Устройство управления многоступенчатой трансмиссией

 

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано для дистанционного управления многоступенчатой трансмиссией. Цель изобретения - повышение надежности переключения ступеней . Устройство содержит крановый распределитель 5, который кинематически связан с поворотным звеном 14 шагового привода 6 и обеспечивает переключение ступеней в трансмисси 1 по сигналу командного блока 7.Точность позиционирования звена 14 обеспечивается фиксатором, выполненным в виде гидроцилиндра 23, штоковая полость которого подключена к напорным магистралям гидроцилиндров 8, 9 шагового привода 6 через клапан ИЛИ 21 Наконечник штока 28 под действием пружины 29 входит в межроликовое пространство звена 14 и при подаче сигнала на включение гидроцилиндров 8, 9 выводится из него Согласование срабатывания гидроцилиндров обеспечивается через постоянные дроссели 24,25 и обратные клапаны 26, 27 2зп ф-лы, 1 ил СЛ С О Со ю ю ь VI J J

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (505 B 60 К 41/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4756935/11 (22) 09.11,89 (46) 07.10,91. Бюл. ¹ 37 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) Л.Г.Красневский, В.И.Кочергин, T.В.Каменка, В.Н.Стукачев и В,Н.Шаколин (53) 629.113-585.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1544597, кл. В 60 К 41/06, 1987. (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ ТРАНСМИССИЕЙ (57) Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано для дистанционного управления многоступенчатой трансмиссией. Цель изобретения повышение надежности переключения ступеней. Устройство содержит крановый рас6

„SU„„1682217 А1 пределитель 5, который кинематически связан с поворотным звеном 14 шагового привода 6 и обеспечивает переключение ступеней в трансмисси 1 по сигналу командного блока 7. Точность позиционирования звена 14 обеспечивается фиксатором, выполненным в виде гидроцилиндра 23, штоковая полость которого подключена к напорным магистралям гидроцилиндров 8, 9 шагового привода 6 через клапан ИЛИ 21.

Наконечник штока 28 под действием пружины 29 входит в межроликовое пространство звена 14 и при подаче сигнала на включение гидроцилиндров 8, 9 выводится из него, Согласование срабатывания гидроцилиндров обеспечивается через постоянные дроссели

24, 25 и обратные клапаны 26, 27. 2 з,п, ф-лы, 1 ил.

1682217

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано для дистанционного управления многоступенчатыми трансмиссиями преимущественно транспортных средств большой мощности и грузоподъемности.

Цель изобретения — повышение надежности работы устройства.

На чертеже представлена гидравлическая схема устройства управления в исходном состоянии перед переключением передач в трансмиссии.

Многоступенчатая трансмиссия 1 содержит гидроцилиндры 2 управления фрикционными муфтами и тормозами (no числу указанных элементов) для включения различных ступеней зубчатого редуктора (не показаны). Для соединения гидроцилиндров 2 с напорной гидролинией 3 источника

4 давления рабочей жидкости со сливом служит многопозиционный крановый распределитель 5 известной конструкции, число угловых положений (позиций) которого равно числу ступеней трансмиссии плюс нейтрал ь.

Шаговый механизм управления трансмиссией содержит шаговый привод 6, устанавливаемый непосредственно на трансмиссии, и электрогидравлический командный блок 7.

Шаговый привод 6 содержит два расположенные вертикально гидроцилиндра 8 и 9 с поршнями 10 и 11, на штоках 12 и 13 которых закреплены собачки храпового механизма, и поворотное звено 14, установленное соосно крановому распределителю

5 и кинематически связанное с ним.

