Складное одноколейное транспортное средство

 

1. СКЛАДНОЕ ОДНОКОЛЕЙНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, преимущественно велосипед, содержащее раму, включающую щарнирно сочлененные между собой части, первая из которых связана с задним колесом, а вторая - с рулевой колонкой, имеющей рулевой стержень и руль, установленный с возможностью поворота относительно рамы и складывания в вертикальной плоскости относительно горизонтального щарнира, а также седло с подседельным элементом, связанным щарниром с второй частью рамы, и фиксатор рабочего положения частей рамы, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции и снижения металлоемкости рамы при одновременном увеличении ее жесткости, первая часть рамы выполнена в виде жесткого треугольника, в одной из верщин которого смонтировано заднее колесо, в другой - кареточный узел, а третья вершина щарнирно соединена с второй частью рамы. О5

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1104046 зш В 62 К 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

C)

4:ь

C)

«Ь»

Фиг

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3509634/27-11 (22) 10.11.82. (46) 23.07.84. Бюл. № 27 (72) В. Я. Кадыров, С. В. Кадыров и А. В. Кадыров (53) 629.118.3 (088.8) (56) 1. Патент США № 3374009, кл. 280-287, 1968.

2. Патент Великобритании № 1448773, кл. В 7 Е, 1976 (прототип). (54) (57) 1. СКЛАДНОЕ ОДНОКОЛЕЙНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, преимущественно велосипед, содержащее раму, включающую шарнирно сочлененные между собой части, первая из которых связана с задним колесом, а вторая — с рулевой колонкой, имеющей рулевой стержень и руль, установленный с возможностью поворота относительно рамы и складывания в вертикальной плоскости относительно горизонтального шарнира, а также седло с подседельным элементом, связанным шарниром с второй частью рамы, и фиксатор рабочего положения частей рамы, отлачаюшееся тем, что, с целью упрощения конструкции и снижения металлоемкости рамы при одновременном увеличении ее жесткости, первая часть рамы выполнена в виде жесткого треугольника, в одной из вершин которого смонтировано заднее колесо, в другой кареточный узел, а третья вершина шарнирно соединена с второй частью рамы.

1104046

2. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что фиксатор выполнен в виде изогнутой пластины, размещенной на торце второй части рамы и взаимодействующей своими концами с подседельным элементом и соответствующим элементом жесткого треугольника.

3. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что фиксатор выполнен в виде гибкого звена, соединяющего подседельный элемент с второй частью рамы, при этом рама имеет дополнительное гиб1

Изобретение относится к складным одноколейным транспортным средствам, преимущественно к конструкциям велосипедов, имеющих, например, колеса малого диаметра.

Известно складное одноколейное транспортное средство, например велосипед, содержа щее раму, состоящую из шарнирно сопряженных частей, причем отдельные элементы рамы образуют между- собой жесткий треугольный контур, в двух вершинах кото- !0 рого смонтированы соответственно каретка и заднее колесо (1).

Хотя указанная конструкция обладает значительной жесткостью, однако в сложенном положении велосипед некомпактен и его нельзя катить по дороге в случае необходимостии.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является складное одноколесное транспортное средство, преимущественно велосипед, содержащее раму, включающую шарнирно сочлененные между собой части, первая из которых связана с задним колесом а вторая — с рулевой колонкой, имеющей рулевой стержень и руль, установленный с возможностью поворота относительно рамы и складывания в вер- 25 тикальной плоскости относительно горизонтального шарнира, а также седло с подседельным элементом, связанным шарниром с второй частью рамы, и фиксатор рабочего положения частей рамы (2).

Недостатками известной конструкции

30 являются сложность и значительная металлоемкость. Кроме того, конструкция имеет низкую жесткость из-за значительного количества шарниров.

Цель изобретения — упрощение кон35 струкции и снижение металлоемкости рамы при одновременном увеличении ее жесткости

Указанная цель достигается тем, что в складном одноколейном транспортном средкое звено, соединяющее рулевую колонку с кареточным узлом.

4. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что ось шарнира поворота стержня руля расположена в плоскости рамы, а шарнир выполнен в виде зубчатых полумуфт, жестко соединенных с рулем и рулевой колонкой.

5. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что шарниры соединения подседельного элемента, а также частей рамы, между собой расположены соосно. стве, преимущественно велосипеде, содержащем раму, включающую шарнирно сочлененные между собой части, первая из которых связана с задним колесом, а вторая — с рулевой колонкой, имеющей рулевой стержень и руль, установленный с возможностью поворота относительно рамы и складывания в вертикальной плоскости относительно горизонтального шарнира, а также седло с подседельным элементом, связанным шарниром с второй частью рамы, и фиксатор рабочего положения частей рамы, первая часть рамы выполнена в виде жесткого треугольника, в одной из вершин которого смонтировано заднее колесо, в другой — кареточный узел, а третья вершина шарнирно соединена с второй частью рамы.

При этом фиксатор выполнен в виде изог нутой пластины, размещенной на торце второй части рамы и взаимодействующей своими концами с подседельным элементом и соответствующим элементом жесткого треугольника.

Кроме того, фиксатор выполнен в виде гибкого звена, соединяющего подседельный элемент с второй частью рамы, при этом рама имеет дополнительное гибкое звено, соединяющее рулевую колонку с кареточным узлом.

Причем ось шарнира поворота стержня руля расположена в плоскости рамы, а шарнир выполнен в виде зубчатых полумуфт, жестко соединенных с рулем и рулевой колонкой.

Шарниры соединения подседельного элемента, а также частей рамы, между собой расположены соосно.

На фиг. 1 изображен складной велосипед, общий вид; на фиг. 2 — то же, в сложенном положении; на фиг. 3 — вид А на фиг. 2; на фиг. 4 — велосипед в полусложенном положении; на фиг. 5 — сечение

1104046

Б-Б на фиг. 4; на фиг. 6 — сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 7 — вариант выполнения велосипеда с двумя соосно расположенными шарнирами и фиксатором в виде гибкого звена; на фиг. 8 — то же, в сложенном положении; на фиг. 9 — сечение Г-Г на фиг. 8.

Складное одноколейное транспортное средство, например, велосипед, содержит раму, включающую шарнирно сочлененные между собой части 1 и 2. Часть 1 рамы связана с задним колесом, а часть 2 — с рулевой колонкой 3. Элементы рамы имеют, например, трубчатую форму. Вблизи заднего торца части 2 рамы расположены два шарнира 4 и 5, соединяющие указанную часть рамы соответственно с подседельным

15 элементом б седлами и с частью 1 рамы, последняя представляет собой треугольник, в одной из вершин которого смонтировано заднее колесо 7, в другой — кареточный узел 8, а в третьей расположен шарнир 5. 20

Рама велосипеда имеет фиксатор 9, выполненный в виде изогнутой пластины, размещенной на торце части 2 рамы. Фиксатор служит для ограничения поворота подседельного элемента б седла и части 1 рамы, таким образом концы пластины фиксатора служат упорами, один из которых ограничивает увеличение расстояния между колесами, а другой — между седлом и рулем.

Шарниры 4 и 5 обеспечивают независи мый поворот п одс едел ьного элемента 6 седла и части 1 рамы относительно ее части 2.

Для устранения люфтов в шарнирах используются подшипники качения.

На части 2 рамы установлен фиксатор рабочего положения частей рамы, который может быть выполнен в виде подпружиненной защелки 10, взаимодействующей при складывании велосипеда с упором 11, размещенным под кареткой (фиг. 1, 4 и 7) .

Руль 12 имеет основание 13, оканчивающееся стержнем 14, установленным внутри рулевой колонки (фиг. 1, 4 и 6), соедине- 40 ние указанных элементов выполнено известным способом с помощью шарикоподшипников. Снизу стержня 14 смонтирована вилка 15, зафиксированная при помощи резьбового элемента (фиг. 6). На основании 13 руля расположен шарнир, связывающий Т-образный руль 12 с его основанием 13. Указанный шарнир выполнен в виде сочлененных между собой при помощи винта 16 частей 17 и 18, причем часть 17 связана с рулем, часть 18 — с основанием руля, а винт 16 расположен в плоскости рамы велосипеда. На торцах частей 17 и 18 имеются зубья, таким образом указанные части образуют две зубчатые полумуфты. При затяжке винта 16 руль 12 надежно фиксируется относительно его основания, при ослаблении возможен поворот руля относительно рамы велосипеда и складывание руля в вертикальной плоскости.

