Система автоматического переключения передач транспортного средства

 

Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к системам автоматического управления переключением передач в трансмиссии. Цель изобретения - повышение надежности. Система автоматического управления переключением передач содержит центробежный датчик 1 скорости, кинематически связанный с золотником 3 аналого-дискретного преобразователя 2, выходы 8 и 9 которого посредством дозирующих клапановЛО и 11связаны с полостями 12 и 13 шагового гидрораспределителя 14, управляющего фрикционными муфтами коробки 15 передач. Источник 7 давления подключен к полости шагового гидрораспределителя 14 и аналого-дискретного преобразователя 2, золотник 3 которого также кинематически связан через пружину 4 и задающее устройство 5 с педалью 6 акселератора. При перемещении золотника 3, пропорциональном угловой скорости вала двигателя и его загрузке, источник 7 давления соединится с одним из выходов 8 или 9 аналого-дискретного преобразователя 2. Под действием давления шэрик 20 или 21 закрывает седловидное отверстие 18 или 19, отсоединив полость 12 или 13 от полости 24 или 25. Поршень 16 или 17, преодолевая сопротивление пружины, перемещается, вытесняя жидкость из пружинной полости 22 или 23 в полость шагового гидрораспределителя 14, перемещая последний на один шаг и включая соответствующий фрикцион коробки. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (я)5 В 60 К 41/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4730086/11 (22) 22.08.89 (46) 07.02.92. Бюл. М 5 (71) Могилевский машиностроительный институт (72) Е.В.Кузнецов и С,А,Рынкевич (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1643213, кл. В 60 К 41/06, 1989. (54) СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к системам автоматического управления переключени- ем передач в трансмиссии, Цель изобретения,— повышение надежности. Система автоматического управления переключени- ем передач содержит центробежный датчик

1 скорости, кинематически связанный с золотником 3 аналого-дискретного преобразователя 2, выходы 8 и 9 которого посредством дозирующих клапанов 10 и 11

Изобретение относится к области транспортной технике, в частности к системам автоматического управления переключением передач, Целью изобретения является повышение надежности.

На чертеже представлена схема системы автоматического переключения передач транспортного средства, Система автоматического переключения передач состоит из центробежного датчика 1 скорости, аналого-дискретного преобразователя 2, золотник 3 которого одним торцом связан с датчиком скорости, а связаны с полостями 12 и 13 шагового гидрораспределителя 14, управляющего фрикционными муфтами коробки 15 передач.

Источник 7 давления подключен к полости шагового гидрораспределителя 14 и аналого-дискретного преобразователя 2, золотник 3 которого также кинематически связан через пружину 4 и задающее устройство 5 с педалью 6 акселератора. При перемещении золотника 3, пропорциональном угловой скорости вала двигателя и его загрузке, исI точник 7 давления соединится с одним из выходов 8 или 9 аналого-дискретного преобразователя 2. Под действием давления шарик 20 или 21 закрывает седловидное отверстие 18 или 19, отсоединив полость 12 или 13 от полости 24 или 25. Поршень 16 или

17, преодолевая сопротивление пружины, перемещается, вытесняя жидкость из пружинной полости 22 или 23 в полость шагового гидрораспределителя 14, перемещая последний на один шаг и включая соответствующий фрикцион коробки, 1 з.п. ф-лы, 1 ил, другим торцом посредством пружины 4 — с задающим устройством 5, выполненным в виде рычага, связанного с педалью 6 акселератора. Датчик 1 скорости, аналого-дискретный преобразователь 2 и задающее устройство 5 формируют информационный сигнал о необходимости переключения передачи, который в виде постоянного уровня давления от источника 7 питания поступает на один из выходов 8 или 9 ана-, лого-дискретного преобразователя 2. Выходы 8 и 9 посредством дозирующих клапанов

10, 11 связаны с полостями 12, 13 шагового гидрораспределителя 14, управляющего

3, 1710379 фрикционными муфтами коробки 15 передач.

Каждый из дозирующих клапанов 10 или 11 выполнен в виде подпружиненного поршня 16 или 17 с седлообразным отверстием 18 или 19, в котором установлен шарик 20 или 21. Пружинные полости 22 или 23 и полости 24 или 25 шарика клапанов 10 или

11 сообщаются каналами 26 или 27.

С целью предотвращения необоснованного автоматического включения нейтрали

"Н" при включении крайней низшей передачи диапазона система снабжена клапаном

28, В среднем положении золотника 3 аналого-дискретного преобразователя 2 его выходы 8 и 9 соединены соответственно со сливными линиями 29, 30 и с гидробаком.

При этом полости 22, 23 поршней 16, 17 и полости 12, 13 гидрораспределителя 14 заполнены жидкостью. через каналы 26, 27, связанные с полостями 24, 25, в которые рабочая жидкость поступает из гидробака, Положение гидрораспределителя 14, соответствующее номеру включенной передачи 1, II, III, IV или нейтрали Н", фиксируется фиксатором 31. В фиксированном положении гидрораспределитель 14 соединяет один из фрикционов с источником питания 7 через канал 32, а остальные — co сливом 33; 34, Конструктивно гидрораспределитель выполнен с возможностью его использования как при автоматических переключениях, так и при переключениях вручную;

Система автоматического переключения передач транспортного средства работает следующим образом.

При движении транспортного средства датчик 1 скорости вырабатывает информационный сигнал в виде перемещения золотника 3 аналого-дискретного преобразователя 2, пропорциональный угловой ско.рости выходного вала двигателя либо турбинного колеса гидротрансформатора (в зависимости от типа трансмиссии). Задающее. устройство.5 определяет степень загрузки двигателя, являющуюся второй информационной переменной. При таком сочетании этих информационных сигналов, когда золотник 3 находится в равновесии около своего среднего положения, транспортное средство в оптимальной зоне.

Рассмотрим работу системы при переключении на высшую передачу..

При снижении нагрузки на двигатель либо при разгоне происходит увеличение угловой скорости. В результате золотник 3 аналого-дискретного преобразователя 2 перемещается влево и соединяет источник пи5

55 тания с. выходом 8. Под действием силы давления со стороны жидкости шарик 20 закрывает седлообразное отверстие 18, отсоединяя канал 26 и полость 22 от полости 24. При этом под действием рабочей жидкости поршень 16, преодолевая усилие пружины, перемещается вправо, вытесняя весь объем жидкости из полости 22 дозирующего клапана в полость 12 шагового гидрораспределителя 14. В результате золотник гидрораспределителя 14 перемещается влево на один шаг, а его положение фиксируется фиксатором 31. В результате источник 7 питания через канал 32 и гидрораспределитель 14 соединяется с соответствующей фрикционной муфтой коробки передач, которая включает высшую передачу, при этом остальные муфты соединены со сливом 33, 34.

После включения высшей передачи нагрузка на двигатель увеличивается, угловая скорость выходного вала уменьшается, в результате чего под действием усилия пружины 4 золотник 3 аналого-дискретного преобразователя возвращается в среднюю позицию, соответствующую оптимальной загрузке двигателя.

При этом полость 24 дозирующего клапана 10 через выход 8 соединяется со сливной линией 29 и гидробаком.

Давление в полости 24 падает, и под действием. пружины поршень 16 перемещается в крайнюю левую позицию. Шарик 20 под действием силы тяжести открывает седлообразное отверстие 18. В этом положении поршня дозирующего клапана жидкость из гидробака через выход 8, седлоабразное отверстие 18 и канал 26 перетекает в полости 22 и 12, заполняя высвободившийся объем, Система готова к отработке нового сигнала управления.

При увеличении нагрузки на двигатель в случае возникновения необходимости в переключении на низшую передачу золотник 3 аналого-дискретного преобразователя 2 смещается вправо, в результате чего источник питания подключается к выходу 9, при этом выход 8 сообщен со сливной линией

29. В результате напорная линия через.клапан 28, который открыт на всех передачах, кроме низшей, соединяется с торцовой полостью 25 дозирующего клапана 11. Клапан

11 срабатывает и нагнетает порцию жидкости в полость 13, перемещая гидрораспределитель 14 вправо на один шаг. При этом включается низшая передача, после чего все процессы в системе протекают аналогично вышеописанному. После переключения нагрузка на двигатель уменьшается, 1710379

Составитель А. Барыков

Редактор Г. Мельникова Техред М.Моргентал Корректор М. Кучерявая

Заказ 302 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 золотник 3 возвращается в среднюю позицию, соединяя полость 25 со сливной линией 30 и гидробаком. Поршень 17 дозирующего клапана 11 возвращается в исходное состояние, а полости 13 и 23 за- 5 полняются новой порцией рабочей жидкости из гидробака.

Формула изобретения

1. Система автоматического переключе- 10 ния передач транспортного средства, содержащая установленный на валу двигателя датчик скорости, кинематически связанный с одним торцом золотника аналого- дискретного преобразователя, выходы которого со- 15 единены гидролиниями управления с торцовыми полостями шагового распределителя, соединенного через проточки и внутреннюю полость с источником давления и с фрикционными муфтами коробки 20 передач, задающее устройство, кинематически связанное через рычаг и пружину с другим торцом упомянутого золотника, напорные и сливные гидролинии и гидробак, 25, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена, по крайней мере, двумя дозирующими клапанами, установленными в гидролиниях управления, причем в среднем положении аналого-дискретного преобразователя торцовые полости шагового распределителя посредством соответствующих дозирующих клапанов сообщены со сливными гидролиниями и с гидробаком, а в крайних положениях — с источником давления, 2. Система по п.1, отличающаяся тем, что каждый дозирующий клапан снабжен шариком и выполнен в виде установленного в корпусе подпружиненного поршня, имеющего пружинную полость, канал и седловидное углубление в котором установлен шарик, причем пружинная полость поршня, соединенная с соответствующей торцовой полостью шагового гидрораспределителя, и седловидное углубление, соединенное с соответствующим выходом аналого-дискретного преобразователя, сообщены каналом.

Система автоматического переключения передач транспортного средства Система автоматического переключения передач транспортного средства Система автоматического переключения передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к устройствам для управления коробкой передач и дизельным двигателем транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, э именно к системам автоматического управления гидромеханической трансмиссией

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам гидравлического управления муфтой блокировки гидротрансформатора и сцеплением коробки передач

Изобретение относится к системам командного управления синхронизированными коробками передач

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано для управления трансмиссиями транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам управления трансмиссией самоходных машин

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано для дистанционного управления многоступенчатой трансмиссией

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам управления фрикционными муфтами гидромеханической трансмиссии (ГМТ)

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к диапазонным гидропередачам транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх