Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссияхтранспортныхсредств, преимущественно в легковых автомобилях. Цель изобретения - повышение топливной экономичности транспортных средств путем улучшения процессов переключения пе

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з В 60 К 41/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4660808/11 (22) 10.03.89 (46) 30.05.92. Бюл. Q 20 (71) Московский автомобильный завод им.

И.А.Лихачева (53) Ю.И.Уткин (53) 629.113-585,2 (088.8) (56) Патент ClllA N 2786339, кл, 74-759, 1957.

„„Я2 „, l 736785 А1 (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств. преимущественно в легковых автомобилях.

Цель изобретения — повышение топливной экономичности трайспортных средств путем улучшения процессов переключения пе1736785

10

25

40 редач и блокировки гидротрансформатора;

Гидромеханическая трансмиссия содержит гидротрансформатор 1, планетарную коробку передач с двумя планетарными рядами, звенья которых связаны с ведущим 2 и ведомыми 9 валами с фрикционными сцеплениями 3, 4, 12 и 31, с ленточными тормозами

13 — 15 и с муфтами 11 и 30 свободного хода.

Управление муфтами и тормозами осуществляется гидравлической системой управления, которая совместно с муфтами 11 и 30 свободного хода позволяет получить следуИзобретение относится к машиностроению и может. быть использовано в трансмиссиях транспортных средств, преимущественно в легковых автомобилях.

Цель изобретения — повышение тепловой экономичности транспортных средств путем улучшения процессов переключения передач и блокировки гидротрансформатора.

На чертеже показана кинематическая схема трансмиссии и система ее управле.ния.

Гидромеханическая трансмиссия содержит гидротрансформатор 1, планетарную коробку передач, включающую в себя входной вал 2, который соединен с ведущими дисками 3 и 4 фрикционных сцеплений, Ведомые диски сцепления 3 связаны с солнечной шестерней 5 первого планетарного ряда, водило 6 которого соединено с коронной шестерней 7 второго планетарного ряда, водило которого связано с коронной шестерней 8 первого планетарного ряда и выходным валом 9. Солнечная шестерня 10

BTopDI планетарного ряда связана с ведущим элементом муфты 11 свободного хода и ведущими дисками 12 сцепления, ведомые диски которого и ведомый элемент муф- ты 11 свободного хода связаны с барабаном ленточного тормоза 13. Солнечная шестерня 5 сообщена ленточнымтормо зом 14, а водило 6 первого планетарного ряда — ленточным тормозом 15 заднего хо. да. Трансмиссия управляется гидравлической системой, в состав которой входят источник подачи жидкости под давлением— насос 16, редукционный клапан 17. клапан

18 подпитки гидротрансформатора, многопозиционный клапан 19 ручного управления, три двухпозиционных клапана 20 — 22. автоматического переключения передач переднего хода, датчик нагрузки двигателя— ющие режимы работы трансмиссии: 0 — автоматическое переключение с первой по четвертую передачу, при этом третья передача прямая без блокировки гидротрансформатора, .а четвертая — с. блокировкой; режим "1" — включение только первой передачи с возможностью торможения двигателем; режим "2" — автоматическое переключение первой и второй передач с возможностью торможения двигателем, режим R — включение передачи заднего хода

1 ил., 1 табл. дроссельный клапан 23, .связанный с педалью управления двигателем, датчик скорости вращения выходного вала 9 — клапан

24 центробежного давления, аккумуляторы

25 и 26, обеспечивающие плавное включение сцеплений 3 и 4, для синхронизации переключений служит клапан. 27., Принудительные переключения ограничиваются по скорости клапаном 28. Для быстрого опорожнения сцепления 4 при принудительных переключениях служит сливной клапан 29, Для улучшения процесса переключения с первой передачи на вторую гидромеханическая трансмиссия снабжена дополнительной муфтой 30 свободного хода, которая блокируется дополнительной фрикционной муфтой 31 при положениях клапана 19 ручного управления в положениях "2" и "1", Для обеспечения торможения двигателем устройство снабжено клапаном 32. Кроме того, гидравлическая схема управления содержит дополнительный клапан 33, который осуществляет блокировки гидротрансформатора, Гидромеханическая трансмиссия работает следующим образом.

При установке клапана 19 в положение

"D" жидкость, создаваемая насосом 16, получает в дроссельный клапан 23, в клапан

24 центробежного давления, через клапаны

22 и 20 автоматического переключения и синхронизирующий клапан 27 в полость управления сцеплением 3, которое соединяет солнечную шестерню 5 с входным валом 2 и, поскольку реактивный момент воспринимается тормозом 13, через муфту 11 свободного хода на солнечной шестерне 10, то происходит включение первой передачи.