Командный блок 7 содержит два установленных на трансмиссии электромагнитных двухпозиционных трехлинейных клапана 15 и 16 включения гидроцилиндров

8 и 9. Первые линии клапанов 15 и 16 сообщены с напорной гидролинией 3 источника

4, вторые — со сливом, а третьи — гидролиниями 17 и 18 с напорными полостями гидроцилиндров 8 и 9 шагового привода 6, Напорная полость каждого из гидроцилиндров 8 и 9 сообщена соответственно гидролиниями 19 и 20 со штоковой полостью другого гидроцилиндра, Между собой напорные полости сообщены через шариковый клапан ИЛИ 21, который гидролинией

22 сообщен со штоковой полостью гидроцилиндра фиксатора 23, а за клапаном ИЛИ установлены последовательно постоянные дроссели 24 и 25 и параллельно обратные клапаны 26 и 27, Шток 28 фиксатора 23 подпружинен пружиной 29, а его противоположный (выходной) конец имеет наконеч5

40 ник, который входит в межроликовое пространство поворотного звена 14.

Блок 7 содержит также устройство 30 формирования команд на пошаговое перемещение выходного звена 14. Формирование указанных команд в виде электрических сигналов может осуществляться любым известным путем, например с помощью электроконтактов. В предлагаемом устройстве используются управляемые рычагом 31 контакты 32 и 33, связанные с обмотками электромагнитных клапанов 15 и 16 через электрические цепи 34 и 35. Питание электрического контура осуществляется от источника 36, Устройство работает следующим образом, При отсутствии давления рабочей жидкости в напорных полостях гидроцилиндров

8 и 9 шаговый привод 6 находится в положении (фиг. 1) и шток 28 фиксатора 23 под действием пружины 29 входит своим наконечником в межроликовое пространство поворотного звена 14 до соприкосновения с двумя смежными роликами. Усилие пружины 29 выбирается из расчета преодоления сопротивления (механического трения, гидравлического прижима золотника распределителя 5 и др.) при угловом перемещении звена 14, а угол при вершине конуса штока

28 может быть весьма малым, чем облегчается компенсация погрешности позиционирования звена 14.

Для переключения с одной ступени трансмиссии 1 на соседнюю вверх или вниз оператор переводит рычаг 31 устройства 30 формирования команд против или по часовой стрелке (по схеме) и удерживает его некоторое время в этом положении. При этом через включенные контакты 32 и 33 питание от источника 36 подается на обмотку одного из электромагнитных клапанов 15 и 16 и последний переходит во вторую позицию, в которой давление рабочей жидкости от источника 4 подается через гидролинии

17 или 18 в напорные полости гидроцилиндров 8 и 9, Одновременно через клапан ИЛИ

21 и магистраль 22 давление подается в штоковую полость фиксатора 23 и, сжимая пружину 29, выводит наконечник штока 28 из межроликового пространства звена 14, давая последнему возможность углового перемещения, которое осуществляется путем взаимодействия собачек храпового механизма на штоках 12 и 13 гидроцилиндров 8 и 9 с роликами звена 14.

При этом клапан ИЛИ 21 блокирует одновременное включение гидроцилиндров 8 и 9. Вследствие разницы в длине гидравлических магистралей к фиксатору 23 и гидро1682217

20

30

40

55 цилиндрам 8 и 9 и, соответственно, различной величине сопротивлений отвод штока

28 фиксатора 23 должен осуществляться раньше перемещения вниз штоков 12 и 13 гидроцилиндров 8 и 9. Указанную разницу гидравлических сопротивлений можно увеличить, установив в гидролиниях 17 и 18 после клапана ИЛИ 21 дополнительные дроссели 24 и 25, В этом случае для обеспечения быстрого возврата гидроцилиндров 8 и 9 в исходное положение при сообщении напорных гидролиний 17 и 18 со сливом служат обратные клапаны 26 и 27.

