Патент ссср 364751

 

ОПИСAНИЕ 36

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Заявлено 04.1.1970 (№ 1393081/24-6) с присоединением заявки №

Приоритет

М. Кл. F 01р 7/16

Кййитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 621.43-71 (088.8) Опубликовано 28.Х11.1972. Бюллетень № 5 за 1973

Дата опубликова н ия описания 19.111.1973

Авторы изобретения

К. И. Генкин, В. С. Золотаревский, Ю. Н. Васильев, Г. А. Марголин, Г. И. Шербань, A. А. Окунев, В. А. Катков, А. А. Брук, Л. М. Майзель и Ю. М. Матвеев

Заявитель

СИСТЕМА ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Система воздушного охлаждения применяется преимущественно на компрессорных станциях магистральных газопроводов, оборудованных одним или несколькими газомоторными компрессорами. Ее также используют на электрических и насосных станциях, где в качестве приводных двигателей установлены двигатели внутреннего сгорания.

Системы воздушного охлаждения газомотокомпрессоров (ГМК) известны. Главный контур для охлаждения цилиндров ГМК и смазочного масла в маслоохладителях замкнут на основной воздушный теплообменнпк, снабженный жалюзями и воздушным вентилятором с механизмом изменения угла атаки лопастей. Вспомогательный контур, включенный параллельно главному для охлаждения наддувочного воздуха, замкнут на дополнительный воздушный теплообменник.

Однако эта система не обеспечивает поддержание агрегатов на компрессорных станциях в горячем резерве.

Цель изобретения — повышение эффективности системы охлаждения и поддержание агрегатов компрессорной станции в горячем резерве.

Для достижения этой цели главный контур снабжен обратным клапаном и байпасной линией, включенной между маслоохладителем и этим клапаном.

Кроме того, во вспомогательном контуре предусмотрены датчики температуры теплоносителя и окружающей среды, установленные перед охладителем наддувочного воздуха для поддержания заданной разности температурр.

На чертеже схематически показана предлагаемая система.

Система для охлаждения ГМК 1 и смазочного масла содержит два контура. Главный контур 2 с маслоохладителями 8 замкнут на группу основных воздушных теплообменников

4. Вспомогательный контур 5 для охлаждения наддувочного воздуха в воздухоохладителях б замкнут на группу дополнительных воздушных теплообменников 7.

Каждый ГМК имеет индивидуальный перепускной трубопровод 8 с обратным клапаном

9. Трубопровод 8 соединяет нагнетательную линию со входом в ГМК. Термостат 10 снабжен датчиком 11. В главный контур перед основной группой воздушных теплообменников включены байпасные линии 12, снабженные дистанционно управляемыми клапанами 18 для подвода в процессе подогрева нагретой воды к маслоохладителям. На линиях главного контура, идущих к маслоохладителям, предусмотрены обратные клапаны 14. Перед масляными охладителями установлены термо30 статы 15 с датчиками Iб. Постоянная темпе364751

65 ратура смазочного масла поддерживается путем перепуска части теплоносителя вокруг маслоохладителя. Термостаты можно установить на масляной магистрали, для чего последняя должна иметь обводную линию вокруг термостата, оборудованную дистанционно управляемым клапаном и дополнительным дистанционным клапаном, установленным на байпасной линии маслоохладителей. Это позволяет выключать термостат из работы во время подогрева ГМК.

На выходе из основной группы воздушных теплообменников установлен датчик температуры 17, воздействующий через сравнивающее 18 и исполнительное 19 устройства на пускатели вентиляторов 20, механизм изменения угла атаки лопастей 21 и жалюзи 22.

Датчик температуры представляет собой, например, манометрический термометр с аналоговым пневматическим выходным сигналом. Сравнивающее устройство выполнено, например, в виде пневмоблока, в котором сравнивается контролируемая температура с постоянной заданной. Исполнительное устройство может быть выполнено в виде пневматического мембранного механизма или поршневого гидравлического с механическим, гидравлическим или электрическим приводом.

На выходе из дополнительной группы воздушных теплообменников установлены датчики температуры теплоносителя 28 и температуры атмосферного воздуха 24, сигналы от которых поступают в суммирующее 25 и сравнивающее 26 устройства, воздействующие через исполнительное устройство 27 на пускатели вентиляторов 28, механизм изменения угла атаки лопастей 29 и жалюзи 80 дополнительной группы воздушных теплообменников.

Система имеет общую расширительную емкость 81, центробежные насосы 82, краны 88 и обратные клапаны 84.

Работает система следующим образом.

Нагретый в ГМК 1 теплоноситель сливается в расширительную емкость 31, откуда забирается насосами 82 и подается к основной и дополнительной группам воздушных теплообменников. Там тсплопоситель охлаждается до 49 — 50 С. Из основной группы воздушных теплообменников 4 охлажденный тепло носитель поступает в маслоохладители 8, пройдя которые он подается на вход в ГМК 1. На этот же вход по перепускному трубопроводу

8 подается нагретый теплоноситель, количество которого регулируется термостатом 10.

Так температура теплоносителя, охлаждающего ГМК, поддерживается постоянной.

Из дополнительной группы воздушных теплообменников 7 охлажденный теплоноситель через краны 83 подается в воздухоохладители наддувочного воздуха б, а затем поступает на слив из ГМК перед расширительной емкостью 81.

При отклонении температуры теплоносителя от 49 — 50 С на выходе из основной группы теплообменников 4 меняется выходной сигнал датчика 17, принимаемый сравнивающим устройством 18. Последнее в зависимости от величины и знака этого сигнала через исполнительное устройство 19 воздействует на выключатели вентиляторов 20, механизм изменения угла атаки лопастей 21 вентиляторов и величину открытия жалюзи 22. Так поддерживается постоянной температура на выходе из основной группы теплообменников.

При изменении температуры окружающего воздуха или теплоносителя на выходе из доголнительной группы воздушных теплообменников изменяются выходные сигналы датчиков 28 и 24, воспринимаемые суммирующим

25 и сравнивающим 26 устройствами, которые в зависимости от величины и знака разбаланса перепада температур выдают командный сигнал и через исполнительное устройство 27 воздействуют на выключатели вентиляторов 28, механизм изменения угла атаки лопастей 29 вентиляторов и величину открытия жалюзи 80. Этим обеспечивается поддержание постоянной разницы между температурой теплоносителя и температурой окружающего воздуха (в среднем, 6 — 8 С).

При изменении температуры масла импульс от датчика 16 воздействует на термостат 15, который уменьшает или увеличивает количество перепускаемого в трубопровод 8 вокруг маслоохладителя 8 охлажденного теплоносителя. При установке термостата 15 на масляной магистрали поддержание постоянства температуры масла обеспечивается путем перепуска части масла по байпасной линии мимо маслоохладителя. При этом открывается кран на этой линии и закрывается кран на обводной линии.

Для подогрева находящегося в резерве агрегата открывают клапан 13, установленный на байпасной линии 12. Нагретый теплоноситель (за счет тепла, отводимого от работающих агрегатов) поступает на вход в маслоохладитель 8, а затем в двигатель. При этом кран 88 перед воздухоохладителем б закрыт, обратные клапаны 9 и 14 не пропускают нагретый теплоноситель в главный контур, а обратный клапан 84 — к насосу 82.

При переходе от состояния горячего резерва к нормальной работе кран 83 открывается, а клапан 18 на байпасной линии 12 закрывается, и система начинает работать в описанном выше порядке.

Если термостат 15 установлен на масляной магистрали, то во время подогрева резервногс агрегата этот термостат выключается из работы посредством открытия крана на обводной линии и закрытия крана на байпасной линии (на чертеже не указано).

В качестве теплоносителя в системе может использоваться вода (конденсат), а на комг;рессорных станциях, расположенных в северных районах, преимущественно антифризы.

364?51

Предмет из об р стени я

Составитель В. Ткаченко

Техред Т. Миронова

Корректоры; А. Дзесова и Е. Сапунова

Редактор Н. Вирко

Заказ 535/6 Изд. № 147 Тираж 602 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4(5

Типография, пр. Сапунова, 2

1. Система воздушного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, например газомотокомпрессора, содержащая главный контур со встроенным в него маслоохладителем и воздушным теплообменником с вентилятором обдува теплоносителя и включенный параллельно главному вспомогательный контур с охладителем наддувочного воздуха, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности и поддержания в горячем резерве, главный контур снабжен обратным клапаном и байпасной линией, включенной между маслоохладителем и этим клапаном.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что во вспомогательном контуре предусмотрены датчики температур теплоносителя и окружающей среды, установленные перед охлади10 телем наддувочного воздуха для поддержания заданной разности температур.

Патент ссср 364751 Патент ссср 364751 Патент ссср 364751 

 

Похожие патенты:

Термостат // 361302

Изобретение относится к системам автоматического управления и регулирования тепловым режимом двигателя внутреннего сгорания, предназначено для использования на автомобилях, тракторах в строительно-дорожной, коммунальной и специальной самоходной технике, а также на стационарных и передвижных энергетических агрегатах

Изобретение относится к двигателестроению и может найти применение при изготовлении элементов системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к легковым автомобилям

Термостат // 2141567
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам поддержания постоянства температуры при охлаждении или нагреве объектов

Изобретение относится к приборам регулирования, а именно к термостатам, и может быть использовано для системы охлаждения двигателя

Изобретение относится к системе охлаждения автомобильных двигателей

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в транспортных средствах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам охлаждения тепловых машин, преимущественно двигателей внутреннего сгорания, с утилизацией тепла охлаждающей жидкости
Наверх