Устройство управления фрикционными муфтами гидромеханической трансмиссии транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам управления фрикционными муфтами гидромеханической трансмиссии (ГМТ). Цель изобретения - повышение эффективности путем обеспечения плавного включения фрикционных муфт трансмиссии. Устройство содержит гидрораспределитель 9, сигнэлиз&тор переключения ступеней 12, гидроаккумулятор 24, клапан разблокировки (КР) 29 гидротрансформатора (ГТ) 2, электрогидравлический клапан 36 включения блокировки ГТ 2 и дроссель 11, установленный в магистрали подвода рабочей жидкости к гмдрораспределителю 9. Для включения какой-нибудь ступени в ГМТ необходимо к соответствующему гидроцилиндру (ГЦ) подвести рабочую жидкость от источника 10 с помощью гидрораспределителя 9. В момент подключения ГЦ к источнику рабочей жидкости давление в задроссельном участке магистрали 16 резко падает, что вызывает срабатывание сигнализатора 12 переключений ступеней. При этом пружинные полости гидроаккумулятора 24 и КР 29 сообщаются со сливом через сигнализатор 12, что вызывает разблокировку ГТ 2, если он был заблокирован, а ГЦ заполняется рабочей жидкостью.После выбора зазоров между дисками фрикциона давление повышается и при некотором его уровне в работу вступает гидрозккумулятор 24, который благодаря регулированию темпа нарастания давления обеспечивает плавное включение фрикционов ГМТ. В конце процесса регулирования давления сигнализатор 12 возвращается в исходное состояние, сообщая пружинные полости гидроаккумулятора 24 и КР 29 с источником давления, клапан разблокировки также возвращается в исходное состояние, а ГТ 2 снова блокируется. 3 ил. (Л сь VI 00 сь ел о

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5l)s В 60 К 41/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕ НИЯ!

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4745237/11 (22) 03.10.89 (46) 23.09.91. Бюл, hh 35 (71) Могилевский машиностроительный институт (72) B. П. Тарасик, Н, Н, Горбатенко и С. К. Крутолевич (53) 629,115(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР й. 1530498, кл. В 60 К 41/06, 1987. (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ МУФТАМИ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам управления фрикционными муфтами гидромеханической трансмиссии (ГМТ). Цель изобретения — повышение эффективности путем обеспечения плавного включения фрикционных муфт трансмиссии. Устройство содержит гидрораспределитель 9, сигнализатор переключения ступеней 12, гидроаккумулятор 24, клапан раэблокировки (КР) 29 гидротрансформатора (ГТ) 2, электрогидравлический клапан 36 включения блокировки ГТ 2 и дроссель 11, установленный в магистрали

„„Ы ÄÄ 1678659 А1 подвода рабочей жидкости к гидрораспоеделителю 9. Для включения какой-нибудь ступени в ГМТ необходимо к соответствующему гидроцилиндру (ГЦ) подвести рабочую жидкость от источника 10 с помощью гидрораспределителя 9, В момент подключения ГЦ к источнику рабочей жидкости давление в задроссельном участке магистрали 16 резко падает, что вызывает срабатывание сигнализатора 12 переключения ступеней. При этом пружинные полости гидроаккумулятора 24 и

KP 29 сообщаются со сливом через сигнализатор 12, что вызывает разблокировку ГТ 2, если он был заблокирован, а ГЦ заполняется рабочей жидкостью. После выбора зазоров между дисками фрикциона давление повышается и при некотором его уровне в работу вступает гидроаккумулятор 24, который благодаря регулированию темпа нарастания давления обеспечивает плавное включение фрикционов ГМТ. В конце процесса регулирования давления сигнализатор 12 возвращается в исходное состояние, сообщая пружинные полости гидроаккумулятора 24 и

KP 29 с источником давления, клапан разблокировки также возвращается в исходное состояние, а ГТ 2 снова блокируется. 3 ил.

1678659

Изобретение относится к области транспортной техники, а именно к устройствам управления гидромеханическими трансмиссиями с блокируемым гидротрансформатором, в которых процесс переключения передач осуществляется с разрывом потока мощности.

