Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией

 

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности, к системам автоматического управления гидромеханической трансмиссии самоходной машины. Цель изобретения - повышение безопасности движения путем торможения транспортного средства двигателем. Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией содержит гидротрансформатор, датчик скорости, связанный с турбинным колесом гидротрансформатора , датчик нагрузки в виде гидроклапана, взаимодействующего с педалью акселератора, гидравлические клапаны высших, низших передач и автоматической блокировки гидротрансформатора , полости управления которых связаны с датчиками нагрузки и скорости, клапан автоматической разблокировки гидротрансформатора , реле времени, устройство управления скоростным режимом двигателя , гидроцилиндры 9 и 10 соответственно высших и низших передач, концевой выключатель 11, сигнализатор переключения передач 14, поворотный распределитель 17, кинематически связанный с преобразовательным механизмом переключения передач и управляющий фрикционными муфтами коробки передач 18. Для осуществления режима торможения двигателем система содержит электрогидравлические клапаны 22 и 23, сообщающиеся через элементы 24 и 26 ИЛИ с полостями концевого выключателя 21 и управляемые соответственно при помощи педалей акселератора и тормоза. При торможении двигателем отпускается педаль акселератора, при этом выключатель 25 включает цепь электрогидроклапана 22, который сообщает полость управления концевого клапана 11 с напорной магистралью. Плунжер клапана, перемещаясь вниз, сообщает напорную магистраль 30 от клапана высших передач со сливом, тем самым блокируя тракт включения высших передач. При этом происходит торможение двигателем на текущей передаче . Для повышения интенсивности торможения нажимается педаль 28 тормоза. При этом замыкателем 27 включается цепь электромагнитного клапана 23, который через элемент 26 ИЛИ подключает гидроцилиндр 10 включения низшей передачи к напорной магистрали 29 вместо магистрали 32 от клапана низших передач, которая разгружена. Гидроцилиндром 10 производится включение низшей передачи. 2 ил. сл VJ о со ю сл XI ю

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (51)5

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1689135 (21) 4842228/11 (22) 28.05.90 (46) 23,09.92. Бюл. М 35 (71) Могилевский городской центр научнотехнического творчества молодежи "Импульс" (72) В,П.Тарасик, С.К.Крутолевич, Н,И.Халько, Ю.А.Андрияненко, С.А.Рынкевич и

Г.Л.Антипенко (56) Авторское свидетельство СССР

N. 1689135,кл. В 60 К 41/06, 1989. (54) СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛ ЕНИЯ ГИДРО МЕХАНИЧЕСКОЙ

ТРАНСМИССИЕЙ (57) Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности, к системам автоматического управления гидромеханической трансмиссии самоходной машины, Цель изобретения — повышение безопасности движения путем торможения транспортного средства двигателем. Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией содержит гидротрансформатор, датчик скорости, связанный с турбинным колесом гидротрансформатора, датчик нагрузки в виде гидроклапана, взаимодействующего с педалью акселератора, гидравлические клапаны высших, низших передач и автоматической блокировки гидротрансформатора, полости управления которых связаны с датчиками нагрузки и скорости, клапан автоматической разблокировки гидротрансформатора, реле времени, устройство управления скоростным режимом двига- теля, гидроцилиндры 9 и 10 cooTBGTGTBGHHQ высших и низших передач, концевой выключатель 11, сигнализатор переключения передач 14, поворотный распределитель 17, кинематически связанный с преобразовательным механизмом переключения передач и управляющий фрикционными муфтами коробки передач 18, Для осуществления режима торможения двигателем система содержит электрогидравлические клапаны 22 и 23, сообщающиеся через элементы 24 и 26 ИЛИ с полостями концевого выключателя 21 и управляемые соответственно при помощи педалей акселератора и тормоза. При торможении двигателем отпускается педаль акселератора, при этом выключатель 25 включает цепь 3 электрогидроклапана 22, который сообщает полость управления концевого клапана 11 с напорной магистралью. Плунжер клапана, перемещаясь вниз, сообщает напорную магистраль 30 от клапана высших передач со сливом, тем самым блокируя тракт включения высших передач. При этом происходит з торможение двигателем на текущей переда- с че. Для повышения интенсивности тормо- 0 жения нажимается педаль 28 тормоза. При этом замыкателем 27 включается цепь элек ) 1 тромагнитного клапана 23, который через элемент 26 ИЛИ подключает гидроцилиндр 1 ™г г

10 включения низшей передачи к напорной 4 магистрали 29 вместо магистралй 32 от клапана низших передач, которая разгружена.

Гидроцилиндром 10 производится включение низшей передачи, 2 ил.

1763257

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к системам автоматического управления гидромеханической трансмиссией самоходной машины.

Целью изобретения является повышение безопасности движения путем обеспечения системой автоматического управления ГМТ режима и торможения двигателем.

На фиг.1 и 2 изображена система автоматического управления гидромеханической трансмиссией.

Предлагаемая система автоматического управления содержит(фиг.1) датчик 1 скорости транспортного средства, выполненный, например в виде трубки Пито, размещенной в масляной ванне и установленной на одном валу с турбинным колесом 2 гидротрансформатора, датчик 3 нагрузки, выполненный в виде гидроклапана, взаимодействующего посредством поворотного рычага 4 и системы тяг с приводом педали акселератора 5. Датчик 1 скорости гидролинией связан с торцовыми полостями клапанов 6,7,8 соответственно высших, низших передач и автоматической блокировки гидротрансформатора.

В состав системы входят исполнительные гидроцилиндры 9 и 10 соответственно высших и низших передач, концевой включатель 11, клапан 12 автоматической разблокировки гидротрансформатора, реле времени 13, сигнализатор переключения передач 14, устройство управления скоростным режимом двигателя, содержащее исполнительный гидроцилиндр 15 и клапан управления 16.

Исполнительный сигнал управления на автоматическое переключение передач отрабатывается системой в виде поворота вала преобразовательного механизма переключения передач, кинематически связан с поворотным распределителем 17, управляющим фрикционными муфтами коробки передач 18. Поворотный распределитель 18 сообщает напорную линию 19 с одной из фрикционных муфт коробки передач

18, Для осуществления водителем принудительной блокировки гидротрансформатора система содержит клапан 20 ручной блокировки. Для включения и выключения системы служит клапан 21.

С целью осуществления режима "Торможение двигателем" система содержит электрогидроклапан 22, блокирующий тракт включения высших передач и электрогидроклапан 23 принудительного включения низших передач. Электрогидроклапан

22 соединен через клапан ИЛИ 24 с торцо10

2 0

Принудительная разблокировка гидротрансформатора на время переходного процесса осуществляется с помощью сигнализатора переключения передач 14,клапана автоматической разблокировки гидротрансформа. тора 12 и реле времени 13. Во время заполнения фрикциона включения переда. чи золотник клапана 14 перемещается вле. во, и жидкость под давлением по каналу 31 поступает в управляющую полость клапанг

12. Время удержания золотника клапана 12 в правом положении и, следовательно, вре. мя разблокировки гидротрансформаторг определяется объемом реле времени 13. вой полостью концевого вклЮчателя 11. Переключатель управления 25 электроклапана

22 взаимодействует с педалью акселератора 5, Электрогидроклапан 23 соединен с исполнительным цилиндром 10 включения низших передач клапан ИЛИ 26. Переключатель управления 27 электрогидроклапана . 23 взаимодействует с педалью тормоза 28, Клапаны 6,7,8 и электрогидроклапан 23 связаны с напорной магистралью 29. Концевой выключатель 11 сообщается с клапаном

6 высших передач посредством гидролинии

30. Сигнализатор включения передач 14 соединен с клапаном 12 автоматической разблокировки гидротрансформатора через гидролинию 31. Клапан 7 низших передач посредством гидролинии 32 и клапана ИЛИ

26 соединен с электрогидроклапаном 23.

Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией работает следующим образом.

При движении транспортного средства датчики 1 и 2 вырабатывают информационные сигналы; Pw — пропорциональный угловой скорости входного вала коробки передач и P — соответствующий положению педали акселератора 5, Сигналы Р и Р1 датчиков 1 и 3 соответственно поступают в торцовые полости клапанов 6,7,8, B случае возникновения условий для переключения, например, на высшую передачу усилие, действующее на золотник клапана 6 со стороны датчика 1, станет больше по величине, чем противоположно направленное усилие со стороны пружины и давления датчика 3. В результате золотник клапана 6 перемещается вправо. При срабатывании клапана 6 жидкость из напорной магистрали 29 по каналу 30, через концевой выключатель 11 поступает к исполнительно- . му гидроцилиндру 9. Шток исполнительного гидроцилиндра 9 взаимодействует с преобразовательным механизмом 17, посредством которого осуществляется переключение на высшую передачу, 1763257

При переключении на низшую передачу срабатывает клапан 7 и жидкость из напорной магистрали 29 по каналу 32 через клапан ИЛИ 26 и концевой выключатель 11 поступает к исполнительному гидроцилиндру

10. Шток исполнительного гидроцилиндра 10 взаимодействует с преобразовательным механизмом 17, посредством которого осуществляется переключение на низшую передачу.

Система автоматической блокировки гидротрансформатора работает аналогично переключению на высшую передачу. При блокировке гидротрансформатора срабатывает клапан 8 и жидкость из напорной магистрали 29 через канал 32, клапаны 8, 12 посредством гидролиний поступает на муфту блокировки гидротрансформатора 2.

Рассмотрим работу системы автоматического управления при движении машины под уклон при необходимости обеспечения режима "Торможения двигателем".

При движении машины под уклон ее скорость увеличивается и водитель отпускает педаль акселератора 5, При этом включается переключатель 25 и электромагнит 22.

Жидкость под давлением через клапан ИЛИ

24 поступает в полость управления концевого выключателя 11, Его золотник перемещается вниз и канал 30 перекидывается, а исполнительный гидроцилиндр 9 соединяется со сливом, Осуществляется режим

"Торможения двигателем на текущей передаче", Если интенсивность торможения на текущей передаче недостаточна и необходимо уменьшить скорость движения, водитель производит нажатие на педаль тормоза 28, замыкая контакт 27, При этом срабатывает электрогидроклапан 23 и жидкость из канала 29 под давлением через клапан ИЛИ 26 и концевой выключатель 11

5 поступает к исполнительному гидроцилиндру10. Происходит переключение на низшую передачу и интенсивность торможения двигателем увеличивается, Водитель отпускает педаль тормоза, если его устраивает скоро10 сть движения. При дальнейшем удержании педали тормоза в нажатом состоянии происходит последовательное включение низших передач.

Применение системы позволит при ав15 томатическом управлении переключением передач обеспечить торможение двигателем машины с гидромеханической трансмиссией.

Формула изобретения

20 Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией по авт, св. М 1689135, отличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности движения путем торможения транспортного

25 средства двигателем, она снабжена элементами ИЛИ и электромагнитными клапанами, управляемыми от педалей акселератора и тормоза соответственно, при этом один из клапанов через элемент ИЛИ сообщен с по30 лостью управления концевого выключателя, которая сообщена с фрикционом включения высшей передачи, а другой через элемент

ИЛИ сообщен с полостью концевого выключателя, сообщающейся с исполнительным

35 гидроцилиндром включения низших передач.

1763257

1763257

Составитель С.Крутолевич

Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор И.Муска

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3419 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссияхтранспортныхсредств, преимущественно в легковых автомобилях

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гидромеханическим коробкам передач (ГМКП) транспортных средств, содержащих гидравлически управляемые фрикционные муфты

Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к системам автоматического управления переключением передач в трансмиссии

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к устройствам для управления коробкой передач и дизельным двигателем транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, э именно к системам автоматического управления гидромеханической трансмиссией

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам гидравлического управления муфтой блокировки гидротрансформатора и сцеплением коробки передач

Изобретение относится к системам командного управления синхронизированными коробками передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх