Устройство для предотвращения бокового крена транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

<я)5 В 60 G 21/00

ГОСУДАР СТВЕ ННЪ| Й КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4896162/11 (22) 25.12.90 (46) 15.08.92, Бюл. ¹ 30 (71) Грузинский институт субтропического хозяйства (72) М.Г. Гогишвили, Г.А. Дундуа, Н.Д. Гогия и Н.Д. Чаправа (56) Авторское свидетельство СССР

hL 1507599, кл. В 60 G 19/10, 1989, (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БОКОВОГО КРЕНА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее остов, механизм выравнивания остова, профилометр, датчик крена, исполнительный механизм и вычислительный блок, вход которого связан с выходом профилометра, а выход- с входом испелнительного механизма, о т л и„„« Ы „„1754492 А1 ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности работы устройства, последнее дополнительно снабжено датчиком положения механизма выравнивания остова, датчиком перемещения транспортного средства, корректирующим устройством и суммирующим устройством, причем выходы датчика положения механизма выравнивания остова и датчика перемещения транспортного средства связаны с входом вычислительного блока, а выход датчика крена связан с входом корректирующего устройства, а выход последнего и выход вычислительного блока связаны с входом суммирующего устройства, выход которого сблокирован с входом исполнительного механизма.

1754492

Изобретение относится к устройствам для предотвращения бокового крена транспортного средства и, в частности, может быть использовано для сохранения заданного, например вертикального, положения сельскохозяйственных агрегатов, Известно устройство для предотвращения бокового крена транспортного средства, содержащее остов, механизм выравнивания остова в виде задних ведущих колес, установленных на остове посредством поворотных бортовых редукторов, передний мост в виде найравляющих колес, установленных на свободнокачающейся в вертикальной плоскости балке, датчик крена, датчик скорости, таймер, основной и дополнительный вычйслительные блоки, запоминающее устройство, исполнительный механизм в виде электрогИдравлического распределителя и гидроцилиндров, профилометр, Причем выходы датчика крена, профилометра и датчика скорости связаны с входом основного вычислительного блока, выход которого связан с входом дополнительного блока, другие входы последнего сблокированы с "выходами запоминающего устройства и таймера, а выход - с входом исполнительного механизма, Такое исполненйе устройства позволяет использовать неровности рельефа под передним направлятощим колесом в качест ве упреждающего управляющего сигнала для работы исполнительного механизма, что обеспечирает повышение стабильности вертикального положения остова транспортного средства, Однако для сохранения вертикального положения остова при подаче упреждающего сигнала в момент наезда на неровность заднего колеса необходимо чтобы последнее было перемещено в вертикальной плоскости на величину, равную высоте неровности, Последнее в укаэанном устрой. стве достигается лишь при условии перемещения задних колес в вертикальной плоскости со скоростью, равной скорости изменения высоты неровности рельефа. Изза различных причин (неточности измерения высоты неровности, погрешности вычислений, деформации шин и почвы под колесами и т.д.) скорость перемещения задних ведущих колес в вертикальной плоскости может не соответствовать скорости изменения высоты неровности и эти погрешности постепенно накапливаются. Так как цепь управления; профилометр — основной вычислительный блок — дополнительный вычислительный блок — блок управления -исполнительный механизм является разомкнутой, то контроль положения

25 низм, Для определения времени опережения

30 включения исполнительного механизма

55 в вертикальной плоскости задних ведущих колес не происходит. В результате этого в момент наезда задних ведущих колес на неровность они могут оказаться перемещенными в вертикальной плоскости на величину, не соответствующую высоте неровности. Последнее вызывает погрешность — отклонение остова от вертикального положения. Причем, чем выше необходимая скорость работы механизма выравнивания, тем больше погрешность, так как из-за инерционных характеристик механизм выравнивания не успевает реагировать на управляющий сигнал.

Указанное устройство позволяет сохранять вертикальность остова транспортного средства без датчика крена, а последнее необходимо для ликвидации появившейся погрешности. Однако при этом работа исполнительного механизма происходит со скоростью, пропорциональной величине погрешности, что Не обеспечивает оптимального управления из-за отсутствия корректирующих устройств в цепи; датчик крена — основной вычислительный блок— дополнительный вычислительный блок— блок управления — исполнительный мехакроме величин скорости движения транспортного средства, быстродействия и сигналов таймера необходимо знание величины базы транспортного средства, что в указанном устройстве принято постоянным, однако база переменна из-за перемещения бортов. В виду отсутствия возможности контроля положения последних невозможно точное определение величины базы агрегата, а следовательно, и точного времени опережения включения механизма выравнивания, что вызывает отклонение транспортного средства от вертикального положения, Кроме того, исполнительный механизм управляется по одной цепи; датчик крена и профилометр — основной вычислительный блок — дополнительный вычислительный блок — блок управления — исполнительный механизм. В случае выхода иэ строя одного из блоков или ошибки в вычислении, устройство прекращает функционировать, что может вызвать опрокидывание транспортного средства и другие нежелательные последствия.

Все вышеперечисленные недостатки снижают точность, быстродействие и надежность устройства предотвращения бокового крена транспортного средства, что в

1754492

sin а = f (P ) = arcsin,г

55 конечном счете снижает эффективность работы устройства.

Цель изобретения — повышение эффективности работы путем увеличения точности, быстродействия и надежности устройства предотвращения бокового крена остова транспортного средства.

Цель достигается тем, что устройство для предотвращения бокового крена транспортного средства, содержащее остов, механизм выравнивания остова, профилометр, датчик крена, исполнительный меха иэм и вычислительный блок, вход которого связан с выходом профилометра, а выход с входом исполнительного механизма, дополнительно снабжено датчиком положения механизма выравнивания остова, датчиком перемещения транспортного средства, корректирующим устройством и суммирующим устройством, причем выходы датчика положения механизма выравнивания остова и датчика перемещения связаны свходом вычислительного блока,,а выход датчика крена связан с входом корректирующего устройства, выход которого одновременно с выходом вычислительного блока связан с входом суммирующего устройства, выход которого сблокирован с входом исполнительного механизма, Такое исполнение устройства дает воэможность повышения точности работы уст- ройства за счет введения обратной связи по скорости движения и положения механизма выравнивания, Организация двух параллельных цепей управления механизмом выравнивания (от датчика крена и профилометра) повышает надежность работы устройства.

Суммирующее устройство управляет механизмом выравнивания сигналом, равным сумме сигналов от профилометра и датчика крена, преобразованного в корректирующем устройстве, что повышает скорость работы механизма выравнивания и делает его режим более оптимальным по быстродействию, На фиг.1 представлена принципиальная схема устройства для предотвращения бокового крена транспортного средства; на фиг,2 — принципиальная электрическая схема устройства; на фиг.3 — схема распределе ния информации в запоминающем устройстве вычислительного блока, Устройство состоит из остова 1, механизма выравнивая остова, содержащего задние ведущие колеса 2, установленные на бортовых редукторах 3. поворачивающихся вокруг оси 4 посредством гидроцилиндров

5 чсреэ звенья 6, механизма навески flepeднего моста, содержащего звенья 7, соеди5

45 ненные, например, в виде параллелограмма, и колеса Я, датчик 9 крена, датчик tO положения механизма выравнивания ос1ова, профилометр, представляющий собой датчик 11 положения механизма навески переднего моста, датчик 1 2 перемещения транспортного средства, мультиплексор 13, вход которого связан с датчиком 10 и 11, аналого-цифровой преобразователь (АЦП)

14, вход которого связан с выходом мультиплексора 13, вычислительный блок (ВБ) 15, содержащий запоминающее устройство ЗУ и один вход которого связан с выходом АЦП

14, цйфроаналоговый преобразовател (ЦАП) 16, вход которого связан с выходом

ВБ 15, суммирующее устройство 17, пред ставляющее собой например, суммирую щий усилитель, один вход которого связан с выходом ВБ 15 через ЦАП 16, корректирующее устройство 18, например, в виде ин егродифференцирующего устройства, вход которого связан с датчиком 9 крена, а выход с вторым входом суммирующего устройства 17, исполнительный механизм в виде пропорционального электрогидравлического распределителя (ЭГР) 19 с обратной связью по скорости перемещения исполнительного механизма (в данном случае гидроцилиндров 5), причем вход ЭГР связан с выходом суммирующего устройства 17, а к выходу подключены гидроцилиндры 5.

