Способ контроля технического состояниягазотурбинного двигателя

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ВТИЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (1840690 (61) Дополнительное к авт. свнд-ву(22) Заявлено 280979 (21) 2822673/25-06 с присоединением заявки Йо (51}М. Кл

G 01 M 15/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет

Опубликовано 23,06.81.. Бюллетень Но 23 (З} УАК 62. 515 (088.8) Дата опубликования описания 230681 (72) Авторы изобретения

С.П. 3арицкий, В.И. Корнеев, Ю.Н.Синицын и В.A.Ùóðoâñêèé (71) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ клонение фактического значения КПД от исходного определяют из соотношения

Изобретение относится к турбомашиностроению и касается способов контроля технического состояния газотурбинных двигателей, в частности газотурбинных газоперекачивающих агрегатов магистральных газопроводов.

Известен способ контроля технического состояния газотурбинного двигателя путем определения отклонения фактического значения КПД от исходного значения, полученного в начальный момент эксплуатации (1) .

Недостатком известного способа является сложность контроля, связанная с определением КПД путем измерения большого количества рабочих параметров двигателя.

Цель изобретения — упрощение контроля.

10 z e К вЂ” коэффициент, характеризующий отклонение КПД от исходного значения, др др — фактическое и исходное кю хи значения перепада давле15 ний на входном патрубке, мм вод.ci .

Т вЂ .полная температура на выхлопе двигателя, Т" — полная температура перед

20 о входным патрубком компрессора, В - постоянный коэффициент, равный 2000-3500.

На фиг.1 схематично представлен

25 газотурбинный двигатель (ГТД) гаэоперекачивающего агрегата, реализующий способ; на фиг.2 — результаты эксперимента по определению значений постоянного коэффициента В для ГТД

30 различных типов.

Укаэанная цель достигается тем, что дополнительно устанавливают отношение полных температур на выхлопе двигателя и перед входным патрубком компрессора, равное значению этого отношения в начальный момент эксплуатации, затем измеряют перепад давления на входном патрубке и отВсесоюзный научно-исследовательский инст ут;:... природных газов

840690 бильна в течение года (предельное отклонение менее,2Ъ) .

Реализация способа позволяет существенно упростить контроль технического состояния ГТД и свести

5 его к измерению одной величины— перепада давлений на входном патрубке при стабилизации на заданном уровне отклонения температуры.

Формула изобретения

Агрегат содержит компрессор 1, камеру 2 сгорания с магистралью 3 подачи топлива, турбину привода компрессора 1 со ступенями 4 и 5 и турбину 6 привода 7 нагрузки (нагнетателя)

Перед входным направляющим аппаратом

8 компрессора 1 установлены равномерно по окружности датчики 9 статического давления, соединенные через осредняющий коллектор 10 с дифференциальным манометром 11, второй отвод которого соединен через коллектор 12 с датчиками 13 статического давления, расположенными перед входным патрубком 14 (конфу;зором) компрессора 1. 3а турбиной 6 привода нагрузки 7 установлен дат- 15 чик 15 полной температуры Т „,„ (при регенеративном исполнении датчик

15. размещается за регенератором), а перед патрубком 14 — датчик 16 полной температуры Т, соединенные с 2р измерителем 17 отношения полных температур. Количество датчиков в каждом сечении определяется степенью равномерности температурных полей в этом сечении.

B начальный момент эксплуатации двигатель выводят на установившийся режим с заданным отношением полных температур Т"п)Т» и измеряют исходное значение перепада давлений

hp д на выходном патрубке компрессора 1 по манометру 11.

При необходимости контроля технического состояния двигателя изменяют расход топлива, устанавливая отношение Т ",„/Т, равное значению и начальный момент эксплуатации и измеряют перепад давлений hР< по манометру 11. Затем по приведенному соотношению определяют коэффициент

К,с отклонения фактического значения 4р

КПД от исходного.

Значение постоянной В при номинальных значениях „,„ / о для широко распространенных в настоящее время газоперекачивающих агрегатов составляет

ГТК вЂ” 5 2875

ГТН вЂ” 6 2780

ГТИ вЂ” 10 3000

Как показали промышленные испытания, постоянная В достаточно ста—

Способ контроля технического состояния газотурбинного двигателя путем определения отклонения фактического значения КПД от исходного значения, полученного в начальный момент эксплуатации, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения контроля, дополнительно устанавливают отношение полных температур на выхлопе двигателя и перед входным патрубком компрессора, равное значению этого отношения в начальный момент эксплуатации, затем измеряют перепад давлений на входном патрубке и отклонение фактического значения КПД от исходного определяют иэ соотношения где Къ — коэффициент, характеризующий отклонение КПд от исходного значения;

ЬЯ >hp z — фактическое и исходное значение перепада давлений на втором патХ рубке, мм вод.ст., Т „ - полная температура на выхлопе двигателя, К, Т вЂ” полная температура пеУ о ред входным патрубком компрессора, К,;

 — постоянный коэффициент, равный 2000-3500.

Источники информации принятые во внимание при экспертизе

1. Ольховский Г.Г. Тепловые испытания стационарных газотурбинных установок. М., "Энергия", 1971.

840690

ur os ог z оя,га

Составитель A.Êëóáíè÷êèí

Техред С. Мигунова Корректор М.Демчик

Редактор А.Химчук

Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 4749/62 Тираж 907

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Способ контроля технического состояниягазотурбинного двигателя Способ контроля технического состояниягазотурбинного двигателя Способ контроля технического состояниягазотурбинного двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх