Коробка передач

 

Использование: автомобилестроение. Сущность изобретения: коробка передач содержит ведущий и ведомый валы, приводной механизм для ступенчатого изменения передаточного механизма. Шаровая передача выполнена в виде двух ведущих щестерен с полусферическими выступами на торцовых поверхностях и двух пар ведомых шестерен, одна из которых выполнена с внешним и внутренним зубчатами венцами и полуэллипсоидными лунками по окружности боковой поверхности. Барабан с внутренним зубчатым венцом установлен в корпусе на подшипниках. Вторая пара ведомых шестерен выполнена за одно целое с барабаном. Длинные оси полуэллипсоидных лунок ведомых шестерен расположены под углом к касательной делительной окружности соответствующей шестерни. Приводной механизм для ступенчатого изменения передаточного отношения выполнен в виде пружин и гидродомкратов. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к машиностроительной промышленности, конкретно, к механизмам, предназначенным для изменения скорости вращения ведомого вала, к которым относится коробка передач.

Коробка передач содержит корпус, ведущий и ведомый валы с шестернями или блоками шестерен, механизм для перемещения шестерен. Передача осуществляется за счет ввода в зацепление шестерни ведущего вала с шестерней ведомого вала.

Однако в таких коробках передач применяются зубчатые колеса с эвольвентным зацеплением, которое имеет недостаток, обусловленный линейчатым контактом соприкасающихся зубьев, что приводит при неточности расположения валов или их деформации, к неравномерному распределению нагрузки вдоль контактных линий. Кроме того радиусы кривизны профилей эвольвентных зубьев, существенно влияющих на нагрузочную способность передачи по условию контактной прочности, зависят от диаметра колес и угла зацепления, что приводит к увеличению последних при повышении нагрузки на передачу.

Техническим результатом изобретения является повышение КПД и срока службы коробки передач.

На фиг. 1 показан общий вал коробки передач, разрез; на фиг. 2 показан по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 разрез Б-Б на фиг. 2.

Коробка содержит корпус 1, барабан 2, установленный в корпусе на подшипниках 3. Внутри барабана выполнены шестерни 4 и 5 с внутренним венцом из лунок. Блоки ведущих шестерен 6 и 7 установлены на ведущем валу 8. Ведомая шестерня 9 выполнена заодно с зубчатой шестерней 10 ведомого вала 11. Ведомая шестерня обратной передачи вращается в подшипнике 13 и связана с шестерней 10 ведомого вала через свой внутренний зубчатый венец, шестерню 14, вал 15 и шестерню 16.

Перемещение блоков шестерен 6 и 7 к блоку шестерен 4 и 5 осуществляется пружинами 17, которые управляются гидродомкратами 18, каждый с двумя штоками 19 через шайбу 20. Гидродомкраты 18 установлены в гнезде 21, которое крепится к консоли 22, а последняя корпусу.

Передача вращающегося момента от ведущего вала 8 осуществляется через одну из шестерен блоков 6 и 7 и ведомых шестерен 4 или 5, 9 или 12 ведомому валу 11. Перемещение одной из шестерен ведущего вала 8 осуществляется при помощи пружины 17 к ведомой шестерне 4 или 5, при этом из одной половины цилиндров гидродомкратов 18 удаляется жидкость, перемещение к шестерням 12 или 9 осуществляется при помощи гидродомкратов, которые при этом сжимают ту или иную пружину. Шестерня 9 и шестерня из блока 7 являются полумуфтами прямой передачи вращающегося момента от ведущего вала 8 ведомому 11.

Предлагаемая коробка передач может быть применена в тяжелом, транспортном и специальном машиностроении.

Формула изобретения

1. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, содержащая размещенные в корпусе и кинематически связанные между собой посредством шестерен ведущий и ведомый валы, приводной механизм для ступенчатого измельчения передаточного отношения, отличающаяся тем, что она снабжена шаровой передачей, выполненной в виде двух ведущих шестерен с полусферическими выступами на торцевых поверхностях, двух пар ведомых шестерен, одна из которых выполнена с внешним и внутренним зубчатыми венцами и полуэллипсоидными лунками по окружности боковой поверхности, а другая пара с внутренним венцом из полуэллипсоидных лунок, а также барабана с внутренним зубчатым венцом, установленного в корпусе на подшипниках с возможностью взаимодействия своим внутренним зубчатым венцом с внешним зубчатым венцом соответствующей ведомой шестерни, при этом вторая пара ведомых шестерен выполнена за одно целое с барабаном, а длинные оси полуэллипсоидных лунок ведомых шестерен расположены под углом к касательной делительной окружности соответствующей шестерни.

2. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что приводной механизм для ступенчатого изменения передаточного отношения выполнен в виде пружин и гидродомкратов, каждый с двумя штоками и глухой переборкой в середине цилиндра.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях корпусных деталей механических передач и приводов

Изобретение относится к машиностроению , точнее к трансмиссиям

Изобретение относится к механическим

Изобретение относится к машиностроению, в частности к монтажу подшипников качения

Изобретение относится к машиностроению

Редуктор // 1634548
Изобретение относится к машиностроению , в частности к редукторостроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ступенчатым коробкам передач, преимущественно к тракторным, но может быть использовано в коробках передач автомобилей и металлорежущих станков

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению и касается бесступенчатых трансмиссий транспортных средств, содержащих фрикционные вариаторы

Изобретение относится к коробкам передач и предназначено для использования в автомобиле
Наверх