Целью изобретения является повышение эффективности путем обеспечения плавного включения фрикционных муфт трансмиссии, На фиг. 1 представлена принципиальная гидравлическая схема устройства управления фрикционн ыми муфтами гидромеханической трансмиссии транспортного средства; на фиг. 2 — график, характеризующий изменения давления в устройстве при переключении ступеней в трансмиссии; на фиг. 3- диаграмма перемещения гидравлических элементов устройства при переключении ступеней.

Устройство описывается для гидромеханической трансмиссии с четырьмя ступенями и блокируемым гидротрансформатором.

Трансмиссия 1 (фиг. 1) состоит из гидротрансформатора 2 и коробки 3 передач. Гидротрансформатор 2 имеет блокировочный фрикцион с гидроцилиндром 4, а коробка 3 передач имеет фрикционные муфты, управляемые гидроцилиндрами 5-8, Устройство управления фрикционными муфтами трансмиссии 1 содержит переключатель передач, выполненный в виде многопозиционного гидрораспределителя 9, сообщенного с гидробаком, с гидроцилиндрами 5 — 8 фрикционных муфт трансмиссии 1 и с источником 10 давления рабочей жидкости. В магистрали, связывающей источник

10 рабочей жидкости и гидрораспределитель 9, установлен дроссель 11 постоянного сечения. Сигнализатор 12 переключения ступеней выполнен в виде двухпозиционного подпружиненного золотникового клапана 13 с полостью 14 управления, расположенной со стороны, противоположной его пружине, и связанной гидролинией 15 с задроссельным участком 16 магистрали подвода рабочей жидкости к гидрораспределителю 9. Сигнализатор переключения ступеней имеет вход 17, подключенный магистралью 18 к напооному участку 19 магистрали подвода рабочей жидкости к гидрораспределителю 9, и два выхода 20 и

21. Первый из них сообщен с задроссельным участком 16 магистрали подвода рабочей жидкости к гидрораспределителю 9, а также посредством гидролинии 22 связан с рабочей полостью 23 гидроаккумулятора 24 с подпружиненным поршнем 25. В гидроли5

55 нии 22 установлен дроссель 26 постоянного сечения.

Второй выход 21 сигнализатора 12 гидролинией, в которой установлен дроссель 27 постоянного сечения, сообщен с пружинной полостью гидроаккумулятора 24. В корпусе аккумулятора выполнена проточка, соединенная гидролинией 28 с пружинной полостью клапана 29 разблокировки, выполненного в виде двухпозиционного подпружиненного золотника 30. Полость 31 управления клапаном 29 разблокировки и его вход 32 гидролинией 18 связаны с напорным участком 19 магистрали подвода рабочей жидкости к гидрораспределителю 9.

В гидролинии 33, сообщенной с пружинной полостью 29 клапана, установлен дроссель

34. Выход клапана разблокировки связан гидролинией 35 с входом электрогидравлического клапана 36 включения блокировки гидротрансформатора 2. Выход электрогидравлического клапана 36 сообщен гидролинией 37 с гидроцилиндром 4 фрикционной муфты блокировки гидротрансформатора 2, Устройство управления работает след1ющим образом, В исходном состоянии устройства (фиг, 1) гидроцилиндры 6 — 8 коробки 3 передач гидромеханической трансмиссии 1 сообщены с гидробаком через гидрораспределитель 9, а гидроцилиндр 5 — с источником 10 давления рабочей жидкости, что соответствует первой ступени трансмиссии 1, Гидротрансформатор 2 разблокирован, его гидроцилиндр сообщен со сливом через гидролинию 37 и клапан 36, Для переключения с первой ступени на вторую водитель, исходя из условий движения транспортного средства, должен в некоторый момент времени ti (фиг, 2 и 3) переместить гидрораспределитель 9 вправо на одну позицию. При этом гидроцилиндр 5 фрикционной муфты первой ступени сообщается с гидробаком через гидрораспределитель 9, что приводит к размыканию фрикционной муфты первой ступени, а гидроцилиндр 6 фрикциона второй ступени подключается к магистрали подвода рабочей жидкости от источника 10 давления к гидрораспределителю 9. В момент подсоединения гидроцилиндра 6 к магистрали на дросселе 11 возникает большой перепад давлений.ДавлениеР1я в напорном участке магистрали многократно превышает давление Ри в ее задроссельном участке (фиг. 2).

Как только давление Р1е в задроссельном участке магистрали станет меньше давления срабатывания сигнализатора 12 Р золотник 13 сигнализатора 12 перемещается вправо и выталкивает жидкость из поло1678659

55 сти 14 управления по каналам 15 и 16 в гидроцилиндр 6. Пружинная полость аккумулятора 2 и связанная с ней каналом 28 пружинная полость клапана 29 разблокировки отсоединяются от входа 17 сигналиэатора и сообщаются с его дренажным каналом, связанным с гидробаком, а выход

20 сообщается с входом 17. Давление жидкости в пружинной полости клапана раэблокировки становится равным нулю, и его золотник 30 в момент времени tt скачкооб-! разно перемещается вправо до упора под действием силы давления жидкости в полости 31 управления, которая каналом 18 сообщена с напорным участком 19, Вход 32 клапана 29 перекрывается боковой поверхностью золотника 30, à его выход сообщается с гидробаком. При этом пружинная полость клапана 29 также сообщается с гидробаком через дренажный дроссель 34 в канале 33. Следовательно, если к моменту переключения ступеней гидротрансформатор 2 находится в заблокированном состоянии, то он разблокируется ввиду падения до нуля давления Р4 в гидроцилиндре 4 его фрикционной муфты.

Одновременно с этим идет процесс заполнения рабочей жидкостью гидроцилиндра 6 как через дроссель 11 постоянного сечения, так и через сигнализатор 12 переключения ступеней. Во время заполнения гидроцилиндра 6 в эадроссельном участке

16 магистрали подвода жидкости к гидрораспределителю 9 устанавливается значительный расход жидкости, поэтому величина давления Р в точке подключения с помощью канала 22 рабочей полости

23 гидроаккумулятора 24 к выходу 20 сигнализатора 12 является небольшой, Это даво ление превышает величину давления Рь в гидроцилиндре 6 на величину Л Р, равную потерям на преодоление гидравлических сопротивлений гидролинии подвода рабочей жидкости к гидроцилиндру 6. Характеристика пружины гидроаккумулятора 24

1 выбирается такой, чтобы давление Ps соответствующее началу процесса регулирования давления аккумулятором 24. было бы больше давления Ры . При соблюдении этого условия поршень 25 гарантированно находится в изображенном положении (фиг. 1) в течение процесса заполнения рабочей жидкостью гидроцилиндра 6.

После выбора зазоров между дисками фрикциона в момент времени tz гидроцилиндр 6 останавливается, а давление Ры в гидролинии 16 начинает возрастать. Когда оно станет больше величины Рг,, поршень

25 аккумулятора 24 начинает перемещаться вверх, регулируя тем самым темп нараста5

40 ния давления в гидроцилиндре 6. Давление жидкости в гидроцилиндре 6 увеличивается пропорционально увеличению усилия пружины аккумулятора 24. При движении поршня 25 вверх жидкость из пружинной полости аккумулятора 24 вытесняется в гидробак через дроссель 27. Характер регулирования давления в гидроцилиндре 6 определяется характеристикой пружины гидроаккумулятора 24, его геометрическими размерами и площадями проходного сечения дросселей 26 и 27.

В момент времени тз процесс регулирования давления заканчивается. Давление в гидроцилиндре 6 и в магистралях, связанных с ним, возрастает и при давлении превышающем P>z срабатывает сигнализатор

12. Он возвращается в исходное состояние, (фиг. 1), При этом пружинная полость аккумулятора 24 сообщается с напорным участком 19 магистрали подвода жидкости к гидрораспределителю 9. Давление по обе стороны выравнивается и поршень 25 аккумулятора 24 под действием силы давления пружины возвращается в исходное состояние. В конце хода поршня 25 пружинная полость аккумулятора 24 сообщается с пружинной полостью клапана 29 разблокировки. Как только сила давления жидкости и пружины, действующая на золотник 30 со стороны пружинной полости клапана 29, превышает силу давления жидкости в полости 31 управления, золотник 30 перемещается влево до упора (момент времени с4), а вход 32 сообщается с выходом клапана 29.