Указанный способ соответствует первому этапу переключения ступени, который можно назвать предварительным. Ппи этом вследствие различных кинематических погрешностей в приводе, наличия сопротивлений, в крановом распределителе, разброса усилий пружин и так далее может возникнуть погрешность в угловом перемещении звена 14. Если величина данной погрешно-. сти выйдет за пределы допустимых значений, может существенно повыситься сопротивление в гидромагистралях гидроцилиндров 2 трансмиссии 1 за счет сужения проходных сечений, а также может произойти передача ложной информации оператору о включенной ступени. Последний фактор имеет первостепенное значение при автоматизации управления трансмиссией на базе микропроцессорной техники. Для более точной установки кранового распределителя 5 на втором этапе служит фиксатор 23. При отпускании рычага 31 в исходное положение после подачи команды на переключение ступени и отработки гидроцилиндров 8 и 9 вновь обеспечивается обмотка клапанов 15 и 16 и они переходят в первую (исходную) позицию, в которой гидролинии 17, 18 и 22 сообщаются со сливом, давление в штоковой полости фиксатора 23 исчезает и под действием усилия пружины

29 шток 28 своим наконечником (например, коническим) входит в межроликовое пространство. Допустим, ось штока 28 не совпадает с биссектрисой угла между осями двух смежных роликов, т.е, имеется некоторая погрешность в угловом позиционировании звена 14. В этом случае профилированная поверхность скользит по цилиндрической поверхности одного из роликов и под действием тангенциальной к указанной цилиндрической поверхности ролика составляющей усилия на штоке 28 звено 14 (и, соответственно, крановый распределитель 5) занимает требуемое точное угловое положение, определяемое координатами ролика.

Усилие пружины фиксатора должно быть значительным и может намного превышать величину, необходимую для проворачивания кранового распределителя, что устраняет противоречие, присущее подпружиненным шариковым фиксаторам. с одной стороны они не должны препятствовать повороту выходного звена привода при переводе его в следующую позицию, т,е. должны быть достаточно мягкими, а с другой обеспечивать точность позиционирования путем доводки выходного звена в требуемое положение, т,е. должно быть достаточно жесткими для создания необходимого усилия.

Формула изобретения

1, Устройство управления многоступенчатой трансмиссией, содержащее шаговый привод, включающий два гидроцилиндра, поворотное звено с равномерно расположенными по окружности роликами, которое кинематически связано с многопозиционным крановым распределителем, соединяющим гидроцилиндры управления фрикционами с источником рабочей жидкости, фиксатор в виде гидроцилиндра с подпружин ен н ы м штоком, два двухпозиционных трехлинейных электромагнитных клапана для управления гидроцилиндрами шагового привода и устройство управления электромагнитными клапанами в виде переключателя, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы устройства, оно снабжено клапаном

ИЛИ, при этом штоковая полость гидроцилиндра фиксатора через упомянутый клапан подключена к напорным магистралям гидроцилиндров шагового привода, а пружинная полость сообщена со сливом.

2. Устройство по п,1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью согласования времени срабатывания гидроцилиндров, в напорных магистралях гидроцилиндров шагового привода после клапана ИЛИ последовательно установлены постоянные дроссели.

3. Устройство по пп.1 и 2, о т л и ч а ю ще е с я тем. что параллельно упомянутым постоянным дросселям установлены обратные клапаны, входы которых сообщены с выходами клапана ИЛИ, а выходы — с напорными полостями гидроцилиндров шагового привода.

Устройство управления многоступенчатой трансмиссией Устройство управления многоступенчатой трансмиссией Устройство управления многоступенчатой трансмиссией 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам управления фрикционными муфтами гидромеханической трансмиссии (ГМТ)

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к диапазонным гидропередачам транспортных средств

Изобретение относится к тракторному и сельскохозяйственному машиностроению, в частности к системам управления самоодными транспортными средствами

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к электронным системам автоматического управления наддувным дизельным двигателем и ступенчатой механической трансмиссией транспортного средства

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам управления переключением ступеней в трансмиссиях автомобилей, тракторов и строительно-дорожных машин

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к системам автоматического переключения передач в коробках

Изобретение относится к тракторному машиностроению, в частности к механизмам управления тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх