Наклонный судоподъемник с поперечным перемещением судов

 

Союз Советсннк

Соцналнстнческнк

Реслублнк

ОП ИСАЙИ Е

ИЗЬБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ()894056 (61) Дополнительное к авт. свид-ву № 282154 (22) Заявлено 04.03.80 (21) 2890529/29-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 30.12.81. Бюллетень № 48

Дата опубликования описания 30.12.81 (51) М.К .

Е 02 С 3/00

Гевударетвеиинк квнитет (53) УДК 626.5 (088.8) пе делан изввретеиий

N вткрнтий (72) Авторы изобретения

М. А. Колосов и С. В. Ларионов

Ленинградский институт водного транспорта (71) Заявитель (54) НАКЛОННЫЙ СУДОПОДЪЕМНИК

С ПОПЕРЕЧНЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ СУДОВ

Изобретение относится к транспорту и предназначено для передачи судов из бьефа в бьеф на высоконапорных гидроузлах.

По основному авт. св. № 282154 известен судоподъемник с поперечным перемещением судов, где в качестве сопрягающего устройства предусмотрен передвижной щит с клапаном для прохода судов, оборудованный опорно-ходовыми устройствами и уплотнениями 11) .

Недостатком известного судоподъемника является ненадежная работа уплотнений при передвижении щита, что приводит к износу уплотнений и к фильтрационным потерям воды.

Цель изобретения — повышение надежности работы судоподъемника.

Поставленная цель достигается тем, что контур уплотнения передвижного щита выполнен из нижнего донного и боковых участков бульбообразного резинового профиля, размещенных по периметру входного отверстия подходного канала, причем нижний донный участок уплотнения установлен параллельно наклонным путям, а боковые участки установлены перпендикулярно им.

Кроме того, бульбообразное уплотнение передви:кного щита выполнено с компенсирующей полостью, расположенной между бульбой и примыкающей к торцу подходного канала гранью и имеющей в поперечном сечении форму ромба.

На передвижном щите могут быть выполнены пазы в виде канавок полукруглого сечения, сопрягаемые с бульбообразным уплотнением, при этом нижний наклонный паз выполнен параллельно наклонным путям и сопряжен с донным участком уплотнения, а боковые пазы, сопряженные с боковыми участками, расположены перпендикулярно наклонным путям и выполнены из ряда отдельных параллельных канавок.

На фиг. 1 изображен судоподъемник, 1 план; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б- Б на фиг. 1; на фиг. 4 — узел 1 на фиг. 1.

Наклонный судоподъемник состоит из наклонных судовозных путей 1, судовозной камеры 2, канатных механизмов 3 для подь20 ема камеры 2 с судном 4, сопрягающих устройств с верхнего и нижнего бьефа.

Сопрягающее устройство состоит из подходного канала 5, ограниченного стенками 6, 894056

zo

Формула изобретения

3 и бетонной головы с устоями 7, оборудованной пазами ремонтного заграждения 8 и уплотнениями 9. К бетонной голове с устоями 7 примыкает передвижной плоский щит 10 трапецеидальной или треугольной формы, установленный на наклонные пути 11 и оборудованный полушлюзом 12, закрытым затвором 13, а также уплотнениями 14. Уплотнение 9 состоит из трех участков, обрамляющих входное отверстие канала; два участка, размещенные по торцу устоев 7, смонтированы перпендикулярно судовозным путям 1 и путям 11, а нижний участок уплотнения 9, обрамляющий днище полушлюза, выполнен параллельно как судовозным путям 1, так и путям 11.

Плоский передвижной щит со стороны подходного канала выполнен с пазами, сопрягаемыми с уплотнением 9, нижнему наклонному участку уплотнения соответствует наклонный паз, выполненный в виде канавок 15 полукруглого сечения, а боковым участкам уплотнения 9 соответствуют пазы в виде ряда канавок 16 того же сечения, расположенных перпендикулярно к путям 1.

