Исполнительное устройство системы автоматического управления переключением передач

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (s>)s В 60 К 41/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4483320/11 (22) 19,09.88 (46) 07.12.91. Бюл, М 45 (71) Могилевский машиностроительный институт (72) В.П. Тарасик, В.И.. Мрочек и С.А. Рынкевич (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N. 1625722, кл. В 60 К 41/06, 1988. (54) ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам автоматического управления ступенчатой трансмиссией транспортного средства. Цель изобретения — повышение надежности. Устройство снабжено регулятором расхода, который установлен в сливных магистралях исполнительных гидроцилиндров переключения передач и реле времени, при этом вход регулятора расхода связан гидролиниями через усилители сигналов управления с рабочими полостями исполнительных гидроцилиндров переключения передач и через контрольные клапаны — с рабочей полостью реле времени, а выходы регулятора расхода связаны со сливами, в каждом иэ которых установлен дроссель, причем дроссели имеют различные проходные сечения.

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам автоматического управления трансмиссией транспортного средства.

„„5U 1696328 А1

В зависимости от режима работы, выполняемой самоходной машиной, водитель устанавливает регулятор расхода в одну из позиций, соответствующую определенной длительности переходных процессов. При движении самоходной машины в случае возникновения информационного сигнала о необходимости переключения передачи срабатывает соответствующий электрогидроклапан, сигнал от которого через усилитель и контрольный клапан противоположного канала включает усилитель требуемого канала. Усилитель сообщает одну иэ полостей гидроцилиндра предварительного выравнивания скоростей с напорной линией, поршень его перемещается, изменяя скоростной режим двигателя, Одновременно исполнительный гидроцилиндр переключения передач сообщается с источником питания и осуществляется автоматическое перекл ючение передачи.

Контрольный клапан переводится во вторую позицию, при которой реле времени связывается со сливом регулятора расхода и опорожняется. Усилитель включенной пе- ъ редачи выключается, скоростной режим О двигателя восстанавливается, а исполнительный гидроцилиндр сообщается со сливом регулятора, расхода, в результате чего плавно опорожняется. После этого устройство готово к отработке нового сигнала уп-, равления. 1 3.п.ф-лы, 1 ил. ОО

Цель изобретения — повышение надежности.

На чертеже изображена схема исполнительного устройства системы автоматического управления переключением передач.

1696328! !

Устройство содержит электрогидравлические клапаны 1 и 2, электромагниты 3 и 4 которых реагируют на информационные сигналы о необходимости переключения на высшую или низшую передачу, вырабатываемые информационным блоком (не показан), каналы 5 — 8 управления, усилители 9 и

10 сигналов управления высших и низших передач, контрольные клапаны 11 и 12 выЮших и низших передач, исполнительные идроцилиндры 13 и 14 высших и низших передач, реле 15 времени, исполнительный идроцилиндр 16 предварительного выравнивания скоростей, установленный в приводе управления акселератором, поршень которого подпружинен с обоих торцов. и регулятор 17 расхода, установленный в сливных магистралях исполнительных гидроцилиндров переключения передач и реле времени.

Канал 5 управления связан через контрольный клапан 12. канал 7, а также через усилитель 10 сигнала управления с торцовой полостью управления усилителем 9 сигнала управления посредством гидролинии

18, а канал 6 управления связан через контрольный клапан 11 через канал 8 и через усилитель 9 сигнала управления с торцовой полостью управления усилителем 10 сигнала управления посредством гидролинии 19.

Усилитель 9 сигнала управления связывает исполнительный гидроцилиндр 13 с напорной магистралью 20 через гидролинию 21, либо с гидролинией 22, которая сообщается (в зависимости от положения золотника регулятора 17 расхода) с одним иэ сливов 23, либо 24. Усилитель 10 си нала управления

Связывает исполнительный гидроцилиндр

14 с напорной магистралью 20 через гидролинию 25, либо с гидролинией 26, Усилители

9 и 10 сигналов управления во включенном положении соединяют свои полости управления посредством каналов 27 и 28 с напорной магистралью 20 через дроссель 29.

Торцовая полость управления реле 15 времени в первой позиции контрольных клапанов 11 и 12 соединена с напорной линией 30 через канал 31, а во второй позиции одного из контрольных клапанов 11 и 12 соединена с гидролиниями 32 и 33 и со сливом,23 (либо

24) через регулятор 17 расхода. В положении, при котором реле 15 времени полностью опорожнено, торцовые полости усилителей 9 и 10 сигналов управления имеют возможность сообщаться со сливом 34 посредством реле 15 и гидролиний 35 и 36. . Противоположная пружине торцовая полость контрольного клапана 11 имеет возможность соединяться со сливом 37, либо с гидролинией 21 посредством канала 38 и исполнительного гидроцилиндра 13, а соответствующая торцовая полость контрольного клапана 12 имеет возможность соединяться со сливом 39, либо с гидролинией 25 посредством канала 40 и исполнительного

5 гидроцилиндра 14. Во второй позиции контрольные клапаны 11 и 12 способны удерживаться за счет подпитки, осуществляемой от напорной линии через дроссели 41 и 42.

Кроме того, во второй позиции контрольно10 ro клапана 11, торцовая полость усилителя

10 сигнала управления имеет возможность соединяться со сливом 43 через гидролинию

44, а во второй позиции контрольного клапана 12 торцовая полость усилителя 9 сиг15 нала управления имеет возможность соединяться со сливом 45 через гидролинию

46.

Усилитель 9 сигнала управления выполнен с возможностью соединения одной из

20 полостей исполнительного гидроцилиндра

16 предварительного выравнивания скоростей посредством гидролинии 47 либо со сливом 48, либо с напорной линией 49, а усилитель 10 сигнала управления выполнен

25 с возможностью соединения другой полости гидроцилиндра 16 посредством гидролинии 50 либо со сливом 51, либо с напорной гидролинией 52.

Реле 15 времени выполнено с воэмож30 ностью подключения электрогидравлических клапанов к напорной линии 53 через канал 54 в положении, при котором оно полностью заряжено, а в положении, при котором реле полностью или частично

35 опорожнено, электрогидравлические клапаны отсоединены от источника питания.

Исполнительный сигнал управления отрабатывается устройством в виде угла поворота вала храпового механизма 55, 40 поворачиваемого исполнительными гидроцилиндрами 13 и 14, и связанного с валом распределителя, управляющего фрикционными муфтами коробки передач.

Устройство работает следующим обра45 эом, Перед началом движения водитель, в зависимости от вида работ самоходной машины, переключает регулятор 17 расхода в одну из позиций (предположим, в позицию

50 1, как показано на чертеже), Этому положению регулятора расхода соответствует определенное проходное сечение дросселя слива 23, который настроен на требуемую для данного типа работ самоходной маши55 ны длительность переходных процессов.

При движении самоходной машины в случае возникновения дорожных условий информационный сигнал о необходимости переключения на высшую или низшую (no отношению к включенной) передачу посту1696328 пает на соответствующий электрогидравлический клапан 1 или 2.

Рассмотрим работу устройства, например, при переключении на высшую передачу. Информационный сигнал поступает на электромагнит 3 электрогидравлического клапана 1, последний срабатывает и через каналы 5 и 7 управления, усилитель 10 сигнала управления, гидролинию 18 сообщает полость управления усилителем 9 сигнала управления с напорной линией 53. Усилитель 9 включается и соединяет свою полость управления с напорной магистралью 20 че-. рез дроссель 29 и канал 27, Теперь, если даже информационный сигнал о необходимости переключения передач исчезнет, отработка исполнительного сигнала управления тем не менее будет продолжаться.

В этом положении усилитель 9 соединяет одну из полостей исполнительного гидроцилиндра 16 предварительного выравнивания скоростей с напорной линией 49 посредством гидролинии 50, при этом противоположная полость соединяется со сливом 51 посредством гидролинии 47 и усилителя 10. Поршень гидроцилиндра 16 переместится влево, сжимая левую пружину, уменьшая скоростной режим двигателя.

Этим осуществляется выравнивание угловых скоростей ведущей и ведомой частей фрикционных муфт коробки передач, необходимое к моменту начала переключения на высшую передачу.

В этом же положении усилитель 9 соединит исполнительный гидроцилиндр 13 высших передач с напорной магистралью

20 через гидролинию 21. Произойдет срабатывание гидроцилиндра 13 и далее посредством храпового механизма 55 происходит переключение на высшую передачу.

В этом же положении усилителя 9 торцовая полость усилителя 10 сигнала управления соединена со сливом 48 через гидролинию 19 и усилитель 9. Тем самым предотвращается самопроизвольное срабатывание усилителя 10 от утечек через эолотниковые элементы.

Во второй позиции поршня исполни-. тельного гидроцилиндра 13, когда его пружима сжата, торцовая полость контрольного клапана 11 соединяется с напорной магистралью 20 посредством-гидролиний 38 и 21 и через усилитель 9. В результате контрольный клапан 11 срабатывает и перемещается во вторую позицию. B этом положении контрольный клапан 11 соединяет рабочую полость реле 15 времени со сливом 23 регулятора 17 расхода посредством гидролинии 32, в результате чего реле 15 опорож5

10.тывание усилителей. В положении, при ко50 тором реле 15 времени частично или . полностью опорожнено, электрогидравли55

45 няется. После опорожнения рабочей полости реле 15 времени, оно сообщает торцовую полость управления усилителя 9 сигнала управления посредством гидролинии 35 со сливом 34. Давление в торцовой полости усилителя 9 падает, и под действием пружины золотник усилителя 9 возвращается в исходное положение, соединив полости исполнительного гидроцилиндра

16 со сливом 48 и 51, в результате чего поршень гидроцилиндра 16 под действием левой пружины возвращается в среднее положение, восстанавливая исходный скоростной режим двигателя. Кроме того, рабочая полость гидроцилиндра 13 отсоединяется от напорной магистрали 20 и соединяется со сливом 23 регулятора расхода 17 посредством гидролиний 21 и 22. Происходит плавное опорожнение исполнительного гидроцилиндра 13, которое происходит во время переходных процессов в устройстве, вызванных автоматическим переключением передачи. Требуемый темп опорожнения исполнительного гидроцилиндра достигается,путем выбора необходимых проходных сечений дросселей в сливных линиях регулятора 17 расхода, соответствующих различным режимам работы самоходной машины.

Во второй позиции контрольного клапана 11 торцовая полость управления усилителем 10 сигнала управления имеет воэможность соединения со сливом 43 через гидролинии 44 и 19. Этим предотвращается случайное срабатывание усилителя 10 от утечек через золотниковые элементы, либо в,случае возникновения информационного сигнала на последующее переключение от электрогидроклапана 2 в тот момент, когда еще не завершился процесс переключения передачи от предыдущего информационного сигнала.

Кроме того, в положении, когда реле 15 времени опорожнено, торцовые полости управления усилителей 9 и 10 сигналов управления соединены со сливом 34 через гидролинии 35 и 36 и реле 15, что также исключает недопустимое в это время срабаческие клапаны 1 и 2 отсоединены от напорной линии 53. Это также предотвращает включение усилителей 9 и 10 при срабатывании одного из электрогидравлических клапанов f и 22, пока реле 15 времени полностью не зарядится, что обеспечивает фильг рацию информационного сигнала во время переходных процессов при автоматическом переключении передачи.

1696328

После того, как исполнительный гидроцилиндр 13 опорожнился и его поршень возвратился в исходное положение, торцовая полость контрольного клапан 11 посредством гидролинии 38 сообщается со сливом

37, и под действием пружины золотник контрольного клапана 11 возвращается в первую позицию. При этом рабочая полость реле 15 времени соединяется с напорной линией 30 посредством канала 31, и реле заряжается. Illocne этого возможна отработка сигнала на последующие переключения передачи, так как все элементы устройства возвращены в исходные положения.

В случае возникновения информационного сигнала о необходимости переключения на низшую передачу срабатывает электрогидравлический клапан 2 и через каналы управления 6 и 8, усилитель 9 сигнала управления, гидролиник> 19 сообщает торцовую полость управления усилителем 10 сигнала управления с напорной линией 53.

Последний включается и соединяет свою полость управления через гидроканал 28 и дроссель 29 с напорной магистралью 20.

Переместившись во вторую позицию, усилитель 10 сообщает полость исполнительно го гидроцилиндра 16 посредством гидролиний 47 и 52 с напорной линией, при этом противоположная полость связана со сливом 48 гидролинией 50., Рабочая жидкость перемещает поршень исполнительно-!

ro гидроцилиндра 16 в крайнее правое

,,положение, сжимая правую пружину, в ре зультате чего происходит увеличение скоростного режима двигателя, В этом же положении усилитель 10 сигнала управления соединяет исполнительный гидроцилиндр 14 с напорной магистралью 20 через гидролинии 25 и 22. Исполнительный гидроцилиндр 14 сработает и произойдет переключение на низшую передачу. Далее процесс работы устройства протекает аналогично.

Контрольный клапан 12 перемещается во вторую позицию и соединяет рабочую полость реле времени 15 со сливом 23 регулятора 17 расхода посредством гидролинии

33, Реле опорожняется. после чего усилитель 9 возвращается в исходное положение;

После возврата усилителя 10 в первую позицию обе полости гидроцилиндра 10 соединяются со сливами 48 и 51, и поршень гидроцилиндра 16 под действием правой пружины возвращается в среднее положение, восстанавливая скоростной режим двигателя. Одновременно исполнительный гидроцилиндр 14 опорожняется через слив 23 регулятора 17 расхода посредством гидролиний 25 и 26 и усилителя 10. После возвра5 та поршня гидроцилиндра 14 в исходное положение контрольный клапан 12 перемещается в первую позицию и сообщает рабочую полость реле 15 времени с напорной линией 30, в результате чего реле заряжает10 ся. Устройство готово к отработке нового сигнала управления.

При переходе на другой режим работы самоходной машины, характеризующийся изменением продолжительности переход15 ных процессов при автоматическом переключении передач, водитель переключает регулятор 17 расхода в позицию II, сообщая вход регулятора со сливом 24, в котором . установлен дроссель с другим проходным

20 сечением, настроенный на требуемый режим работы самоходной машины. Работа устройства в этом случае аналогична описанной.

Формула изобретения

25 1.Исполнительное устройство системы автоматического управления переключением передач, содержащее источник питания, напорные и сливные линии, реле времени, исполнительный гидроцилиндр предвари30 тельного выравнивания скоростей, установленный в приводе управления акселератором, каналы высших и низших

° передач, включающие электрогидравлические клапаны, усилители сигналов управле35 ния, контрольные клапаны и исполнительные гидроцилиндры переключения передач, от л и ч а ю ще е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено двумя дросселями и регулятором

40 расхода с входом и двумя выходами, причем вход регулятора расхода гидравлически связан линиями через усилители сигналов управления с исполнительными гидроцилиндрами и через контрольные кла45 паны — с реле времени, а выходы соединены со сливными линиями, в каждой из которых установлен дроссель, при этом дроссели выполнены с различными проходными сечени50 2.Устройствопоп.1,отличающееся тем, что регулятор расхода выполнен в виде двухпозиционного распределителя, причем в первой позиции первый его выход связан со сливом через один дроссель, а во второй

55 позиции. второй его выход связан со сливом через другой дроссель. )696328

Исполнительное устройство системы автоматического управления переключением передач Исполнительное устройство системы автоматического управления переключением передач Исполнительное устройство системы автоматического управления переключением передач Исполнительное устройство системы автоматического управления переключением передач Исполнительное устройство системы автоматического управления переключением передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к устройствам для управления коробкой передач и дизельным двигателем транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, э именно к системам автоматического управления гидромеханической трансмиссией

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам гидравлического управления муфтой блокировки гидротрансформатора и сцеплением коробки передач

Изобретение относится к системам командного управления синхронизированными коробками передач

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано для управления трансмиссиями транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам управления трансмиссией самоходных машин

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано для дистанционного управления многоступенчатой трансмиссией

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам управления фрикционными муфтами гидромеханической трансмиссии (ГМТ)

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к диапазонным гидропередачам транспортных средств

Изобретение относится к тракторному и сельскохозяйственному машиностроению, в частности к системам управления самоодными транспортными средствами

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх