и одновременно служит уплотнением. Таким подшипникам не страшны влага, пыль, грязь. высокие и низкие температуры, пары кислот и щелочей.

Но в этом случае предъявляются повышенные требования к кормовому дейдвудному уплотнению. так как при его выходе из строя необходимо дорогостоящее докование судна для замены уплотнения. Это ограничивает применение подшипников на средних и крупных судах из-за недостаточной надежности кормового дейдвудного уплотнения, Наиболее близким к предлагаемому является дейдвудное устройство. содержащее яблоко ахтерштевня. подшипник качения, кормовое дейдвудное уплотнение.

Однако кормовое дейдвудное уплотнение указанного устройства, являясь контактным и имея относительно недолговечные резиновые уплотнения, относительно быстро изнашивается, а поэтому необходима относительно частая его замена, требующая дорогостоящего докования судна, Цель изобретения — повышение надежности и долговечности дейдвудного устройства.

Указанная цель достигается тем, что кормовое дейдвудное уплотнение снабжено цилиндрическим элементом, запрессованным с кормовой стороны в яблоко ахтерштевня, причем цилиндрический элемент выполнен с поперечными стенками, взаимодействующими с закрепленной на гребном валу втулкой и образующими замкнутые втулкой, цилиндрическим элементом и крышкой полости, при этом в яблоке ахтерштевня выполнены каналы с возможностью их сообщения с упомянутыми полостями и дренажной системой судна.

На фиг, 1 показана кормовая часть судна с дейдвудным устройством; на фиг, 2— узел! на фиг, 1.

Дейдвудное устройство содержит яблоко 1 ахтерштевня 2, подшипник 3 качения с твердой смазкой. установленный в отверстии 4 яблока 1, крышку 5 кормового дейдвудного щелевого (бесконтактного) уплотнения 6 с кольцевыми канавками. Щелевое уплотнение 6 может быть выполнено также с гладкой щелью или с плавающим кольцом. Между подшипником 3 и крышкой

5 в отверстие 4 яблока 1 запрессована втулка 7, выполненная из стойкой против морской воды пластмассы, имеющей противообрастающие добавки. В нижней части яблоки 1 выполнены каналы 8 и 9, в которые запрессованы соответственно трубки 10 и

11, выполненные из той же пластмассы, что и втулка 7, Отверстие 4 обрабатывается после запрессовки трубок 10 и 11, торцы которых обрабатываются заодно с поверхностью отверстия 4, что обеспечивает их герметичное прилегание к запрессовываемой втулке 7. Трубки 10 и 11 и втулка

7 могут быть выполнены из бронзы. Напротив верхних торцов трубок 10 и 11 во втулке

7 выполнены отверстия 12 и 13. Между крышкой 5 и торцовой стенкой 14 втулки 7 размещена камера 15 сбора протечек, сообщающаяся с трубкой 10 (каналом 8) через отверстие 12 в стенке втулки 7, Между торцовой стенкой 14 и второй торцовой стенкой

16 втулки 7 размещена вторая камера 17 сбора протечек, сообщающаяся с трубкой

11 (каналом 9) через отверстие 13 в стенке втулки 7, Между торцовой стенкой 16 втулки

7 и подшипником 3 размещена третья камера 18, сообщающаяся с выходящей в эту камеру трубкой 1", (каналом 9), Нижнее кольцо подшипника 3 качения прижато к бурту 19 гребного вала 20 втулкой

21, выполненной из стойкого к морской воде материала, например из бронзы, и снабженной коническим гребнем 22. Цилиндрические поверхности втулки 21 и гребня 22 совместно с цилиндрическими поверхностями соответственно торцовых стенок 14 и

16 образуют, имея относительно друг друга малый зазор, щелевые (бесконтактные) уплотнения гребного вала, Втулка 21, защищающая гребной вал 20 от забортной морской воды и фиксирующая подшипник 3, крепится на валу путем напрессовки или с помощью элементов, не показанных на чертежах. Крышка 5 кормового щелевого уплотнения герметично устанавливается на кормовой торец яблока 1 с помощью резьбовых элементов. Ахтерштевень 2 выполнен сварным и имеет под яблоком 1 полость 23, 1733326

20

30

55 в которую выходят концы трубок 10 и 11, Один конец трубопровода 24, обработанный под внешнюю поверхность яблока 1, размещен в полости 23, охватывает концы трубок 10 и 11 и прилегает к яблоку 1 и к стенке полости 23, что обеспечивает неподвижность этого конца. Другой конец трубопровода 24 входит в колодец 25, выполненный в цементном балласте 26, размещенном в кормовом отсеке 27 судна 28.

