Высоковольтный преобразовательный мост
есная
«к
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
256IGI
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 22.1Ч.1968 (№ 1235600j24-7) Кл, 21g, 14!35 с присоединением заявки №
»n1i Н 011 I,Ê 621 314 652(088 8) Приоритет
Опубликовано 04.Х1.1969. Б1оллстсн!> № 34
Дата опубликования описания 24.111.1970
Комитет по делам изобретений и открытий при Сосете Министров
СССР
Авторы изобретения
Н. С. Климов и Г. Б. Черников
Заявитель
ВЫСОКОВОЛЬТНЬ1Й ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ AOCT
Известны высоковольтные преобразовательные мосты, содержащие несколько последовательно соединенных ртутных вентилей в плече. В этих ртутных вентилях случаются аномальные режимы, когда на сетках или на других электродах вентиля возникает катоднос гятно. Это может произойти при ухудшении вакуума, повышении сверх допустимой температуры охлаждающей жидкости и т. д.
В этом случае главный ток вместо того, чтобы протекать 110 газоразрядиому промежутку анод — сетка — катод, проходит по контуру анод — сетка — вспомогательные цепи — шкаф собствен 111х нужд — катод.
Для одиночного вентиля такой режим не страшен, так как при нарушениях режима работы, связанных с появлением главного тока во вспомогательных цепях, уже через половину периода вентиль будет отключен защитой от обратных зажиганий.
Однако в случае последовательно соединенных вентилей такой режим недопустим, так как при таких повреждениях вентиль выдерживает двойное обратное напряжение, и защита от обрат! ых зажиганий не работает. А так как цепи собственных нужд рассчитываются на токи на несколько порядков меньшие, чем главный ток, то провода и аппаратура, находящиеся в шкафу собственнух нужд, сгорают. До сих пор вентили никак пе защшцались от подобных явлений.
Описываемос устройство позволяет предотвратить аварии прп возникновении катодного
5 пятна на вспоз!Огател1.ных электродах вентиля. Его особсш1ость заключается в том, что
Вспоз10гательные цепи каждого вентиля соединены на общую шину и подключены к катоду через защитиьш аппарат, например электро10 мапштное реле, выход которого включен в цепь отключения моста.
На чертеже изображена принципиальная схема описываемого устройства (второй вентиль не показа!!, так КЯI. схема Вспомогатечь
15 ных цепей для него будет аналогична).
Вентиль содержит анод 1, верхнюю 2 и нижн1010 8 сетки, фи IbTp 4, аноды нпжнего возбуждения б и катод 6. Сетки 2 и 3 и фильтр 4 связаны вспомогательными провода20 ми 7 со шкафом сооственных нужд 8.
Аноды нии !!его возбуждения 6 защищаются разрядниками 9 и связаны трансформатором нижнего возбуждения 10 с катодным реактором 11. Цепи, отходящие от шкафа соо25 ственных нужд 8, катодного реактора 11 и разрядников 9, собраны на общую шину и подсоединены к катоду 6 через максиз1альнос токовое реле 12.
Провода всех вспомогательных цепей выби30 раются, в отличие от известных вентилей, пе
256101
Предмет изобретения
Составитель H. Нестеренко
Редактор Т. И, Гребенник Тскред T. П, Курнлко
Корректор Л. В, Юшина
Заказ 579/18 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Кокштета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 по токам, протекающим в них в нормальных и аварийных режимах, а из условия кратковременного прохождения через них главного тока, включая его аварийные значения.
При повреждении одного из вентилей моста реле 12 выдает сигнал на снятие управляющих импульсов со здорового вентиля. В инверторпом режиме преобразователь отключается защитой от опрокидывания инвертора, а в выпрямительноM режиме — защитой от пропусков зажигания.
Следует отметить, что применение в описываемом преобразовательноч мосту максимального токового реле ничего общего не имеет с обычной максимальной защитой, когда через реле или его трансформатор тока протекает номинальный рабочий ток, и реле должно срабатывать в том случае, если ток, протекающий через него, в несколько раз (больше чем в 10 раз) превышает номинальный. В данном случае через обмотку реле постоянно протекает только небольшой ток вспомогательных цепей, а при возникновении катодного пятна — — ток в 1000 и 10000 раз больший. В известном случае реле выбирается на номинальный ток, а в данном случае — из условий протекания рабочего тока вентиля в течение 0,1 — 0,2 сек.
Высоковольтный преобразовательный мост, содержащий несколько последовательно соединенных ртутных вентилей в плече, от,гичаюигийся тем, ITQ, с целью предотвращения аварий при возникновении катодного пятна на вспомогательных электродах вентиля, вспомогательные цепи каждого вентиля соединень, на общую шину и подкгночены к катоду через защитный аппарат, например электромагнит20 ное реле, выход которого включен в цепь отключения преобразовательного моста.