Мотор-колесо

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для перемещения объектов с использованием энергии текучей среды, и может быть применено в транспортных, подъемных и других подобных машинах. Цель изобретения - уменьшение габаритов при увеличении крутящего момента за счет увеличения рабочей площади штока. Мотор-колесо содержит корпус, состоящий из двух частей 1 и 2, жестко связанных между собой и образующих рабочую камеру 3, а между частями корпуса жестко закреплен один конец диафрагмы 4, при этом в деталях 1 и 2 имеются каналы 5 для подвода и отвода энергоносителя. Другой конец диафрагмы 4 жестко закреплен на штоке 7 посредством кольца 8. Гайки 9 и 10 жестко связаны со штоком 7, который, в свою очередь, связан с корпусом посредством пальцев 11 с возможностью возвратно-поступательного движения. При этом гайки 9 и 10 взаимодействуют соответственно с винтами 12 и 13 и образуют две винтовые пары со встречной навивкой. Винты 12 и 13 застопорены на основании машины двумя храповыми механизмами в направлении, противоположном вращению колеса. Механизм реверса состоит из двух кулачковых шайб 16, размещенных по обе стороны винтовых пар с возможностью взаимодействия с собачками 15 храпового механизма. Кулачковые шайбы 16 жестко закреплены на тяге 17 с рычагом 18. Энергораспределители 19, служащие для подвода и отвода энергоносителя из двух полостей рабочей камеры, представляют собой кольца с кольцевыми секторными каналами (подводящими и отводящими), скользящие по бронзированной поверхности 22, выполненной на составных частях 1 и 2 корпуса. Мотор-колесо закреплено в подшипниках 23 скольжения с крышками 24, причем энергораспределители 19 связаны с подшипниками 23 скольжения посредством пальцев, выполненных как одно целое с подшипниками 23 и предотвращающих проворот энергораспределителей 19, но позволяющих энергораспределителям совершать возвратно-поступательное движение. 4 з.п.ф-лы, 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

151)5 В 60 К 7/00

ГОСУДАРСТВЕННЫ И КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

f8

f2

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4710634/11 (22) 26.06.89 (46) 07.07.91. Бюл. М 25 (71) Научно-исследовательский горнорудный институт (72) А.P.×eðíåíêî, M.B.Pàâöîâ и А.B.Шпак (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

% 1100155, кл. В 60 К 7/00, 1983

„„SU 1661005 А1 (54) МОТОР-КОЛЕСО . (57) Изобретение относится к машиностроению. в частности к устройствам для перемещения объектов с использованием энергии текучей среды, и может быть применено -в транспортных, подьемных и других подо бных машинах. Цель изобретения — умень шение габаритов при увеличении крутящего момента за счет увеличения рабочей площа1661005 ди штока. Мотор-колесо содержит корпус, состоящий иэ двух частей 1 и 2, жестко связанных между собой и образующих рабочую камеру 3, а между частями корпуса жестко закреплен один конец диафрагмы 4, при этом в деталях 1 M 2 имеются каналы 5 для подвода и отвода энергоносителя. Другой конец диафрагмы 4 жест о закреплен на штоке 7 посредством кольца 8. Гайки 9 и 10 жестко связаны со штоком 7, который, в свою очередь, связан с корпусом посредством пальцев 11 с возмо>кностью возвратнопоступательиого движения. При этом гайки

9 и 10. взаимодействуют соответственно с винтами 12 и 13 и образуют две винтовые пары со встречной навивкай, Винты 12 и 13 застопорены на основании машины двумя храповыми механизмами в направлении, противополо>киом вращению колеса. Механизм реверса cocrom из двух кулачковых шайб 16. размещенных по збе стороны винИзобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для перемещения объектов с использованием энергии текучей среды, и может быть применено в транспортных, подьемных и других подобных машинах, Цель изобретения — уменьшение габаритов при увеличении крутящего момента за счет рабочей площади штока, На фиг.1 показано мотор-колесо, разрез; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг,3 ! — разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.4 — знергораспределитель; на фиг.5 — разрез В-В иа фиг,4; на фиг.6 — разрез Г-Г на фиг.4.

Мотор-колесо содерж лт составной корAQc, состоящий из jgB) x частей 1 и 2 (фиг.1), жестко связанных между собой и образующих рабочую камеру 3, а между частями 1 и

2 корпуса жестко закреплен один конец диафрагмы 4, В частях 1, и 2 имеются каналы для подвода 5 и для отвода 6 энергоносителя. Другой конец диафрагмы 4 жестко закреплен на штоке 7 посредством кольца 8, Гайки 9 и 10 жестко связаны са штоком 7, который связан с корпусом посредством пальцев 11 с возможностью возвратно-поступательногоо движения, при атом гайки 9 и

10 взаимодействуют соответственно с винтами 12 и 13 и образуют две винтовые пары со встречной иавивкой. Винты 12 и 13 застопорены на основании машины двумя храповыми механизмами в направлении, противоположном вращению колеса, Храповые механизмы состоят из шайб 14 (фиг,1 товых пар с возможностью взаимодействия с собачками 15 храпового механизма.Кулачковые шайбы 16 жестко закреплены на тяге с рычагом 18. Энергораспределители 19, служащие для подвода и отвода энергоносителя из двух полостей рабочей камеры, представляют собой кольца с кольцевыми секторными каналами (подводящими и отводящими), скользящие по бронзированной поверхности 22, выполненной иа составных частях 1 и 2 корпуса. Мотор-колесо закреплено в подшипниках 23 скольжения с крышками 24, причем энергораспределители 19 связаны с подшипниками 23 скольжения посредством пальцев, выполненных как одно целое с подшипниками 23 и предотвращающих проворот энергораспределителей 19, ио позволяющих энергораспределителям совершать возвратно-поступател ьное движение. 4 з.п,ф-лы, 6 ил, и 2) со свободно посаженными в них подпружиненными собачками 15, причем последние размещены попарно и встречно направлены, а свободные концы винтов 12

5 и13 выполнены в виде храпового колеса, взаимодействующего с шайбой 14 через собачки 15. Механизм реверса состоит из двух кулачковых шайб 16, размещенных по обе стороны винтовых пар с возможностью вза10 имодействия с собачками 15 храпового механизма, Кулачковые шайбы 16 жестко закреплены на тяге 17 с рычагом 18. Энергораспределители 19, служащие для подвода и отвода энергоносителя из двух

15 полостей рабочей камеры, представляют собой кольца (фиг.4 — 6) с кольцевыми секторными каналами (подводящими 20 и отводящими 21), скользящие по бронзированной поверхности 22, выполненной на со20 ставных частях 1 и 2 корпуса, Мотор-колесо закреплено в подшипниках 23 скольжения с крышками 24 (фиг.1). причем энергораспределители 19 связаны с подшипниками 23 скольжения посредством пальцев 25

25 (фиг.4 — 6), выполненных за одно целое с подшипниками 23 и предотвращающих энергораспределители 19 от проворота, но позволяющих энергораспределителям 19 совершать возвратно-поступательное дви30 жение. В подшипниках 23 имеются каналы

26 для подвода энергоносителя.

Мотор-колесо работает следующим образом.

1661005

15

Энергоноситель по каналу 26 в подшипнике 23 скольжения (фиг,1 — 6) попадает к энергораспределителю 19 и далее через подводящие каналы 20 и 5 попадает в рабочую камеру 3, в которой, воздействуя на шток 7 и диафрагму 4, заставляет шток 7 двигаться в осевом направлении, а так как винты 12 и 13 имеют встречную навивку и застопорены в направлении, противоположном вращению колеса, то один из винтов вращается в направлении вращения колеса, а второй, застопоренный храповым механизмом, заставляет гайку 9 или 10 вращаться вокруг своей оси, Ввиду того, что гайки 9 и 10 и шток 7 жестко связаны и посредством пальцев связаны с корпусом колеса, то крутящий момент, создаваемый в паре винт — гайка, передается на корпус, колесо начинает вращаться. При обратном ходе штока 7 функции винтов 12 и 13 меняются: тот винт, который создавал крутящий момент, свободно вращается в направлении вращения колеса, а другой винт создает крутящий момент.

Энергорасп ределение осуществляется следующим образом. Энергоноситель по каналу (фиг.6) попадает к энергораспределителю 19 и прижимает его к бронзированной поверхности 22 (фиг.1), гладко притертой с энергораспределителем 19, далее через сквозные каналы 20 в энергораспределителе 19 и каналы 5 в составной части 2 корпуса энергоноситель попадает в рабочую камеру 3. По мере вращения колеса каналы 5 перекрываются энергораспределителем 19 и подача энергоносителя в рабочую камеру 3 прекращается. В это время происходит совмещение глухих каналов 21, выполненных в энергораспределителе 19, с каналами 5 и 6, выполненными в составной части корпуса 2 (фиг.4 — 6), и энергоноситель через каналы 5, 21 и 6 отводится из камеры

3. В другой полости рабочей камеры 3 осуществляются обратн ые процессы. Переходы мотор-колесом "мертвых зон-, т.е. зон между прекращением подвода и началом отвода энергоносителя, осуществляется за счет того, что мотор-колеса работают на машине попарно и имеют смещение по времени между подводами и отводами энергоносителя.

Реверс мотор-колеса осуществляется поворотом рычага 18 (фиг.1) на определенный угол, а так как рычаг 18 жестко связан с тягой 17 (фиг.3), на которой жестко посажены две кулачковые шайбы 16 с возможностью взаимодействия с собачками 15 храпового механизма, то тем самым выводятся из зацепления с храповыми колесами, выполненными на головках винтов 12 и 13, собачки 15, стопорящие винты 12 и 13 в одном направлении, и вводятся в зацепление собачки 15, стопорящие винты 12 и 13 в противоположном направлении, Формула изобретения

1.Мотор-колесо, содержащее приводной узел. смонтированный в корпусе колеса, включающий рабочую камеру, энергораспределитель, периодически сообщающий рабочую камеру с подводящим и отводящим каналами, шток и механизмы стопорения и реверса, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшении габаритов при увеличении крутящего момента за счет увеличения рабочей площади штока, приводной узел выполнен в виде двух винтовых пар со встречной навивкой, у которых винты застопорены на основании машины механизмом стопорения в направлении, противоположном вращению колеса, а гайки жестко связаны со штоком, размещенным внутри рабочей камеры и связанным с корпусом колеса, на котором размещен энергораспределитель.

2.Мотор-колесо по п.1, о т л и ч а.ю— щ е е с я тем, что камера снабжена диафрагмой, один конец которой соединен с ободом колеса, а другой — со штоком.

3.Мотор-колесо по п.1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что винты винтовой пары застопорены храповым механизмом.

4.Мотор-колесо по пп.1 и 2, о т л и ч а ющ е е с я тем, что механизм реверса выполнен в виде связанных между собой посредством тяги кулачковых шайб, размещенных по обе стороны винтовых пар с возможностью взаимодействия с собачками храпового механизма.

5.Мотор-колесо по п.1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что энергораспределитель выполнен в виде кольца с кольцевыми секторными каналами.

1661005

1661005

Составитель СЯанкратов

Техред М.Моргентал Корректор M.Äåì÷èê

Редактор И.Горная

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2087 Тираж 338 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета.по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35, Раущская наб., 4/5

Мотор-колесо Мотор-колесо Мотор-колесо Мотор-колесо Мотор-колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к машинам специального назначения, а именно к моторколесам

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к расположению электродвигателя в его ведущих колесах и прежде всего к системе охлаждения элементов мотор-колеса

Изобретение относится к промышленному транспорту, а именно к грузовым тележкам с ведущими ходовыми колесами

Изобретение относится к приводам машин и может быть использовано в трансмиссиях мобильных машин

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к управляемым мостам транспортных, строительных и дорожных машин, преимущественно к автогрейдерам

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в качестве привода транспортного средства

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к наземному транспорту и может быть использовано в качестве колеса или ведущей звездочки в ходовой части колесных или гусеничных машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно, к торцевым электрическим машинам с короткозамкнутыми роторами или постоянными магнитами и двумя статорами и может найти применение в электроприводе промышленных роботов, транспорте, робокарах или в электрокарах и электромобилях

Изобретение относится к приводным устройствам для передвижных средств, и может быть использовано при изготовлении роликовых платформ, инвалидных колясок и комплектующих их приводных мотор-колес

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве источника энергии для электропривода

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве мотор-колеса транспортных средств

Изобретение относится к транспортному средству, приводимому в движение мышечной силой, в частности к креслам-коляскам

Изобретение относится к области энергомашиностроения
Наверх