Трубопровод 24 неподвижно закреплен на корпусе судна 28 (не показано) и выполнен из той же стойкой к морской воде и противообрастающей пластмассы, что и втулка 7.

B колодец 25 подведен всасывающий трубопровод 29 от насоса (не показано) удаляющего протечки 30 за борт. Питание электродвигателя насоса осуществляется от судовой электростанции. В колодец 25 подведен также всасывающий трубопровод 31 от резервного насоса для удаления протечек, получающего питание от компактных, не требующих частого периодического обслуживания, аккумуляторных батарей.

Кроме того, в колодец 25 подведен всасывающий трубопровод (не показано) судовой системы осушения. На стенке колодца 25 установлены датчик 32 уровня, включающий насос для удаления протечек за борт, получающий питание от судовой электросети, датчик 33 уровня, расположенный несколько выше датчика 32 и включающий насос для удаления протечек, получающий питание от аккумуляторов, Несколько выше датчика 33 установлен датчик, включающий насос судовой системы осушения, Для маловероятного случая отсутствия на судне всех видов электропитания в крышке 5 кормового дейдвудного уплотнения установлено пневмоуплотнение в виде толстостенного полого кольца 34, не контактирующего при отсутствии в нем сжатого воздуха с втулкой 21, выполненного из стойкой к морской воде резины и соединенного со стойким к морской воде трубопроводом

35 со штуцером 36, ввернутым в яблоко 1. сообщающимся с каналом 37 для подвода сжатого воздуха и герметично контактирующим со стенкой втулки 7. Кольцо 34 фиксируется на крышке 5 кольцевой планкой 38 с торообразной канавкой. Планка 38 имеет прорезь в месте подсоединения трубопровода 35 к кольцу 34, Трубопровод 35 выполнен в виде спирали, охватывающей гребной вал 20, для возможности соединения его со штуцером 36 при отведенной от яблока 1 крышке 5, когда этот трубопровод соединен с кольцом 34 или наоборотдля возможности соединения трубопровода 35 c кольцом 34 при присоединенном его другом конце к штуцеру 36. Трубопровод 35 работает как пружина. а крышка 5 имеет значительные перемещения при его присоединенных концах, при этом в крышке 5 выполняется канал, сообщающийся с каналом 37.

Дейдвудное устройство работает следующим образом.

Забортная вода через щелевое уплотнение 6 протекает в камеру 15 сбора протечек, проходит через отверстие 12 в стенке втулки

7 и далее по каналу 8 (трубке 10) яблока 1, по трубопроводу 24 поступает в колодец 25.

Уровень воды в колодце 25 постепенно поднимается, при достижении уровнем некоторого значения срабатывает датчик 32 уровня и включается НВсос (не показано), удаляющий протечки за борт и получающий питание от судовой электросети. При обесточивании судовой электросети автоматически включается электронасос для откачки протечек, получающий питание от аккумуляторов. При выходе из строя обоих насосов для удаления протечек на время их ремонта опорожнение колодца 25 производится насосом судовой системы осушения. При отсутствии питания и от судовой электросети и от аккумуляторов подают сжатый воздух в пневмоуплотнение 34, например, открывая клапан на относительно малом баллоне со сжатым воздухом (не показано), предназна ченным лишь для этой цели и соединенным трубопроводом (не показано) с каналом 37 в яблоке 1, Расход забортной воды через щелевое уплотнение 6, зависящий от площади сечения щели, ее длины, перепада давления, коэффициента гидравлического сопротивления и от других величин, равен расходу воды из камеры 15 сбора протечек через отверстие 12 при уровне воды в камере 15, не доходящем при любых возможных условиях до втулки 21. Это достигается благодаря тому, что площадь отверстия 12 во много раз больше площади щели, хотя перепад давления в щели больше, чем перепад давлений до и после отверстия 12, Незначительное количество воды, проникающее в камеру 17 сбора протечек из-за попадания брызг, вызванных вращением вала 20 с втулкой 21, на щелевое уплотнение между втулкой 21 и торцовой стенкой 14, вытекает через отверстие 13. через канал 9 (трубку 11) в трубопровод 24. Попадание забортной воды в камеру 18, сообщающуюся через канал

9 (трубку 11) с трубопроводом 24, практически исключено.

Формула изобретения

Дейдвудное устройство, содержащее подшипник качения и кормовое дейдвудное уплотнение, смонтированное в яблоке ах1733326

N фУГ f

45

Составитель А. Ф и 1 MMOH 0 8

Техред М.Моргентал Корректор Т,Ваш

Редактор Ю.Середа

Заказ 1632 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101 терштевня, причем уплотнение включает в себя втулку, закрепленную на гребном валу, и крышку, закрепленную на яблоке ахтерштевня, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что. с целью повышения. надежности и долговечности. кормовое дейдвудное уплотнение снабжено цилиндрическим элементом, запрессованным с кормовой стороны в яблоко ахтерштевня, причем цилиндрический элемент выполнен с поперечными стенками, взаимодействующими с упомянутой втулкой и образующими совместно с втулкой и крыш5 кой замкнутые полости, при этом в яблоке ахтерштевня выполнены каналы с возможностью их сообщения с упомянутыми полостями и дренажной системой судна.

Дейдвудное устройство Дейдвудное устройство Дейдвудное устройство Дейдвудное устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения , в частности, к конструированию дейдвудных устройств

Изобретение относится к области судостроения , в частности к уплотнениям гребных валов

Изобретение относится к судостроению , в частности к судовым дейдвудным устройствам

Изобретение относится к судостроению , в частности к подруливающим устройствам транспортных доков, и может быть использовано для автоматического регулирования противодавления рабочей жидкости забортной воде в уплотнениях дейдвудных подшипников при погружении и всплытии дока

Изобретение относится к судостроению, в частности к дейдвудным устройствам судов с системами охлаждения и смазки дейдвудных подшипников забортной водой

Изобретение относится к судостроению, в частности к дейдвудным уплотнителям.Цель изобретения - повышение надежности и долговечности носового дейдвудного уплотнения

Изобретение относится к судостроению, в частности к опорам гребного вала

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к системе подачи смазочного средства в кормовое уплотнение гребного вала при изменяющейся осадке судна, применительно к задней системе уплотнения гребного вала судна, содержащей со стороны забортной воды, по меньшей мере, одно обращенное наружу уплотнительное кольцо, а со стороны смазочного средства, по меньшей мере, одно обращенное внутрь уплотнительное кольцо, причем в каждом случае между двумя соседними уплотнительными кольцами выполнена кольцевая камера, из которых, по меньшей мере, одна с помощью подводящего трубопровода сообщена с источником газовой среды, предпочтительно сжатого воздуха, а отводным каналом - с внутренней частью судна, при этом в подводящем трубопроводе установлен орган регулирования давления среды в кольцевой камере ниже давления забортной воды и давления смазочного средства, а в отводном канале установлен управляемый запорный орган, предпочтительно, электромагнитный клапан периодического действия, причем пространство со смазочным средством сообщено подающим трубопроводом, по меньшей мере, с одним расположенным по высоте резервуаром для смазочного средства

Изобретение относится к судостроению и касается предохранительного устройства в системах уплотнения гребных валов судов

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу установки и закрепления дейдвудных труб на судах

Изобретение относится к судовому машиностроению, в частности к дейдвудным подшипникам в валопроводах судов

Изобретение относится к судостроению, в частности к дейдвудной трубе (1), предназначенной для охватывания гребного вала (2), проходящего между гребным винтом и приводным двигателем

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к конструкции направляющих неметаллических подшипников, обеспечивающих работу вращающихся валов, например роторов циркуляционных насосов атомных станций, и способу их установки

Изобретение относится к области судостроения и машиностроения, в частности, к сепараторам для роликовых неметаллических подшипников, обеспечивающих работу вращающихся вертикальных и горизонтальных валов насосов и гребных валов судов, смазывающихся водой

Изобретение относится к судостроению, а более конкретно к судовым подшипникам гребных валов пропульсивных систем валопроводов

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при изготовлении гребных устройств для крупнотоннажных морских судов
Наверх