Если при этом электрогидравлический клапан 36 находится во включенном состоянии, то давление Р4 в гидроцилиндре 4 фрикционной муфты гидротрансформатора 2 увеличивается с нуля до номинальной величины

Р»м и гидротрансформатор 2 блокируется, При возвращении поршня 25 и золотника 30 клапана 29 разблокировки в исходное состояние устройство управления готово к очередному переключению ступеней, Процесс переключения других ступеней происходит аналогичным образом, Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает плавное включение фрикционных муфт 5 — 8 коробки 3 передач гидромеханической трансмиссии 1, а также в тех случаях. когда к моменту переключения ступеней гидротрансформатор 2 находится в заблокированном состоянии, устройство позволяет его разблокировать на время переходного процесса, а затем после окончания процесса переключения ступеней снова заблокировать.

1678659

Формула изобретения

Устройство управления фрикционными муфтами гидромеханической трансмиссии транспортного средства, содержащее источник давления рабочей жидкости, гидробак, сигнализатор переключения ступеней, выполненный в виде двухпозиционного подпружиненного клапана, гидравлический аккумулятор с подпружиненным поршнем, электрогидравлический клапан включения блокировки, выход которого гидролинией сообщен с гидроцилиндром фрикционной муфты блокировки гидротрансформатора, а вход — с выходом двухпозиционного подпружиненного клапана разблокировки, пружинная полость которого сообщена с проточкой в корпусе аккумулятора, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности путем обеспечения плавного включения фрикционных муфт трансмиссии, оно снабжено дросселем постоянного сечения, переключателем ступеней, выполненным в виде многопозиционного гидрораспределителя, выходы которого сообщены гидролиниями с гидроцилиндрами фрикционных муфт трансмиссии. а вход связан с источником давления рабочей жидкости посредством гидролинии, в которой установлен дроссель постоянного сечения, разделяющий эту гидролинию на два участка — напорный от источника давления до дросселя и задроссельный от дросселя до гидрораспределителя, при этом двухпози5 ционный подпружиненный клапан выполнен с одним входом, двумя выходами и полостью управления, расположенной со стороны, противоположной его пружине. причем полость управления клапаном раз10 блокировки, его выход, а также вход двухпозиционного подпружиненного клапана подключены к напорному участку гидролинии подвода рабочей жидкости к гидрораспределителю, а полость управления

15 двухпозиционного подпружиненного клапана и первый из его выходов, соединенный через дроссель постоянного сечения с полостью противоположной подпружиненной полости аккумулятора, подключены к за20 дроссельному участку гидролинии подвода жидкости к гидрораспределителю, а второй выход сообщен через дроссель постоянного сечения с подпружиненной полостью аккумулятора, при этом в первой позиции двух25 позиционного подпружиненного клапана

его вход сообщен с вторым выходом, а во второй позиции вход сообщен с первым выходом, второй выход при этом соединен с гидробаком..1678659

Составитель А.Барыков

Редактор Н.Бобкова Техред M.Mîðãåíòàë Корректор А.Осауленко

Заказ 3174 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 10;

Устройство управления фрикционными муфтами гидромеханической трансмиссии транспортного средства Устройство управления фрикционными муфтами гидромеханической трансмиссии транспортного средства Устройство управления фрикционными муфтами гидромеханической трансмиссии транспортного средства Устройство управления фрикционными муфтами гидромеханической трансмиссии транспортного средства Устройство управления фрикционными муфтами гидромеханической трансмиссии транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к диапазонным гидропередачам транспортных средств

Изобретение относится к тракторному и сельскохозяйственному машиностроению, в частности к системам управления самоодными транспортными средствами

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к электронным системам автоматического управления наддувным дизельным двигателем и ступенчатой механической трансмиссией транспортного средства

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам управления переключением ступеней в трансмиссиях автомобилей, тракторов и строительно-дорожных машин

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к системам автоматического переключения передач в коробках

Изобретение относится к тракторному машиностроению, в частности к механизмам управления тракторов

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам управления трансмиссией и двигателем транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх