Ходовая часть транспортного средства

 

Изобретение относится к ходовой части транспортных средств на основе пневматических колес. Цель изобретения - повышение надежности. Достигается это за счет упругого опирания катков на шину колеса через роликовый прижим 6, с которым они связаны посредством двуплечих рычагов 7 и 8 и тяг 13 и 14. При этом роликовый прижим взаимодействует с внешней протекторной поверхностью 5 ленты 4 в зоне угла охвата ею шины колеса, обеспечивая плотное прилегание внутренней поверхности ленты к протектору шины. 2 з.п. флы, 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ социАлистических

РЕСПУБЛИК (st)s В 62 0 55/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4731083/11 (22) 05.07.89 (46) 07.03.92.Бюл.М 9 (72) П.В.Зелений, В.Д.Пищало, В.В.Гетман и

М.М.Зеленая (53) 629.113.012.4(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР М

1652169, кл. В 62 D 55/04, 1989. (54) ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к ходовой части транспортных средств на основе пневмати Ж 1717462 А1 ческих колес. Цель изобретения — повышение надежности. Достигается это за счет упругого опирания катков на шину колеса через роликовый прижим 6, с которым они связаны посредством двуплечих рычагов

7 и 8 и тяг 13 и 14. При этом роликовый прижим взаимодействует с внешней протекторной поверхностью 5 ленты 4 в зоне угла охвата ею шины колеса, обеспечивая плотное прилегание внутренней поверхности ленты к протектору шины. 2 з.п. флы, 6 ил.

1717462

Изобретение относится к движителям внедорожных транспортных средств, Цель изобретения — повышение надежности.

На фиг.1 показана ходовая часть, вид сбоку; на фиг.2 — то же, вид спереди, на фиг,3 — то же, вид сверху; на фиг,4 — роликовый прижим; на фиг.5 — ходовая часть с регулируемым натяжением ленты гусеничного обвода; на фиг,б — то же, с приводом вращения роликового прижима.

Ходовая часть содержит основное пневматическое колесо 1, расположенные по обе его стороны в продольно-вертикальной плоскости дополнительные опорные катки 2 и

3, охватывающую колесо и катки замкнутую эластичную ленту 4 с протектором 5 на внешней поверхности и роликовый прижим

6, контактирующий с протектором в зоне угла охвата лентой колеса. Роликовый прижим, выполненный, в частности, в виде одиночного ролика, кинематически связан с дополнительными опорными катками 2 и 3 посредством двух двуплечих рычагов 7 и 8, посаженных на несомую колесом 1 ось 9 с возможностью поворота в продольно-вертикальной плоскости, параллельной продольной плоскости 10 симметрии колеса. На нижних плечах рычагов 7 и 8 установлены оси 11 и 12 дополнительных опорных катков

2 и 3, а верхние плечи рычагов 7 и 8 кинемагически связаны тягами 13 и 14 с роликовым прижимом 6.

Ось 9 поворота рычагов 7 и 8 прикреплена к диску 15 колеса. Диск, в свою очередь, прикреплен к полуоси 16 ведущего моста транспортного средства, снабженной управляемым приводом вращения. На несомый диском обод 17 посажена эластичная шина 18, образующая герметичную полость

19, заполненную воздухом под давлением, превышающим атмосферное. В нутришинное давление может регулироваться с рабочего места водителя в зависимости от внедорожных условий движения, причем на ходу (пневматическая система не показана).

Ролик роликового прижима 6 и катки 2 и 3 выполнены цилиндрической формы и имеют у оснований реборды 20-22 для удержания на них эластичной ленты от бокового сьезжания, Эластичная лента, выполняющая роль гусеничного обвода, выполнена из зластомера (резины), армированного нерастяжимым кордом по периметру, Утолщенный с внешней стороны ленты слой эластомера расчленен узкими углублениями на элементы, в частности, поперечно расположенные (фиг.2), и выполняет роль протектора, Внутренняя поверхность ленты обладает высокими фрикционными свойст5

45 вами для сцепления с протектором шины 18, Верхние концы тяг 13 и 14 сочленены развитым цилиндрическим шарниром 23, параллельным осям вращения колеса 1 и катков 2 и 3, на который ролик роликовой опоры 6 посажен с возможностью свободного вращения, но зафиксирован от осевого перемещения в обоих направлениях, Такую же установку на осях 11 и 12 рычагов имеют и катки 2 и 3, Связь нижних концов тяг 13 и 14 с верхними плечами рычагов 7 и 8 осуществлена также посредством цилиндрических шарниров, параллельных цилиндрическому шарниру 24 сочленения рычагов на оси 9, Все цилиндрические шарниры в устройстве, допуская свободный поворот сочленяемых ими элементов (тяг и рычагoB),фиксируют их от осевого перемещения, Роликовый прижим (фиг,4) может выполняться на основе нескольких роликов 25, в частности трех, связанных одной обоймой

26, причем все три ролика контактируют с внешней криволинейной в зоне охвата колеса поверхностью эластичной ленты (протектором) и оси их свободного вращения параллельных осям вращения колеса и дополнительных опорных катков. Обойма цилиндрическим шарниром, соосным с осью вращения ее центрального ролика, сочленена с верхними концами тяг, связывающими ее с верхними плечами рычагов катков. В остальном эта схема движителя аналогична первой, В случае необходимости для настройки движителя на определенные условия движения вне дороги режимы эксплуатации длина плеч рычагов и тяг выполняются регулируемой (фиг.5). Так, тяги выполняются в виде двух элементов 27 и 28 каждая, соединенных охватывающей их трубой 29 с обращенными один к другому цилиндрическими концами, причем упомянутое соединение выполнено резьбовым. Благодаря тому, что одно соединение тяги имеет правое направление резьбы, а второе — левое, тяга удлиняется или сокращается при вращении трубы. Цилиндрические шарниры 30 и 31 на нижних концах тяг.связаны с верхними плечами рычагов посредством ползунов 32 и 33, зафиксированных от вращения подвижными шлицевыми или шпоночными соединениями 34 и 35, Удержание ползунов на верхних плечах рычагов на различных удалениях от шарнира сочленения последних, а также их перемещение вдоль плеч осуществляется гайками

36 и 37, навинченными на плечи по обе стороны каждого ползуна, Нижние плечи 38 и 39 рычагов для регулирования натяжения эластичной ленты вы1717462

10

20

35

50

55 полнены выдвижными из охватывающих их частей 40 и 41. От вращения плечи 38 и 39 также фиксируются подвижными шлицевыми или lLnoío÷íûìè соединениями 42 и 43.

Выдвижение плеч 38 и 39 и их удержание на различных удалениях от шарнира сочленения рычагов осуществляется гайками 44 и

45, причем гайки для улучшения динамических характеристик движителя опираются на охватывающие плечи 38 и 39 части 40 и

41 рычагов через упругие элементы 46 и 47.

Для предотвращения черезмерного проскальзывания колеса относительно ленты при перегрузках движителя крутящим моментом, подводимым к колесу, а также снижения по каким-либо причинам коэффициента сцепления его шины с внутренней поверхностью ленты ролик роликового прижима может быть кинематически связан с ведущей полуосью. колеса зубчатой передачей, в частности кЬнической (фиг.6). В ней ведущее коническое колесо 48 посажено непосредственно на ведущую полуось и связано с ней посредством роликовой муфты 49 свободного хода. Ведомое коническое колесо 50 прикреплено соосно непосредственно к ролику роликового прижима. Связующие конические колеса промежуточные шестерни 51 и 52 соединены телескопическим валом 53 с подвижным шлицевым или .шпоночным соединением его частей. Телескопический вал имеет по отношению к колесу 1 радиальное расположение. Каждая пара колес и шестерен, входящих в зацепление, смонтирована в корпусах 54 и 55, одновременно служащих и картерами для удержания смазывающей жидкости, Передаточное число зубчатых зацеплений таково, что обеспечивает некоторое кинематическое несоответствие между колесом 1 и роликом, при котором муфта 49 свободного хода остается выключенной, т.е, не передает крутящего момента на ведущее колесо 48, до тех flop, пока проскальзывание колеса относительно ленты не достигнет определенного допустимого, заранее установленного, значения (3-6%), определяемого из условий износостойкости их материалов, а также уровня циркуляции паразитной мощности.

Для исключения проскальзывания ролика в ведущем режиме на его цилиндрической поверхности выполнены поперечные ребра 55, шаг и толщина которых соответствуют шагу и ширине углублений протектора ленты, в которые они входят. В остальном конструкция движителя аналогична описанным выше, Ходовая часть транспортного средства работает следующим образом.

Приходящая на ходовую. часть нагрузка транспортного средства вызывает деформацию шины колеса 1. При этом частично нагружаются и дополнительные опорные катки 2 и 3, поворачивая двуплечие рычаги

7 и 8 в противоположных направлениях до тех пор, пока сила упругой реакции на роликовый прижим 6 не возрастет до значения, достаточного для уравновешивания опорных реакций, воспринимаемых катками 2 и

3. Подводя к ведущей полуоси 16 крутящий момент, приводят во вращение колесо 1.

Будучи. прижатой к колесу роликом в зоне охвата лента 4 также получает перемещение, перематываясь на катках и колесе, Протектор ленты, взаимодействуя с опорным основанием, развивает касательные усилия, обеспечивающие передвижение транспортного средства в противоположную их направлению сторону. Чем выше нагрузка на ходовую часть, тем больший крутящий момент подводится к колесу 1, необходимый на преодоление сил сопротивления его движению. Коэффициент скольжения колеса относительно ленты при этом не возрастает или возрастает незначительно благодаря увеличению силы поджатия верхней ветви ленты к колесу, обеспечиваемому опорными реакциями, воспринимаемыми катками и стремящимися повернуть рычаги 7 и 8. При регулировании внутришинного давления воздуха сила прижатия ленты к колесу останется постоянной или изменится незначительно, так как зависит не от упругости шины, а от опорных реакций под катками 2 и 3.

Уравновешивание опорных реакций под катками силами упругости шины, действующими на роликовый прижим и уравновешивающими двуплечие рычаги в некотором положении, зависящем от нагрузки на движитель и эластичности шины, определяемой внутришинным давлением воздуха, обеспечивает высокую плавность хода движителя и несомого им транспортного средства, а также сохраняет заданный характер распределения опорных реакций между катками 2 и 3 и колесом 1 при регулировании внутришинного давления воздуха применительно к различным внедорожным условиям движения.

Выполнение роликового прижима на основе нескольких роликов 25 позволяет распределить нагрузку на шину в зоне угла охвата ее лентой 4 на большую площадь, что благоприятно скажется на долговечности шины и ленты (фиг.4).

Повышению эффективности движителя способствует регулирование усилия поджатия ленты к колесу, достигаемое иэменени1717462 ем посредством гаек 36 и 37 длин верхних плеч рычагов, а также регулирование характера распределения нагрузки между катками и шиной посредством удлинения или укорачивания тяг, связывающих упомяну- 5 тые плечи рычагов с роликовым прижимом (фиг.5).

Возможность подвода крутящего момента к ролику по достижении некоторого допустимого коэффициента скольжения ко- 10 леса относительно ленты, а также зацепление ролика с протектором ленты посредством поперечных ребер 55 обеспечивает уменьшение затрат энергии на скольжение и уберегает внутреннюю поверхность ленты 15 от разрушения протектором шины (фиг.6).

Формула изобретения

1. Ходовая часть транспортного средства, содержащая колесо, установленное на оси, размещенные по обе стороны колеса в 20 продольной и вертикальной плоскости и шарнирно установленные на оси колеса с

21 23 возможностью изменения от привода их взаимного углового положения и его фиксации два двуплечих рычага, опорные катки, размещенные на одних плечах двуплечих рычагов, замкнутую эластичную ленту, охватывающую колесо и опорные катки, роликовый прижим, взаимодействующий с внешней поверхностью защитной эластичной лентой и связанный со вторыми плечами двуплечих рычагов, отличающаяся тем,- что, с целью повышения надежности, она снабжена двумя тягами, посредством которых ось роликового прижима связана со вторыми плечами двуплечих рычагов.

2. Ходовая часть по п.1, о т л и ч à ю щ ая с я тем, что роликовый прижим снабжен дополнительными роликами, связанными общей обоймой.

3. Ходовая часть по п,1, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что роликовый прижим кинематически связан с колесом посредством муфты свободного хода.

22 5

1717462

38 44 46 4Г 40 4/ иг 5

55,Я

49

Составитель E.Ãó÷êoâà

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор А.Осауленко

Редактор О:Хрипта

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 844 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскохозяйственному , тракторному и транспортному машиностроению и касается транспортных машин со сменными движителями

Изобретение относится к наземному транспорту, предназначенному для передвижения по ступеням лестничных маршей, и может быть использовано в колясках для инвалидов и тележках для перевозки грузов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и позволяет повысить надежность работы гусеничного хода путем снижения износа и исключения возможно сти повреждения боковин пневматической шины

Изобретение относится к движителям на основе эластичных гусеничных лент и позволяет повысить их эффективность и улучшить работоспособность путем регулирования натяжения ленты в зависимости от нагрузки на движитель

Изобретение относится к ходовой части внедорожных транспортных средств и позволяет повысить эффективность путем регулирования натяжения ленты

Изобретение относится к сельскохозяйственному и тракторному

Изобретение относится к ходовым системам колесных тракторов

Изобретение относится к тракторои автомобилестроению, преимущественно к машинам с классической колесной схемой, оснащенным в качестве средств повышения проходимости полугусеничным ходом, установленным с зазором относительно поверхности твердого грунта

Изобретение относится к движителям транспортных средств, преимущественно внедорожных

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к транспортным средствам со съемными кузовами, и может быть использовано в качестве прицепного средства и в виде сборной емкости при уборке урожая в агропромышленном комплексе

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тракторам с шарнирно-сочлененной рамой типа 4х4 и предназначено для повышения проходимости тракторов, снижения удельного давления движителя на почву

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к сельскохозяйственному и тракторному машиностроению

Изобретение относится к области автотранспорта и может применяться в автомобилях, работающих в сельской местности

Изобретение относится к устройствам для строительства и ремонта железнодорожного пути методом звеньевой укладки

Изобретение относится к машиностроению, а точнее к автомобилестроению, в частности к транспортным средствам повышенной проходимости, и может быть использовано в широком спектре транспортных средств с колесным и гусеничным движителем

Изобретение относится к автомобильному транспорту и касается создания уетройств для повышения проходимости транспортных средств при их движении по неровной поверхности с низкой прочностью

Изобретение относится к универсальным транспортным средствам, которые могут перемещаться как по дорогам с твердым покрытием, так и по слабонесущим грунтам
Наверх