Когда велосипед используют для езды, расстояние между осями его колес и между рулем и седлом максимальное. В этом случае фиксация частей рамы происходит за счет их сил тяжести, а когда сидит велосипедист, то и за счет его силы тяжести, при этом подседельный элемент 6 и часть 1 рамы прижаты к пластине фиксатора 9.

В другом варианте выполнения. складного велосипеда (фиг. 7-9) для упрощения конструкции шарниры 4 и 5 расположены соосно, образуя совмещенный шарнир 19 относительно которого производят поворот подседельного элемента 6 и части 1 рамы.

Фиксатор может быть выполнен в виде гибких звеньев 20 и 21 (например, в виде троса, цепи) .

Складывание и раскладывание велосипеда производят следующим образом.

Взявшись одной рукой за рулевую колонку (или подседельный элемент) резким движением слегка при поднимают велосипед.

При этом часть 1 рамы под действием силы тяжести поворачивается относительно своего шарнира 5 (или шарнира 19 во втором варианте выполнения) . Перемещение части рамы продолжается по инерции до тех пор, пока защелка 10 не захватит упор 11 (фиг.

4). В этом полусложенном положении велосипед можно катить или нести, держась рукой за часть 2 рамы.

Для приведения велосипеда в рабочее положение достаточно нажать на защелку

l0, в этом случае под действием силы тяжести часть 1 рамы поворачивается вокруг шарнира до взаимодействия с фиксатором 9.

Для обеспечения поворота части рамы оси шарниров 4 и 5 (или шарнира 19) должны быть параллельны оси каретки, а вертикаль, проходящая через центр седла, должна быть ближе к заднему колесу, чем вертикаль, проходящая через шарниры 4 и 5 (или шарниры 19) . Кроме того, последняя вертикаль должна всегда находиться между передним и задним колесами. Для получения полностью сложенного положения велосипеда (фиг. 2, 3 и 8) поворачивают руль с передним колесом примерно на 90 . Затем подседельный элемент поворачивают вокруг оси шарнира 4, ослабляют винт 16 до выхода зубьев полумуфт из зацепления и поворачивают руль вокруг оси шарнира вниз. После поворота руля он располагается в плоскости, параллельной плоскости рамы велосипеда, а рукоятки 22 руля не выходят за габариты сложенного велосипеда. С этой целью Т-образная часть руля должна быть вынесена за пределы рулевой колонки.

Таким образом, предлагаемый складной велосипед имеет простую конструкцию, компактен в сложенном положении и в случае необходимости в полусложенном положении может катиться по дороге, не занимая много места.

1104046

1104046

1104046 иг.

Г-Г

laz.0

Редактор А. Шишкина

Заказ 4985/12

Составитель И. Антропова

Техред И. Верес Корректор О. Билак

Тираж 427 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Складное одноколейное транспортное средство Складное одноколейное транспортное средство Складное одноколейное транспортное средство Складное одноколейное транспортное средство Складное одноколейное транспортное средство Складное одноколейное транспортное средство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкциям одно- или двухместных велосипедов, трансформируемых или нетрансформируемых

Изобретение относится к складным велосипедам и мопедам

Изобретение относится к транспортным средствам, приводимым в движение мускульной силой человека, а именно к велосипедам

Изобретение относится к складным велосипедам и их рулевым устройствам

Изобретение относится к складным трехколесным велосипедам с расположением велосипедиста полулежа

Изобретение относится к складным грузовым велосипедам для езды полулежа с приводом на переднее колесо

Изобретение относится к складным велосипедам

Изобретение относится к складным трехколесным велосипедам с расположением велосипедиста полулежа

Изобретение относится к велосипедам с кривошипно-шатунной трансмиссией

Изобретение относится к веломобилям с изменяемыми в соответствии с ростом водителя эргономическими параметрами
Наверх