Подшипниковый узел скольжения

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к подшипниковому узлу скольжения, и может быть использовано в узлах трения тяжелонагруженных машин и механизмов. Цель изобретения повышение работоспособности узла. Подшипниковый узел содержит вал, корпус и обойму со смазочным элементом и средством для осевого возвратно-поступательного перемещения последнего. Это средство снабжено торцовым волновым редуктором, уменьшающим частоту возвратно-поступательных перемещений смазочного элемента Надежность работы вала повышается за счет равномерного износа и снижения интенсивности подачи твердой смазки. 3 ил

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

>s F 16 С17/02

ПЭСУДАРСТВЕННЬ!И КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

8;;L ()iv33Afl

Л :Г:.."«4 I "" i!

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ql V V

00 ,(лЭ )> (21) 4650664/27 (22) 13.02.89 (46) 23.06.91. Бюл. N. 23 (71) Ивано-Франковский институт нефти и газа (72) В.Я.Белоусов, М.И.Бурда, Б.П.Голубков и А.И,Кардаш (53) 621.822,5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 903603, кл. F 16 С 33/04, 1980. (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипниковому узлу

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения тяжелонагруженных механизмов.

Целью изобретения является повышение работоспособности узла путем снижения скорости скольжения смазочного вкладыша о поверхность вала.

На фиг.1 изображен подшипниковый узел скольжения, разрез вдоль оси: на фиг.2— разрез А — А на фиг,1; на фиг.3 — разрез Б — Б на фиг.1.

Узел содержит корпус 1, охватывающий вал 2, смазочный вкладыш 3, размещенный в полости 4 корпуса .1, обойму 5 с упругим элементом в виде плоской пружины 6 для поджатия смазочного вкладыша 3 к валу

2. Плоская пружина 6 поджата к смазочному вкладышу 3 регулировочным винтом 7, установленным в крышке 8, которая зафиксирована на корпусе 1 винтом 9, Выступ 10 обоймы 5 входит в наклонную кольцевую канавку 11. выполненную на втулке 12, установленной на валу 1 с возможностью враще„„ЯЦ„„1657783 А1 скольжения, и может быть использовано в узлах трения тяжелонагруженных машин и механизмов. Цель изобретения - повышение работоспособности узла. Подшипниковый узел содержит вап, корпус и обойму со смазочным элементом и средством для осевого возвратно-поступательного перемещения последнего. Это средство снабжено торцовым волновым редуктором, уменьшающим частоту возвратно-поступательных перемещений смазочного элемента. Надежность работы вала повышается за счет равномерного износа и снижения интенсивности подачи твердой смазки. 3 ил, ния. Шайба 13 зафиксирована на валу с помощью винта 14. а торец ее выполнен наклонным к оси вала 2. Бурт 15 вала и шайба

13 ограничивают осевое перемещение втулки 12, на которой с помощью винтов 16 закреплен сепаратор 17 с отверстиями. выполненными вдоль оси вала, в которых размещены подвижные в осевом направлении стержни 18. Стержни одним концом взаимодействуют с наклонной торцовой поверхностью шайбы 13, а другим — с торцевым зубчатым венцом 19, закрепленным неподвижно на корпусе 1 винтом 20. Цепочка последовательно взаимосвязанных деталей (вал 2, шайба 13, стержни 18, сепаратор 17, торцовой зубчатый венец 19, втулка 12 с наклонной кольцевой канавкой 11 и выступ

10 обоймы со смазочным вкладышем) образует средство для осевого возвратно-поступательного перемещения вкладыша на валу, причем шайба, стержни, сепаратор, торцевый зубчатый венец и втулка являются торцевым волновым редуктором, приводи1657783

Ne >c в с ч=

Узел работает следующим образом.

При вращении вала 2 с закрепленной на нем шайбой 13 ее наклонный торец обуславливает последовательное перемещение в осевом направлении всех стержней 18. образующих бегущую волну. При этом эа один оборот шайбы 13 сепаратор 17 повернется на угол во столько раэ меньший, сколько стержней содержит волновая передача, а следовательно, передаточное отношение i между частотой а вращения вала и частотой в, вращения сепаратора (т,е. частотой возвратно-поступательных перемещений смазочного вкладыша) определяется соотношением где z< — число стержней;;

zb — число зубьев торцового венца, 8арьируя количеством стержней 18, можно подобрать необходимое передаточное отношение, когда, например, эа 10-20 оборотов вала обеспечивается только одно возвратно-поступательное перемещение смазочного вкладыша вдоль оси вала. Поскольку скорость скольжения вкладыша о вал является векторной суммой двух составляющих: скорости Ч от вращения вала относительно корпуса и скорости Vz перемещения вкладыша вдоль вала, то суммарная скорость определяется соотношением при уменьшении Vz в 10 — 20 раз, что достигается введением волнового редуктора, обеспечивается уменьшение суммарной

50 скорости скольжения Ч, что спосособствует уменьшению разогрева и износа твердой смазки, а также уменьшению частоты вибрации, положительно сказывающемся на условиях работы персонала, обслуживающего оборудование. Частота вибрации при вращении вала с частотой 3000 мин снижается

-1 с 50 Гц в 10-20 раэ. Кроме того. г олностью исключается копирование на вкладыше 3 дефектов профиля вала 2, чем обеспечивается равномерный износ и возможность снижения интенсивности подачи твердой смазки, т.е. более экономичное ее расходование, что повышает работоспособность узла.

Формула изобретения

Подшипниковый узел скольжения, содержащий вал с установленным на нем корпусом, в полости которого размещена обойма с выступом и подпружиненным в осевом направлении смазочным вкладышем и средство для осевого возвратно-поступательного перемещения вкладыша, выполненное в виде наклонной кольцевой канавки и установленного в ней выступа обоймы, о тл и ч а ю шийся тем, что. с целью повышения работоспособности узла путем снижения скорости скольжения смазочного вкладыша о поверхность вала, средство для осевого возвратно-поступательного перемещения вкладыша снабжено торцевым волновым редуктором, содержащим втулку, установленную с воэможностью вращения на валу, шайбу с торцевой наклонной поверхностью, установленную и неподвижно закрепленную на валу, торцевый зубчатый венец, неподвижнозакрепленный на корпусе, сепаратор, установленный на валу и неподвижно соединенный с втулкой и выполненный с отверстиями вдоль оси вала, в которых размещены стержни с возможностью осевого перемещения, количество которых на единицу меньше количества зубьев торцевого венца, с контактом с торцевой поверхностью шайбы с одной стороны и зубьями торцевого венца — с другой, при этом наклонная кольцевая канавка выполнена на втулке, 1657783

1б57783

Составитель А. Долинский

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор С. Шевкун

Редактор И. Шулла

Производственно-издательский комбинат "Патент". г. Ужгород. ул.Гагарина, 101

Заказ 1701 Тираж 435 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Подшипниковый узел скольжения Подшипниковый узел скольжения Подшипниковый узел скольжения Подшипниковый узел скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в регулируемых опорах скольжения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения

Изобретение относится к прокатному производству и наиболее эффективно может быть использовано в нажимных устройствах листовых прокатных станов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения для судовых электрических машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опоре скольжения, и может быть использовано в узлах трения, где необходима автокомпенсация износа, особенно в малогабаритных опорах с повышенной частотой вращения

Изобретение относится к судостроению, в частности к действующим подшипникам, и предназначено для использования на судах, преимущественно на ледоколах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателестроении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах турбин различного назначения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в скоростных высоконагруженных устройствах, центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высокоскоростных высоконагруженных устройствах: центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов, эксплуатирующихся в условиях высоких радиальных нагрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях быстроходных компрессоров, газовых и паровых турбин насосов и других роторных машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорных подшипниках скольжения с разрезной конструкцией вкладыша для турбореагентов тепловых электростанций

Изобретение относится к области механики и может быть использовано в турбоагрегатах тепловых электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в прокатных станах
Наверх