Уплотнение 9 бульбообразного профиля состоит из круглой бульбы 17, плоской грани 18, закрепленной на бетонных устоях и днище подходного канала, а также компенсатора 19 с полостью 20, расположенного между бульбой 17 и гранью 18. Компенсатор 19 может иметь прямоугольную или ромбовидную форму, а полость 20 заполняется воздухом и сопряжена с атмосферой. Судовозная камера 2 имеет в торцах затворы 21 (затвор с другого торца камеры не показан) .

Судоподъемник работает следующим образом.

Плоский щит 10 перемещается по наклонным путям 11 и устанавливается так, чтобы глубина воды в полушлюзе 12 равнялась глубине воды в камере 2 и была достаточной для прохода судна 4 из камеры в бьеф и обратно. При перемещении щита 10 нижний участок уплотнения 9 скользит поверхностью бульбы 17 по канавке 15, а боковые участки уплотнения скользят по поверхности щита 10. При остановке щита боковые участки уплотнения попадают в канавки 16 на щите 10.

Судно 4 перемещается в камере 2 по путям 1 механизмами 3 или от нижнего бьефа к верхнему или наоборот.

Камера подходит к полушлюзу 2 щита 10 и останавливается, при этом уровень воды в бьефе и камере 2 должен быть на одной отметке. Это достигается тем, что пролет полушлюза 12, перекрытый затвором 13, выполнен больше судоходного пролета камеры 2 на величину шага перемещения щита, определяемого расстоянием между канавками 16.

После остановки камеры 2 между ее торцом и полушлюзом устанавливается уплотнение 14. Пространство между затворами 13 и 21 заполняется водой, а затворы поднимаются. Судно 4 выходит из камеры 2 в бьеф, а на его место устанавливается другое судно.

Передача судна через полушлюз в нижнем бьефе происходит в таком же порядке.

Изобретение повышает эксплуатационную надежность судоподъемника, так как снижение износа и сокращение потерь воды, особенно при перемещении полушлюза, увеличивает срок службы уплотнений, исключает из сооружения водосбросные лотки большого сечения, улучшает условия эксплуатации всех конструкций.

1. Наклонный судоподъемник с поперечным перемещением судов по авт. св № 282154, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности его работы, контур уплотнения передвижного щита выполнен из нижнего донного и боковых участков бульбообразного резинового профиля, размещенных по периметру входного отверстия подходного канала, причем нижний донный участок

30 уплотнения установлен параллельно наклонным путям, а боковые участки установлены перпендикулярно им.

2. Наклонный судоподъемник по п. 1, отличающийся тем, что бульбообразное уплотнение передвижного щита выполнено с компенсирующей полостью, расположенной между бульбой и примыкающей к торцу подходного канала гранью и имеющей в поперечном сечении форму ромба.

3. Наклонный судоподъемник по пп. 1 и 2, 4О отличающийся тем, что на передвижном щите выполнены пазы в виде канавок полукруглого сечения, сопрягаемые с бульбообразным уплотнением, при этом нижний наклонный паз выполнен параллельно наклонным путям и сопряжен с донным участ45 ком уплотнения, а боковые пазы, сопряженные с боковыми участками, расположены перпендикулярно наклонным путям и выполнены из ряда отдельных параллельных канавок.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

¹ 02288221!5544, кл. Е 02 С 3/00, 1970.

894056

Редактор Н. Ковалева

Составитель Б. Даньшин

Заказ !! 409/46

Техред A. Бойкас Ко

Тираж 696 орректор,Ч. Бокшан

ВНИИПИ Гос а

Подписное осударственного комитета СССР по делам изобретений и м, — 35, Раушская аб., д. 4/5

«атент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Наклонный судоподъемник с поперечным перемещением судов Наклонный судоподъемник с поперечным перемещением судов Наклонный судоподъемник с поперечным перемещением судов Наклонный судоподъемник с поперечным перемещением судов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидротехническому строительству и касается конструирования наклонных бескамерных судоподъемников

Изобретение относится к гидравлическим транспортным сооружениям и может использоваться для переброски судов через плотину речного гидроузла
Наверх