Патент ссср 237002

 

е

- -л

80есо <;

«е т«еетнс- å

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

237002

Союз Соеетских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹ 161242

Заявлено 07.1Х.1966 (№ 1101123)27-11) с присоединением заявки Л

Приоритет

Опубликовано 03.11.1969. Бюллетень ¹ 7

Дата опубликования описания 16Л 1.1969

Кл. 63с, 19/01

МПК В 62d

Комитет по делам изобретений и открытий при Сосете Министрае

СССР

УДК 629.113-578.222-523 (088.8) Авторы изобретения

Ю. К. Есеновский-Лашков, С. И. Жбанников, Е. И. Лебедев, М. А. Плечиков, Л. А. Румянцев и В. А. Шамрай

Павловский автобусный завод им. А. А. Жданова

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ

ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ

В основном авт. св. № 161242 описано устройство для управления сцеплением транспортной машины, преимущественно автомобиля, включающее сервокамеру управления сцеплением и трубопроводы, установленные в одном блоке: скоростной регулятор, приводимый от двигателя; пневматический клапан управления сервокамерой; диафрагменную камеру обратной связи; электромагнит; электрические цепи управления с выключателями и реле. Электромагнит установлен на диафрагменной камере обратной связи со стороны, противоположной скоростному регулятору.

Предложенное устройство отличается тем, что конец штока пневматического клапана со стороны скоростного регулятора выполнен с утолщением и расположенным внутри него клапаном.

Такое выполнение устройства уменьшает величину тока, потребляемого электромагнитамии.

Кроме того, с цельто уменьшения рассеяния магнитного поля между якорями один из якорей выполнен в виде полого стакана с установленной в нем распорной немагнитной втулкой и регулировочными прокладками.

Для быстрого сближения дисков сцепления до соприкосновения, параллельно емкости в электрической цепи управления установлен выключатель, соединенный с педалью акселератора.

С цельто осуществления режима торможения двигателя на высших передачах до полной остановки автомобиля в электрической цепи управления параллельно емкости и последовательно между собой установлены дополнительный выключатель и выключатель, связанный с механизмом переключения передач.

На чертеже схематически изображено описываемое устройство в разрезе. Устройство включает сервокамеру 1, шток которой воздействует на привод сцепления (на схеме

1s сцепление не показано), трубопровод 2, связывающий сервокамеру с электромеханическим регулятором 3, состоящим из скоростного центробежного регулятора 4 и электромагнита 5.

20 Центробежный регулятор приводится от двигателя.

Выходным звеном его служит каретка б, имеющая канал, связанный с атмосферой.

К торцу каретки прпвулканизирована резиновая диафрагма 7. Для большего сцепления диафрагмы с кареткой последняя имеет на торцовой поверхности пазы, заполняемые резиной.

Электромагнит снабжен обмотками 8 и 9 и содержит якоря 10 и 11.

237002

65

Между обмотками электромагнита находится кольцевая перегородка 12, служащая направляющей для левого якоря и упором для правого. Между якорями расположена немагнитная распорная втулка 18 и регулировочные прокладки 14. Внутри якорей проходит шток

15 с левой утолщенной частью, в которой рас16. К правому концу штока через гибкий шланг подводится под давлением воздух из ресивера.

Электрические цепи управления устройством содержат выключатели:

К,, связанный с рычагом переключения передач и замыкаемый в момент переключения передачи; К и Кь связанные с механизмом переключения передач. Выключатель К> имеет две пары контактов. Левая пара контактов замкнута на высших передачах, а на низших разомкнута. Правая — наоборот.

Выключатель К, установлен на приборном щитке автомобиля. Водитель замыкает его контакты при необходимости торможения двигателя на высших передачах до полной остановки автомобиля, что бывает необходимо при движении по скользким дорогам, в горных уcJIOB148x H T. g. Bbll лючатель К;, уHp38лястся от привода акселератора.

При нажатии педали акселератора его контакты замыкаются. Реле Р, с обмоткой и нормально замкнутыми контактами КР через мостиковый выпрямитель и емкость С подключается к фазе генератора переменного тока посредством клемм Г.

Сопротивление служит для ограничения токов при шунтированип емкости С контактами

К5 или К4 и Кз.

1 клемме А подключается плюс аккумуляторной батареи и автомобиля.

Устройство работает следующим образом.

При замыкании контактов выключателя Кь расположенного на рычаге переключения передач, возбуждается обмотка 8 электромагнита. Под действием магнитного поля обмотки якорь 10 перемещает вправо шток 15, связанныи с пневматическим ресивером, клапан

l6 упирается в седло каретки и останавливается, а шток перемещается дальше. В результате э;ого воздух из ресивера по трубопроводу свободно проходит в сервокамеру, шток которой выключает сцепление. При включении низшей передачи замыкаются контакты выключателя К» и правая пара контактов выключателя Ê . Если педаль акселератора не нажата, то после отпускания рычага переключения передач сцепление останется в ьыключенном состоянии, так как обмотка 8 будет получать питание через контакты К. и

КР. Кроме того, через контакты К; и К, подключится обмотка 9, а якорь 11 переместится до упора. Как только водитель нажмет педаль акселератора, контакты К;, заблокируют емкость С, ксторая работает как реактивнос сопротиглсние. Величина ее меняется в зависимости от функции частоты.

15 г0 г5

4 апряжение на обмотке о реле резко повысится, контакты КР разомкнутся и обесточат обмотку. Шток вместе с клапаном под действием давления в полости сервокамеры переместится назад на разность ходов якорей.

Под влиянием центробежного регулятора и диафрагмы давление в сервокамере упадет до величины, при которой диски сцепления соприкасаются, но еще не возникает крутящий момент. 1-1еобходимое положение штока регулируется прокладками. С изменением оборотов вала двигателя центробежный регулятор и диафрагма регулируют давление в сервокамере, благодаря чему достигаются необходимые режимы управления сцеплением при трогании.

На высших передачах левая .пара контактов замкнута, а правая разомкнута. Поэтому, как только водитель нажмет педаль акселератора или обороты двигателя будут высоки, контакты реле разомкнутся, и после отпускания рычага переключения передач произойдет полное включение сцепления. На режиме торможения педаль акселератора отпущена, и контакты К;, разомкнуты, по мере падения оборотов двигателя напряжение на реле падает.

Пружина реле регулируется таким образом, чтобы на оборотах двигателя, близких к холостым, произошло замыкание контактов КР и выключение сцепления.

При желании тормозить двигателем на высших передачах до полной остановки автомобиля водитель на щитке замыкает выключатель К4, в результате чего емкость С будет заблокирована. Связь выключателя К4с выключателем Кз позволяет при замкнутом выключателе К4 иметь нормальные режимы управления сцеплением на низших передачах.

Контакты выключателя К,- управляются от привода акс=лератора, где предусматривается люфт, в результате чего при нажатии педали акселератора сразу срабатывает выключатель К.„-, и только при дальнейшем на катни начинается управление дроссельной заслонкой.

Момент срабатывания акселераторного выключателя чувствуется ногой, поэтому (например, при затяжных спусках) водителю достаточно остановить ногу на педали, чтобы обеспечить торможение двигателя на высших псредачах при любой скорости автомобиля.

Лкселераторный выключатель также полностью устраняет возможность циклического выключения, выключения сцепления на малых скоростях.

Предмет изобретения

1. Устройство для управления сцеплением транспортной машины по авт. св. ¹ 161242, orëèчаюи1ееся тем, что, с целью уменьшения величины тока, потребляемого обмотками электромагнита, конец штока пневматическо237002

Составитель Э Жарикова

Редактор Л. Вигдорова Техрсд Л. Я. Левина Корректор Т. Д. Чунаева

Заказ 1153)12 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изоорстеии11 и открытий прп Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2 го клапана со стороны скоростного регулятора выполнен с утолщением и расположенным внутри него клапаном.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью уменьшения рассеяния магнитного поля между якорями, один из якорей выполнен в виде полого стакана с установленной в нем распорной немагнитной втулкой и регулировочными прокладками.

3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что, с целью быстрого сближения дисков сцепления до соприкосновения, параллельно емкости в электрической цепи управления установлен выключатель, соединенный с педалью акселератора.

4. Устройство по пп. 1 — 3, отличающееся

5 тем, что, с целью осуществления режима торможения двигателя на высших передачах до полной остановки автомобиля, в электрической цепи управления параллельно емкости и последовательно между собой установлены

10 дополнительный выключатель и выключатель, связанный с механизмом переключения передач.

Патент ссср 237002 Патент ссср 237002 Патент ссср 237002 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобильной технике и предназначено для использования при управлении тяговым приводом
Наверх