Способ обкатки силовых агрегатов транспортных средств

 

Способ обкатки агрегатов (СА) транспортных средств, применяемый для улучшения качества обкатки силовых агрегатов, увеличения надежности, производительности и сокращения времени обкатки за счет введения адаптивного управления режимами обкатки. Обкатку СА ведут на режимах, используя в качестве параметра обкатки работу сил трения А, обеспечивающую заданную степень приработки, и в качестве параметров обкатки принимают также параметры: Т - температура агрегата, Mc - момент на валу W - обороты на валу силового агрегата, Pм - давление в масляной магистрали до их стабилизации. Такой способ улучшает качество обкатки СА, увеличивает надежность СА.

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к обкатке силовых агрегатов (СА).

Известен способ обкатки по заданному закону, при котором с целью повышения качества приработки нагрузка увеличивается по закону, характеризующемуся корреляционной функцией экспоненциально-косинусного вида (SU, авт. свид. 1456815, кл, F 02 B 79/00, 1989).

Недостаток этого способа заключается в том, что обкатка занимает значительное время и не учитывает техническое состояние конкретного обкатываемого двигателя.

Наиболее близким техническим решением является способ (SU, авт. свид. 1359451, кл.F 02 B 79/00, 1987) выбора режима и программы обкатки ДВС, заключающийся в том, что ведут обкатку n двигателей на заданных режимах, контролируют степень приработки и в качестве параметра обкатки принимают работу сил трения в цилиндро-поршневой группе Aцпг, обеспечивающую заданную степень приработки, причем Aцпг = Pцпг Vp N t где Pцпг - среднее давление механических потерь ЦПГ, Vp - рабочий объем двигателя, N - число рабочих циклов в единицу времени, t - продолжительность обкатки.

По этому способу строят график множества режимов обкатки, обеспечивающих выполнение определенной ранее работы Aцпг при заданной продолжительности обкатки, в качестве параметра эффективности обкатки принимают отношение экспериментально определенного часового расхода топлива к часовой работе сил трения в ЦПГ, программу обкатки выбирают в указанном множестве, ограниченном внешней характеристикой двигателя, а нагрузку выбирают на уровне, обеспечивающем прогрев воды и масла до эксплуатационного уровня.

Однако известный способ имеет следующие недостатки: контроль эффективности обкатки ведется по одному параметру и в качестве режимов обкатки используют жестко заданные режимы, которые не позволяют достичь большей надежности для каждого конкретного двигателя.

Задачей предложенного способа является улучшение качества обкатки СА, увеличение надежности, производительности и сокращения времени обкатки за счет введения адаптивного управления режимами обкатки.

Технический результат изобретения достигается тем, что в способе обкатки СА, заключающемся в том, что обкатку ведут на режимах, используя в качестве параметров обкатки работу сил трения - A, обеспечивающую заданную степень приработки, в качестве параметров обкатки используют также параметры T, Mc, W, Pm, которые одновременно отражают техническое состояние СА и задают адаптивный процесс обкатки, до их стабилизации, где T - температура агрегата, как параметр является контрольным и управляющим, Mc - момент на валку, как параметр является управляющим и контролирующим, W - обороты на валу силового агрегата, как параметр является контролирующим и управляющим,
Pm - давление в масляной магистрали, как параметр является контрольным и дополнительным (в качестве дополнительного, контрольного параметра можно принять любой другой контрольный параметр).

Обкатку по предложенному способу осуществляют по следующим зависимостям и условиям:
1.
где
A = Mc W t;
Mc = момент на валу;
W - обороты на валу силового агрегата;
t - продолжительность обкатки.

2. Tопт = T = Tуст.

3. Mc min доп Mc Mc max доп
4. Wmin доп W Wmax доп.

5. Pm min доп Pm Pm max доп,
где
Tопт - температура (оптимальная), которую принимает СА при номинальной нагрузке, при его эксплуатации;
T - текущее значение температуры СА при обкатке;
Tуст - температура СА, установившаяся при стабилизации всех параметров обкатки;
T, Mc, W, Pm - текущие параметры;
Mc min доп, Mc max доп - минимально и максимально допустимые значения моментов согласно техническим условиям,
Wmin доп, Wmax доп - минимально и максимально допустимые обороты обкатываемого СА в соответствии с Техническими условиями и особенностями конструкции,
Pm min доп, Pm max доп - минимально и максимально допустимые значения давлений согласно Техническим условиям.

Рассмотрим в качестве примера СА двигатель, состояние которого наиболее полно отражает параметры T, Mc, W, Pm.

Эти параметры являются исходными для процесса обкатки в ее начале, с помощью которых задают адаптивные режимы, ведущие процесс обкатки от исходного состояния двигателя, держа параметры в граничных для каждого из них пределах, до стабилизации параметров T, Mc, W, Pm. После стабилизации этих параметров, т.е. их значения практически не меняются, процесс обкатки завершен.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет провести процесс обкатки более качественно, за более минимальное время с меньшими затратами.

Предлагаемый способ ведения обкатки реализован в Оренбургском государственном техническом университете на стенде КИ-2118А мощностью 100 кВт. В качестве конкретного примера СА взят двигатель ЗИЛ-130, отремонтированный и отрегулированный в соответствии с техническими условиями. Установленный на стенд двигатель прокручивается на холодную, при следующих параметрах: Pm - 0,14 МПа, Mc - 132 Нм, T - 74oC. Процесс идет постепенно с увеличением W от 480 об/мин, до 1430 об/мин, до тех пор, пока не наступила стабилизация параметров: Mc, Pm. После чего двигатель запускается и увеличивается число оборотов одновременно с нагрузкой. При достижении максимально допустимых для двигателя ЗИЛ-130 числа оборотов - 3000 мин и нагрузки до 66 кВт обкатка велась до стабилизации параметров: T, Mc, W, Pm.

Стабилизация произошла при следующих значениях параметров: Mc - 115 Нм, Pm - 0,23 МПа. Следовательно, данный двигатель обкатан. Предлагаемый способ ведения обкатки может быть реализован для любой модели СА.

Использование предлагаемого способа ведения обкатки СА обеспечивает по сравнению с существующими способами следующие преимущества:
повышает качество обкатки;
увеличивает производительность;
уменьшает время обкатки.


Формула изобретения

Способ обкатки силовых агрегатов транспортных средств, заключающийся в том, что обкатку ведут, используя в качестве параметра обкатки работу сил трения, обеспечивающую заданную степень приработки, отличающийся тем, что в качестве параметров обкатки используют также параметры, Т, Мс, W, Pм до их стабилизации, где Т - температура агрегатов; Мс - момент на валу; W - обороты на валу силового агрегата; Pм - давление в масляной магистрали, а
W = A/Mc t,
где t - продолжительность обкатки,
A - работа сил трения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротормозным стендам для проведения обкатки (приработки, испытания, приемки) и диагностики (определение технического состояния на данный момент) двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для приработки двигателя внутреннего сгорания в сборе со сцеплением, коробки передач и других механизмов после их изготовления или ремонта

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в производстве и ремонте двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к обкаточным стендам двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области механики, в частности к эксплуатации двигателей внутреннего сгорания (ДВС), машин, механизмов, обрабатывающих инструментов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и может быть использовано для приработки двигателей внутреннего сгорания (ДВС) при их изготовлении

Изобретение относится к области машиностроения и позволяет повысить точность измерений крутящего момента двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению и может быть использовано для приработки двигателей внутреннего сгорания при их изготовлении и после ремонта

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к электромеханическим стендам для обкатки и испытаний двигателей внутреннего сгорания, и позволяет обеспечивать возможность испытания нескольких двигателей и получение электроэнергии стабильных параметров при малоизменяющейся выходной мощности нагрузочного генератора

Изобретение относится к двигателестроению и касается способов приработки двигателей

Изобретение относится к обкаточным стендам, в частности к стендам для проведения приработки, испытания и диагностики автотракторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам приработки пар трения во время холодной обкатки двигателя после изготовления или ремонта

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и предназначено для приработки пар трения двигателей во время холодной обкатки после изготовления или ремонта
Изобретение относится к способам механической обработки (проверки), а именно к испытаниям (натурным) двигателя автомобиля для определения износостойкости цилиндров ДВС, обработанных дробеструйным способом

Изобретение относится к машиностроению, а именно к обкатке двигателя внутреннего сгорания (ДВС) после изготовления и ремонта

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при производстве и ремонте поршневых ДВС
Наверх