При этом на клапан 21 автоматического переключения передач "1-2" воздействует сигнал от дроссельного клапана 23 и клапан 24 центробежного давления. При определенном соотношении центробежного давления и дроссельного давления происходит пере-

1736785.6 управления сцеплением 3 со сливом. Вклю-: чаемое сцепление 4 через муфту 30 свободного хода соединяет входной вал коробки 10

20

Формула изобретения

Гидромеханическая трансмиссия транс5 портного средства, содержащая гидротрансформатор, планетарную коробку передач, расположенную в картере и включающую в себя входной вал, который связан с ведущими дисками двух фрикционных муфт, ведомые диски одной из них соединены с солнечной шестерней первого планетарного ряда, водило которого соединено с коронной шестерней второго планетарного ряда, а коронная шестерня — с водилом второго планетарного ряда и выходным валом, при этом солнечная шестерня второго планетарного ряда соединена с ведомым элементом муфты свободного хода и ведомыми дисками третьей фрикцион ной муфты, три ленточных тормоза и гидравлическую систему, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения топливной экономичности, она снабжена дополнительной фрикционной.муфтой и муфтой свободного хода. а гидротрансформатор снабжен блокировочной муфтой, при этом ведомые элементы дополнительной муфты свободного хода соединены с водилом первого планетарного ряда, а ведущие элементы соединены с ведомыми элементами дополнительной фрикционной муфты, ведущие элементы которой соединены с входным валом, 30

35 ется со сливом, что позволяет осуществить 40 блокировку давлением жидкости, находящейся в гидротрансформаторе.

При установке клапана 19 в положение

"2" автоматическое переключение происходит в пределах первой и второй передачи, 4Ь при этом клапаны 20 и 22 автоматического переключения блокируются, кроме того, давление жидкости поступает к сцеплениям

12 и 31, которые блокируют соответственно50 ключение клапана 21. В результате этого жидкость, подаваемая насосом 16, поступает через сливной клапан 29 к одной из управляющих полостей синхронизирующего клапана 27 и в полость управления сцеплением 4, при этом синхронизирующий клапан 27, перемещаясь, соединяет полость передач с коронной шестерней 7 второго планетарного ряда, так как солнечная шестерня 10 заторможена муфтой 11 свободного хода, происходит включение второй понижающей передачи. При дальнейшем увеличении скорости вращения выходного вала 9 происходит дальнейшее увеличение центробежного давления, вследствие чего при определенной скорости переключается клапан 22 автоматического переключения передач "2-3", при этом жидкость от насоса

16 продолжает подаваться в полость сцепления 4, но и воздействует также на вторую управляющую полость синхронизирующего клапана 27, который соединяет питающую магистраль с сцеплением 3, что вызывает блокировку шестерен переднего планетарного ряда, происходит включение третьей, прямой передачи. При высших скоростях происходит переключение клапана 20 автоматического переключения передач "3-4", в результате которого сцепление 3 соединяется со сливом, а тормоз 14 соединяется с источником давления жидкости. Одновременно жидкость через постоянный дроссель, что обеспечивает задержку во времени, поступает к управляющей полости клапана 33 блокировки гидротрансформатора, полость управления которого соединямуфты 11 и 30 свободного хода, что позволяет в данном диапазоне осуществлять торможение двигателем.

При установке клапана 19 в положение

"1" происходит блокировка и клапана 21, кроме того, давление жидкости воздействует также на управляющую полость сливного клапана 29, который соединяет полость сцепления 4 со сливом, тем самым делая невозможным включение какой-либо передачи, кроме первой.

При установке клапана 19 в положение

"R" жидкость, подаваемая насосом 16; поступает к тормозу 15 заднего хода, и через клапан "ИЛИ", синхронизирующий клапан

27 — к сцеплению 3, которое соединяет солнечную шестерню 5 с входным валом 2. Солнечная шестерня 5, обкатывая сателлиты планетарного ряда вокруг неподвижного водила 6, приводит в движение коронную шестерню 8. Таким образом происходит включение заднего хода.

В таблице приведены сочетания включаемых муфт и тормозов.

1736785

Составитель А.Барыков

Техред М.Моргентал Корректор O,Öèïëå

Редактор Э.Слиган

Производственно-издательский комбинат "Патент", r..Óælîðîä, ул.Гагарина, 101

Заказ 1859 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Рэушская наб., 4/5

Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гидромеханическим коробкам передач (ГМКП) транспортных средств, содержащих гидравлически управляемые фрикционные муфты

Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к системам автоматического управления переключением передач в трансмиссии

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к устройствам для управления коробкой передач и дизельным двигателем транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, э именно к системам автоматического управления гидромеханической трансмиссией

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам гидравлического управления муфтой блокировки гидротрансформатора и сцеплением коробки передач

Изобретение относится к системам командного управления синхронизированными коробками передач

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано для управления трансмиссиями транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам управления трансмиссией самоходных машин

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано для дистанционного управления многоступенчатой трансмиссией

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх