Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения заключается в повышении КПД коробки передач с гидроподжимными муфтами. Гид10 .25 равлическая система, получаемая энергию от двигателя 1 с помощью гидронасоса 6, содержит предохранительный клапан 7, фильтр 8. автомат разгрузки 9. запорный клапан 10, переключающее устройство 11. выполненное в виде клапанов с плавающими поршнями и соединенное с гидроаккумулятором 12, гидроцилиндры 13 и 14. воздействующие на муфты 15 и 16, установленные с шестернями на вторичном валу 4, при переключении передач гидрораспределителем 17, гидробак 18, заборный фильтр 19. Автомат разгрузки 9, связанный с нагнетательной магистралью дросселем 21, состоит из запорного подпружиненного клапана 23 и подпружиненного поршня 24. 1 ил. сл

COIO3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)s В 60 К 41/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ! у) 1( (21) 4856697! 11 (22) 01,08.90 (46) 07.09.92. Бюл. М. 33 (71) Харьковский политехнический институт им. В.И.Ленина (72) А,Д,Артюшенко, B.Ï.Ïðoxîðîâ, Н.Е.Сергиенко и В,Н.Прокопенко (56) Лебедев А.T. Гидропневматические приводы тракторных агрегатов, М.: Машиностроение, 1982, с. 20-22. (54) ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ

КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение Ътносится к транспортному машиностроению. Цель изобретения заключается в повышении КПД коробки передач с гидроподжимными муфтами. Гид,, SU„„1759672 равлическая система, получаемая энергию от двигателя 1 с помощью гидронасоса 6, содержит предохранительный клапан 7, фильтр 8, автомат разгрузки 9, запорный клапан 10, переключающее устройство 11, выполненное в виде клапанов с плавающими поршнями и соединенное с гидроаккумулятором 12, гидроцилиндры 13 и 14, воздействующие нэ муфты 15 и 16, установленные с шестернями на вторичном валу 4, при переключении передач гидрораспределителем 17, гидробак 18, заборный фильтр

19, Автомат разгрузки 9, связанный с нагнетательной магистралью дросселем 21, состоит из запорного подпружиненного клапана 23 и подпружиненного поршня 24.

1 ил.

1759672

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, переключаемым на ходу.

Известна гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач (авт. св. СССР M 5266535, опублик. БИ 32 08.10.72 г,), которая содержит гидронасос, связанный нагнетательной магистралью с клапанами избирателя передач, и переключающее устройство, выполненное в виде клапанов с плавающими поршнями и связанное через устройство для кратковременной подпитки выключаемого фрикционного элемента с нагнетательной магистралью гидронасоса, при этом устройство подпитки выключаемого фрикционного элемента состоит из делителя потока с подпружиненными золотником, в торце которого выполнено дроссельное отверстие, сообщающее гидронасос с клапаном избирателя передач, и клапана подпитки, управляемого давлением в задроссельной полости золотника делителя потока и сообщающего магистраль через переключающее устройство с выключаемым фрикционным элементом.

Недостаток известной системы заключается в том, что давление сжатия фрикционов обеспечивается при постоянной работе гидронасоса под нагрузкой. Поддержка давления в гидросистеме управления обеспечивается переливным клапаном, который дросселирует рабочую жидкость под высоким давлением в бак. Это требует существенных дополнительных затрат мощности двигателя транспортного средства, приводит к нагреву жидкости и к необходимости использовать специальные устройства для ее охлаждения.

Известна гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач (1. Никонов Н.Н. Трактор

К-700. Учебное пособие для сельских проф.техн. училищ. Изд. 2-е испр, и д оп, M: Высш. школа, 1971, с. 148-167. 2. Ксеневич И.П.

Тракторы МТ3-100 и ЫТ3-102, — Учебники и учеб. пособия для подгот. с.-х. кадров массовых профессий. — M.: Агропромиздат, 1986, с. 66-70). содержащая гидронасос, фильтрующий элемент. устройство, регулирующее давление, распределитель и исполнительный механизм.

Указанная выше система не исключает недостатков, приведенных ранее.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является система трансмиссии трактора с переключением передач под нагрузкой, содержащая объемный насос. связанный через гидрораспределитель с гидроцилиндром (бустером) включаемой передачи. переливной гидроклапан, гидроаккумулятор, гидродроссель, гидроклапан переключения, фильтр и предохранитель5 ный клапан.

Описанному выше устройству присущи также указанные недостатки, т.е. низкий

КПД привода вспомогательного оборудования. Однако наличие гидроаккумулятора по10 зволяетуменьшить пульсациидавления при переключении передач в коробке, т,е. стабилизировать момент сопротивления привода насоса, Цель изобретения — повышение КПД ко15 робки передач за счет снижения энергетических затрат двигателя на привод гидронасоса системы управления.

Поставленная цель достигается тем, что система снабжена дросселем, а также уста20 новленными параллельно в нагнетательной магистрали гидронасоса между фильтром и распределителем запорным клапаном и автоматом разгрузки гидронасоса, включающим корпус с размещенным в нем соосно

25 запорный подпружиненный клапан и подпружиненный поршень, шток которого выполнен с возможностью взаимодействия с подпружиненным клапаном, при этом пружинная полость клапана сообщена с нагне30 тательной магистралью гидронасоса, полость между клапаном и поршнем сообщена со сливом и поршневая полость через дроссель сообщена с распределителем.

Указанные отличительные признаки

35 обеспечивают повышение КПД коробки передач, отключая на период наличие в бустере давления в заданном диапазоне привод насоса, В результате достигается положительный эффект в сравнении с известными.

40 На чертеже представлена схема гидросистемы .в установившемся режиме при включенной передаче.

Предлагаемая гидравлическая система. приводимая от двигателя 1, через муфту 2 и

45 шестерни первичного вала 3, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями вторичного вала 4, а через шестерню 5 соединена с источником давления - гидронасосом 6, содержит предохранительный клапан

50 7, фильтр 8, автомат разгрузки 9. запорный клапан 10, переключающее устройство 11, выполненное в виде клапанов с плавающими поршнями (не показано) и соединенное с гидроаккумулятором 12, гидроцилиндры

55 13 и 14, воздействующие на муфты 15 и 16, установленные с шестернями на вторичном валу 4, при переключении передач гидрораспределителем 17. гидробак 18, заборный фильтр 19. B сливной магистрали гидрораспределителя 17 установлен дроссель 20. Ав1759672 томат разгрузки 9 включает корпус 21, связанный с нагнетательной магистралью также дросселем 22, запорный подпру>киненный клапан 23 и подпружиненный поршень 24. Шток 25 поршня 24 5 выполнен с возможностью взаимодействия с подпружиненным клапаном 23. Крутящий момент снимается со вторичного вала 4 устройством 26, Предлагаемая гидравлическая система 10 управления фрикционными элементами коробки передач работает следующим образом, Двигатель 1< через муфту 2 и шестерни 5 приводит в действие гидронасос 6, который 15 создает в нагнетательной магистрали давление, определяемое соотношением площади 24 и перепускного клапана 23 устройства автоматической разгрузки 9. Жидкость, подаваемая насосом, проходит через фильтр 20

8, открывает зэпорный клапан 10 и гидрораспределителем 17 будет направление к гидроцилиндру 14, а от <-идроцилиндра 13 на слив.

В результате этого давление в гидроци- 25 линдре 14 будет увеличиваться, а в гидроцилиндре 13 уменьшать"-я. Причем за с ет наличия дросселя 20, а также подпитки or гидроаккумулятора 12 понижение давления жидкости происходит довольно плавно, так 30 что наступает момент, когда давление в гидроцилиндре 13 будет равно давлению в цилиндре 14. При дальнейшем уменьшении давления в гидроцилиндре 13 срабатывает клапан переключающего устройства 11, пе- 35 реключая гидроаккумулятор 12 от гидроцилиндра 13 к гидроцилиндру 14, т.е, на его зарядку от насоса. При этом давление в гидроцилиндре быстро уменьшается. а в гидроцилиндре 14 плавно увеличивается до 40 номинального установившегося значения.

С повышением в системе давления до рабочего значения поршень 24 под действием жидкости, поступающей через дроссель 22, будет перемешаться влево и своим штоком 45 сместит клапан 23. Нагнетательная магистраль соединится со сливной, давление на выходе из насоса снизится практически до нуля. Система управления при этом запорным клапаном 10 отсоединяется от насоса. 50

Поршень 24 и клапан 23 будут находиться в положении, соответствующем режиму холостого хода насоса до тех пор, пока за счет утечек давление в системе упоавления не снизится до значения, при котором пружины клапана 23 и поршня 24 не смогут переместить поршень 23 вправо, закрыв клапан

23 и вновь переведут насос нэ рабочий режим.

Таким образом, в предлагаемой гидравлической системе управления фрикционными элементами коробки передач осуществляется периодическое переключение гидронасоса на режим холостого хода, что резко понижает температуру жидкости в гидравлической системе, снижает энергетические затраты двигателя, позволяет упростить до минимума систему охлаждения, повысить КПД коробки передач.

Формула изобретения

Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач, содержащая источник давления рабочей жидкости, сообщенный нагнетательной магистралью через фильтрующий элемент с гидрораспределителем и переключающим устройством, выполненным в виде клапанов с гидроаккумулятором для кратковременной подпитки выключенного фрикционного элемента, о т л и ч э ю щ а я с я тем, что, с целью повышения КПД коробки передач за счет снижения энергетических затрат двигателя на привод гидронасоса системы управления, она снабжена дросселем, а также установленными параллельно в нагнетательной магистрали гидронасоса между фильтром и распределителем запорным клапаном и автоматом разгрузки гидронасоса, включающим корпус с размещенным в нем соосно запорный подпружиненный клапан и подпружиненный поршень, шток которого выполнен с возможностью взаимодействия с подпружиненным клапаном, при этом пружинная полость клапана сообщена с нагнетательной магистральюгидронасоса, полость между клапаном и поршнем сообщена со сливом и поршневая полость через дроссель сообщена с распределителем.

Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автотракторостроению и может быть использовано в конструкциях автомобилей, тракторов и друтх самоходных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к устройствам с ручным приводом для подачи топлива в двигатель трактора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сочлененным тракторам сельскохозяйственного машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях фрикционных муфт с принудительным жидкостным охлаждением пар трения

Изобретение относится к транспортной технике

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к механизмам управления муфтой сцепления и двигателем транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для автоматического управления режимами работы двигателей самоходных машин и фрикционной муфтой сцепления

Изобретение относится к транспортным средствам, имеющим двигатель с наддувом и механическую трансмиссию с сухим сцеплением и ступенчатой коробкой передач

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для автомобилей с устройством управления автоматическим сцеплением

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для автомобилей с устройством управления автоматическим сцеплением в режиме аварийного движения

Изобретение относится к средствам управления электромагнитным сцеплением и может быть использовано для автоматического регулирования крутящего момента, передаваемого от двигателя внутреннего сгорания на ведущие колеса транспортного средства

Изобретение относится к системам автоматического управления агрегатами транспортного средства и, в частности, сцепления

Изобретение относится к машиностроению и может быть преимущественно использовано в трансмиссиях транспортных средств для управления сцеплением

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств для управления сцеплением
Наверх