У известных систем (Т-50К, Т-82К, T102K) механизм навески переднего моста позволяет копировать склон или микрорельеф таким образом, что последнее не отражается на вертикальность оси Z остова 1 (фиг,1), угол Р положения звеньев 7 относительно вертикального остова 1 однозначно зависит от угла склона а и конструкции навески переднего моста, При параллелограммном механизме навески; р =а+агсз п (— sin а), (1) о

Отсюда . (2)

Таким образом, измеряя датчиком 11 угол положения механизма навески, по формуле (2) определяется угол а склона под колесами 2 переднего моста (см.фиг,1).

Отклонение остова 1 от вертикального положения вызывается возмущением под задними ведущими колесами 2 (фиг.1), поэтому в виду того, что передние колеса 8 (фиг.1) подвергаются возмущению раньше

1754492 задних 2 и зто возмущение не отражается на вертикальности положения оси Z остова

1 (см.фиг.1), то угол Р замеренный датчиком 11; используется как входной сигнал для системы стабилизации остова 1, определенный с некоторым опережением, т;е. прогнозируется изменение склона с опережением на время:.

Т = ii (3)

t где L -L+ cos} ;

1 — база трактора, м (фиг,1);

Чтр — скорость трактора, м; у — угол положения борта 3 относительно горизонтального положения (относительно оси OY в плоскости ZOY); Ь вЂ” длина борта, м

 — колея задних колес, м

L — расстояние между осью переднего колеса и осью вращения борта 3 (фиг,1), В виду того, что при движении транспортного средства угол Р изменяется непрерывно, измеряя его с помощью датчика

11, преобразовывая по формуле (2) и записав в ЗУ, можно его извлекать из последнего с необходимым опережением и использовать как входной сйгнал для управления механизма выравнивания остова 1.

Каждой величине склона соответствует определенный поворот бортов 3 вокруг оси

4 (фиг.1), при котором обеспечивается вертикальность оси Z oñòîâý 1, Например, угол у поворота борта 3 вокруг оси 4 связан с величиной склона а формулой, у = arCSin —, - - tg а . (4)

В

Подставляя в (4) формулу (2), находим соответствие между у = arcain+ tg (агсяп

В (5)

При выполнении условия (5) с задержкой относительно момента появления возмущения под задними колесами 2 согласно (3), остов 1 агрегата будет постоянно занимать вертикальное положение.

Датчик 11 соединен с одним из звеньев

7 механизма навески переднего моста. Его выход электрически связан с входом мультиплексора 13. Датчик 9 крена установлен на остове 1 транспортного средства таким образом, чтобы он реагировал на отклонение оси 2 остова 1 от вертикали (относительно оси 02 в плоскости ZOX) (фиг.1).

Датчик крена электрически связан с входом корректирующего устройства 18. Выход корректирующего устройства 18 электрически соединен с одним иэ входов суммирующего устройства 17, управляющего своим выходом ЭГР 19, нагрузкой которого являются гидроцилиндры 5, Датчик 12 перемещения трактора связан с одним из колес трактора, в данном случае с колесом 2, и через определенное перемещение S выдает импульсы (напри10 (8) 50

55 где n — округленное до последующего целого значения числа отношение T2/Т1.

T2 — время запаздывания реакции срабатывания исполнительного механизма, с, T> — время между импульсами датчика

12, с.

Например, при Тг = 05 с, T> = 06 с, то и

= 1, если Т1 = 0,12 с, то n = 5 и т.д.

Пусть и = 9, т.е. используется содержимое 9 ячейки (как показано на фиг.3). В ВБ мер, через каждые = S = 0,25 м). Эти импульсы поступают на вход ВБ 15, Посчитав время

Т1 между импульсами, ВБ 15 определяет скорость транспортного средства.

Чтр =, м/с. (6)

Т1

В ЗУ ВБ 15 (фиг.2) определенный массив предназначен для хранения сигналов, полученных с датчика 11 и преобраэован20 ных согласно формулы (2). Сигнал с датчика

11 через мультиплексор 13 поступает на

АЦП 14, который преобразует аналоговый сигнал в цифровой (например, в восьмиразрядный), а с выхода АЦП 14 поступает на

25 вход ВБ 15. При поступлении сигнала с датчика 12 перемещения происходит вычисление угла а bio формуле(2) и его запись в ЗУ, например, согласно фиг.3.

Число элементов N ЗУ массива равно:

N =—

S (7)

При 1 =2,5м, S=0,25м, N =10, Ячейки на фиг,3 символически показаны квадратами. Пустая ячейка незаштрихована, Сигнал

35 с датчика 11, преобразованный по формуле (2), поступает на первую ячейку. При каждом последующем импульсе происходит смещение содержимого ячейки слева направо. т.е. с 1-го содержимое передается во 2-й, с 2-ro

40 в 3-й и т.д. С последней ячейки содержимое пропадает, При вычислении угла у положения борта информация об угле Р в зависимости от времени запаздывания срабатывания механизма выравнивания ос45 това берется с одной иэ крайней правой ячейки, номер которой определяется по формуле

N =N-N, 1754492

15 на основании показаний датчика 10 по формуле (5) вычисляется угол у на который механизм выравнивания должен повернуть борта 3, и скорость |/ч работы гидроцилиндров 5 (фиг,1); где

= f () ) = Ъ (lo d sin tP +Ið (1 + соз ф) 5

10 ф = агссов

15 где l1o — начальная длина гидроцилиндра 5 при исходном угле y„, м, I> — длина гидроцилиндра, на которую его необходимо установить для получения угла, определенного по формуле (5); а,b>,с — конструктивные размеры звеньев механизма выравнивания, м (фиг.1);

IQ — длина гидроцилиндра при угле y= 0 и вертикальном положении оси Z остова 1, С выхода ВБ 15 сигнал о величине скорости Чц работы гидроцилиндров 5, вычисленный согласно формуле (9), поступает на

ЦАП 16, который преобразует цифровой сигнал в аналоговый. Последний с выхода ЦАП

16 поступает на один из входов суммирующего устройства 17, где происходит его апгебраическое суммирование с сигналом, поступающим с корректирующего устройства 18, назначением которого является кор- 35 ректировка скорости работы . исполнительного механизма (гидроцилиндров 5), Устройство работает следующим образом, - - 40

До начала движения все ячейки ЗУ йусты, т.е. в них нет никакой информации. Импульсы с датчика 12 перемещения на ВБ 15 не поступают и не происходит запись информации в ЗУ ВБ 15. Если в зто время остов агрегата отклонен от вертикалй, то эт0 отклонение фиксируется датчиком 9 крена, который подается на вход корректирующего устройства 18, с выхода которого подается на вход ЭГР 19, который приводит в дейст-,.50 вие гидроцилиндры 5 и происходит выравнивание остова 1 агрегата. Скорость выравнивания пропорциональна величине отклонения, так как сигнал, поступающий на ЭГР 19 с выхода корректирующего уст- 55 ройства 18 зависит от величины отклонения и пропорционален этому отклонение. Корректирующее устройство 18 обеспечивает улучшение амплитудно-фазочастотной характеристики цепочки. датчик 9 — ЭГР 19— гидроцилиндры 5 — остов 1 агрегата, По достижении остовом 1 агрегата вертикального положения сигнала с датчика Q не будет и гидроцилиндры 5 прекратят перемещение остова 1 агрегата. Система придет в ра в но вес ное состоя н ие.

После начала движения агрегата начнут поступать сигналы с датчика 12 перемещения агрегата на ВБ 15. Аналоговые сигналы датчиков 10 и 11, преобразованные в цифровой в АЦП 14, с выхода последнего поступают на вход ВБ 15. В ВБ 15 по показаниям датчиков 11 будет определена величина склона а по формуле (2) и после первого импульса с датчика 12 будет записана в первую ячейку ЗУ В Б 15. В это время все остальные ячейки пусты, в том числе и 9, с которого информация используется для определения угла у положения борта 3 и скорости Ч„ движения гидроцилиндров 5. Следовательно, сигнал с выхода ВБ 15 на суммирующее устройство 17 отсутствует и работа гидроцилиндров 5 происходит только по сигналу от датчика 9 крена. Аналогично происходит включая 9 импульс, при котором все 9 ячеек заполняются информацией о величине угла а склона. На девятый импульс информация с 9 ячейки используется для подсчета величины угла у и скорости Vq движенйя гидроцилиндров 5 по формуле (9), Эта величина, преобразованная s аналоговый сйгнал в

ЦАП l6, подается на суммирующий усилитель 17, где складывается с сигналом, поступающим с датчика 9 крена (если остов 1 отклонен от вертикального положения).

Суммарный сигнал управляет посредстваМ

ЭГР 19 и гидроЦилиндров 5 положение(й бортов 3 и скоростью движения гидроцилиндров 5. Как только борт достигнет положения у, сигнал на суммйрующем усилителе 17 исчезнет и движение борта прекратится, Если после этого в результате погрешностей в измерении сигналов или расчета была неточно определена скорость движения гидроцилиндров 5 и угол у положения бортов 3, то остов t агрегата отклонится от вертикали. Появится сигнал на датчике 9 крена и на суммируюЩей усилителе 17, где он алгебраически сложится с сигналом с ВБ

15 и ЭГР 19 будет управляться суммарнйм сигналом, который исчезнет после прихода остова в вертикальное положение и наступит равновесие.

Применение вышеуказанной системы стабилизации позволит повысить рабочие скорости движения с.-х. агрегата и улучшит технологический процесс возделывания с.11

1754492

12 х. культур на склоне, что в конечном счете повысит производительность и эффективность механизированных работ в горном земледелии.

Устройство для предотвращения бокового крена транспортного средства Устройство для предотвращения бокового крена транспортного средства Устройство для предотвращения бокового крена транспортного средства Устройство для предотвращения бокового крена транспортного средства Устройство для предотвращения бокового крена транспортного средства Устройство для предотвращения бокового крена транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для стабилизации заданного положения платформы транспортного средства относительно опорной поверхности и может быть использовано при стабилизации платформы во время работы источника сейсмических колебаний

Изобретение относится к устройствам для стабилизации остова крутосклонных горных самоходных машин в вертикальном положении и может быть использовано в механизации горного земледелия

Изобретение относится к транспортному машиностроению в частности к подвескам мостов двухосных сельскохозяйственных машинно-тракторных агрегатов Цель изобретения - повышение плавности хода путем снижения горизонтальных и вертикальных воздействий на остов со стороны балансирного моста

Изобретение относится к средствам механизации сельскохозяйственных работ в условиях горного и пересеченного рельефа местности, а именно к колесным крутосклонным тракторам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к подвескам машин для работы на горных склонах

Изобретение относится к системам автоматической стабилизации остова сельскохозяйственных и дорожностроительных машин, работающих на склонах и в горных условиях

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам для автоматического выравнивания остова транспортного средства, работающего на склонах, и позволяет повысить эффективность и надежность работы датчика автомата-стабилизатора крутосколонной машины

Изобретение относится к средствам стабилизации поперечной устойчивости и может быть использовано на грузовых автомобилях, прицепах и полуприцепах для обеспечения устойчивости и управляемости последних при движении по горным дорогам

Изобретение относится к тракторному и сельскохозяйственному машиностроению, в частности к горным самоходным шасси, и предназначено для работы на крутых склонах

Изобретение относится к автомобильной промышленности и может быть использовано в подвесках транспортных средств

Изобретение относится к четырехходовому механизму выравнивания

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам, обеспечивающим повышение поперечной устойчивости транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается создания подвесок колесных транспортных средств

Изобретение относится к области сельского хозяйства, в частности к механизации горного земледелия, и может найти применение при обработке горных склонов

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к стабилизатору зависимой подвески и поворотным рычагам подвесок
Наверх